IPO или DPO: в чем разница

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж

В чем разница Direct listing и IPO? Есть ли возможность принять участие мелкому розничному инвестору? Разбираемся.

Интерес к прямому листингу вырос после выхода #SPOT в 2018 году, которая пропустила процесс IPO и разместила акции непосредственно на бирже.

Факторы к direct listing:

  1. Хорошо известный бренд.
  2. Глобальный масштаб.
  3. Нет нужды в значительном дополнительном капитале.
  4. Большая и разнообразная база акционеров.
  5. Относительно легко понимаемая бизнес-модель.
  6. Прозрачная корпоративная культура.

Примеры:

Компания не привлекает новые средства и не выпускает новые акции.

Выпущенные акции котируются на бирже без первичного/вторичного андеррайтинга — мин расходы на сделку (~2% против до ~7% при IPO).

Вместо привлечения нового внешнего капитала (как при IPO) акционеры — сотрудники/инвесторы — конвертируют свою долю в акции, которые затем котируются на бирже.

Ранние инвесторы могут свободно продавать свои акции, но не обязаны.

Новые акции не выпускаются → сделки происходят только в том случае, если акционеры продадут свои акции.

Цена зависит исключительно от спроса и предложения — это повышает волатильность (диапазон менее предсказуем).

Нет «roadshow» для инвесторов → нет нужды вызывать интерес (компания и так с «именем»).

Нет стабилизирующего агента → при IPO это обеспечение ликвидности во избежания сильного движения цены + поддержка цены при покупке акций ниже определенного уровня.

Не обязателен «lock up» период (при IPO зачастую есть) → после листинга акции могут быть приобретены широкой публикой → инвесторы могут получить денежные средства в любое время без периода «блокировки».

Нет «overallotment option» (т.н. «Greenshoe option») → в контексте IPO положение предоставляет андеррайтеру право продать инвесторам больше акций, чем первоначально планировалось эмитентом (если спрос на эмиссию ценных бумаг окажется выше, чем ожидалось).

Выводы

Большинство компаний нуждаются в новом капитале и плотной базе акционеров. Поэтому прямые листинги не заменят IPO. Здесь преследуются иные цели — ликвидность для существующих акционеров и недорогой процесс выхода. Для компаний с неоспоримым инвест спросом — это отличный способ перепрыгнуть андеррайтеров с их высокими ставками и требованиями.

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю