Рука на пульсе: чем может быть интересно IPO сети медицинских центров ЕМС

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Пандемия COVID-19 повысила спрос инвесторов на перспективные компании в секторе медицинских услуг. Как следствие, в течение 2020 года во всем мире наблюдался бум IPO медицинских компаний. В результате объём капитала, привлечённого этими компаниями за прошлый год, превысил соответствующие показатели за последние пять лет.

Согласно данным S&P Global Market Intelligence, совокупно 263 медицинских компании стали публичными в течение года по сравнению со 180 в 2019 году и максимальным числом с 2015 года. Валовый объём привлечённых средств от IPO также вырос более чем вдвое по сравнению с позапрошлым годом и составил 43,46 млрд долларов в 2020 году.

Среди 17 крупнейших IPO за прошлый год, отслеживаемых Market Intelligence, восемь компаний относились к современным интегрированным провайдерам медицинских услуг. Китайские и индийские компании также заняли видное место в списке: около девяти компаний добились биржевых листингов в течение года, в том числе, китайские JHBP (CY) Holdings Ltd., JW (Cayman) Therapeutics Co. Ltd., Frontier Biotechnologies Inc. и индийская Gian Life Care Ltd.

Хотя в настоящее время рынок медицинских услуг представлен на российском фондовом рынке лишь одной компанией, он имеет большой потенциал и может обеспечить инвесторам интересную диверсификацию инвестиционных портфелей бумагой из «модного» сектора. Росстат оценил рынок платных медицинских услуг в России в 2019 году в 712 млрд рублей. В связи с этим интересной историей стало сообщение Европейского медицинского центра, ЕМС, о начале маркетинговой кампании с целью проведения IPO на Московской бирже.

ЕМС предварительно таргетирует оценку своего бизнеса в диапазоне 1,2–1,4 млрд евро. Ожидается, что объём размещения составит около 400 млн евро в форме GDR (каждая GDR будет соответствовать владению одной обыкновенной акцией EMC), при этом до 49% компании будет выставлено на продажу. Размещение, вероятно, займет две—три недели, так что предположительно финальная оценка размещения будет сформирована примерно в середине июля.

Имея в виду, что в настоящее время компании данного сектора в вышеупомянутых странах торгуются по мультипликатору капитализации выручки, P/S, в районе 4,5Х, предварительную оценку IPO можно назвать вполне адекватной — особенно, учитывая исключительно высокий уровень рентабельности бизнеса компании (см. ниже).

Последние несколько лет российский рынок медицинских услуг растёт высокими темпами, а сегмент платных медицинских услуг — быстрее рынка в целом. В то же время по насыщению и уровню проникновения медицинских услуг, российский рынок всё ещё заметно уступает рынкам ряда развивающихся и развитых стран, что указывает на его высокий отложенный потенциал роста.

Рынок частных интегрированных медицинских услуг имеет хорошие перспективы благодаря ряду факторов, включая специфические макроэкономические условия (старение населения, пенсионная реформа) и демографические тенденции (увеличение продолжительности жизни), а также объективно фиксируемый растущий спрос на высококачественные медицинские услуги среди россиян с высоким располагаемым доходом.

Основанный в 1989 году главным бенефициаром сети Игорем Шиловым, Европейский медицинский центр стал многопрофильной сетью частных клиник премиум-класса и одним из без преувеличения крупнейших игроков российского рынка в этом сегменте, став вторым по величине выручки и активов частным провайдером медицинских услуг в России. По данным Аналитического центра Vademecum, в непростом 2020 году сеть выручила порядка 258,50 млн евро, а EBITDA составила 97,3 млн евро (сеть ведёт учёт в евро). Таким образом, рентабельность EBITDA составила 37,6%. В феврале 2020 года 27,78% акций EMC приобрела ГК «МедИнвестГрупп» Виктора Харитонина.

 

На протяжении последних лет EMC демонстрирует ускоряющийся рост: CAGR скорректированной выручки за 2018, 2019 и 2020 гг. составил 11%, а CAGR скорректированной EBITDA за последние 5 лет составил 35%.

Большую долю в структуре выручки компании занимают услуги, оказанные по полисам ДМС и ОМС (по 19%). В дальнейшем данные сегменты могут также способствовать росту бизнеса компании. Полисы ДМС стали популярным средством крупных российских компаний для привлечения новых специалистов, а также хорошим инструментом для повышения лояльности сотрудников. Ожидается, что по мере возрастающей популярности ДМС в компаниях, данный сегмент будет расти. Развитие услуг ОМС является одним из приоритетных направлений компании. Ожидается, что оно станет одним из ключевых факторов роста компании.

Основными конкурентами ЕМС являются дочерняя компания АФК «Системы» Медси — частный провайдер с федеральным присутствием и широким комплексом предоставляемых услуг (превентивная медицина, диагностика и лечение), клиника «Мать и дитя» — частный провайдер с федеральным присутствием и основным направлением — женское/детское здоровье и материнство, СМ Клиника — сеть клиник в Москве, Московской области, Рязани и Санкт-Петербурге, предоставляющая широкий спектр услуг по доступным ценам, клиника «Будь Здоров!» — сеть амбулаторных клиник среднего ценового сегмента, расположенных в Москве, Московской области, Северо-Западном, Южном и Уральском федеральных округах и некоторые другие.

Интересно, что ЕМС обладает врачебным опытом и арсеналом в лечении онкологических заболеваний в России, где спрос на услуги в этой сфере по-прежнему существенно превышает предложение — в том числе на лучевую терапию, которая в настоящее время в сегменте ОМС развита крайне слабо. В 2020 году ЕМС начала реализацию нового проекта 360oHealth, суть которого заключается в комплексном подходе к здоровью пациента, специально разработанном для улучшения опыта пациентов и изменения модели их поведения в сторону превентивной заботы о здоровье и регулярных профилактических мер.

Честно говоря, я пока это на себе не пробовал, но для меня это звучит весьма заманчиво: сознательная и патронируемая профилактика вместо лечения! В первый год работы проекта посещения пациентов в рамках проекта выросли на 267% по сравнению с посещениями пациентов вне проекта, а Группа продемонстрировала рост выручки в рамках проекта на 244%.

Ожидается, что компания выплатит приблизительно 114 млн евро в качестве дивидендов в 2021 году, включая дивиденды за год, завершившийся 31 декабря 2020 года, в размере приблизительно 76 млн евро, выплата которых ожидается в сентябре 2021 года, и дивиденды за шесть месяцев, завершившихся 30 июня 2021 года, в размере приблизительно 38 млн евро, выплата которых ожидается в декабре 2021 года. Декларативно компания поставила целью выплату дивидендами до 100% чистой прибыли. Посмотрим, как будет в реальности.

Спасибо за краткий экскурс, а теперь стоит задуматься:
1. Зачем компания выходит на IPO, не привлекая средств в развитие бизнеса? Продаётся внушительный пакет до 49% доли текущими собственниками (а их не менее 3 известных предпринимателей), а значит в первую очередь за деньги инвесторов текущие акционеры хотят получить максимальную прибыль, - это к разговору о первичной стоимости акций. Вы планируете заработать? Скорее они;) ну и брокеры, как обычно, на комиссии..
2. Роман Абрамович всегда продавал свои бизнесы максимально выгодно. А он в числе продающих в этот раз.
3. Довольно серьезная конкуренция на текущем рынке и ограниченный потенциал роста (п.с. зачем собственники продают свои доли, если верят в неплохой рост? Да, возможно перевложиться в более маржинальные бизнесы, - тем более;)
4. Рынок сейчас не для бумов IPO и всего высокорискованного. Вряд ли вы заработаете на размещении, а скорее пополните ряды снизившихся почти сразу Fixprice, Совкомфлот, ВТБ и иже с ними;)
5. Диапазон цены 923 - 1 077 рублей, а это 16,7% дельта между верхней и нижней границей. Весомо. Готовы рисковать такой волатильностью?
6. Риски: отмена налоговых льгот, снижение покупательской способности населения (правда тут упор на премиум сегмент, что частично оптимизирует риски), снижение эффекта короновируса (лечение за рубежом)
7. Темп роста выручки прогнозируется до 10% ежегодно. Так, выручка привязана к евро, а в нашей стране валюта только растет, логично конечно что рост 10% из-за роста курса хотя бы. Также бумажная инфляция 6,5% (реальная во много больше) - вот вам и рост за счет инфляции и курса, даже бизнес растить не надо.
8. Прогнозируемые дивиденды 10,7-12% (мать и дитя порядка 5,3% для соотношения), при этом FCF ниже, а значит надо растить потоки прибыли или брать кредитные средства для покрытия. Заявить такие дивиденды легко, а будут ли они такие в реальности, да еще и в последующие годы?

Не является индивидуальной инвестиционной нерекомендацией=)

9

Константин, ребята просто хотят уйти на пике хайпа
Краткосрочно, конечно, можно заработать - у нас в стране попрежнему в основном финансово-безграмотные люди: прочитали «хороший» обзор и купили+доступ к участию неквалов это проклятие для долгосрочных инвесторов))

1

Дмитрий, так пик уже прошел почти полгода назад) сейчас так, остатки.. Краткосрочно можно и заработать и потерять;)

0

Константин, так ведь пол года назад никто не знал, что это был пик) а спустя пол года это уже понятно и можно скидывать акции, высвобождая кеш под новые инвестиции🤷🏼‍♂️ Ещё и эта очевидная замануха в виде направления 100% прибыли на выплату дивидендов должна настораживать, но наш народ не испугать😂

0

Константин, спасибо за то что вернули на землю, как вспомнил свокомфлот так сразу передумал…

0

Eldar, я всего лишь дал немного пищи для размышления, отговаривать даже не пытаюсь) каждый тут решает сам)

0

Спасибо за разбор, любопытно

0

А как участвовать в таком IPO? Только квалы могут?

0

Darya, в данном случае и квалы, и неквалы. Тинькофф уже собирает заявки на эти расписки

0

Константин, спасибо большое за ответ)

2

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю