Этот текст раньше был комментарием. Вы тоже можете поделиться своим мнением под любым материалом или написать пост в Сообщество.
Обожаю этот плач Ярославны: «Айтишникам постоянно нужно учиться какой-то ненужной хайповой технологии; если не учиться все время, быстро состаришься в ИТ».
Заметил, что в том или ином виде этот стереотип преподносят как один из минусов ИТ-сферы. Но на самом деле так выгоревшие специалисты просто рационализируют свое нежелание лишний раз напрягаться.
Я сам больше четырех лет работаю фронтенд-разработчиком и могу сказать, что за это время мне ни разу не пришлось учить что-то из новых технологий только потому, что они хайповые.
Если новая технология — библиотека, фреймворк — становится популярной, значит, она упрощает жизнь и повышает качество работы. Потратив силы на ее изучение, я получаю не строчку в резюме, что владею SuperDuper Framework, для галочки, а большую производительность на работе при тех же усилиях.
Конкретно во фронтенде на российском рынке появляется максимум одна-две хайповые технологии в год. Не очень много для постоянной учебы. Чтобы действительно «состариться» и стать невостребованным на рынке айтишников, нужно хотя бы на три-четыре года полностью забить на свое саморазвитие как специалиста. Разве это быстро?
Пришла в ИТ за деньгами. Ничего нету интересного в этих xml и json и куче кода, которая их генерит. Работать скучно, как и другим офисным сотрудникам - бухгалтерам, менеджерам, юристам, логистам и т.д, которые тоже ходят на работу за зарплатой. Считаю, что моя профессия ничем не отличается от перечисленных ранее.
Развиваюсь профессионально ровно настолько, чтобы быть посредственным сотрудником, нормально выполнять рабочие обязанности и не тянуть работу команды назад. Никаких принципилаьно новых фич и инструментов внедрять не хочу - на это есть лиды, вот пусть у них и болит голова, я в лиды не рвусь. У меня много других занятий поинтереснее за пределами работы, чем become higher-better-faster-stronger в профессии.
Алиса, омг! Впервые вижу честный коммент про то, что пошла в IT за деньгами, а не потому что сильно это нравится! Респект!
Алиса, я тоже. И меня удивляет, что в IT считается, что ты обязательно должен пылать любовью к своей работе, а свободное от работы время обязательно надо развивать свои пет-проекты/изучать все подряд новые технологии и т.д. А тех, кто считает работу в IT просто работой, а не страстью всей своей жизни, почему-то осуждают:)
Дама, профессия много лет была гиковской, это воспринималось как стандарт.
Возможно, через несколько лет, когда все привыкнут к пришедшим за деньгами демотивированным людям, стандарт изменится.
Пока, надеюсь, нет, я бы хотел с гиками еще поработать.
Никита, но где грань между демотивированностью и просто здоровым отношением к работе, когда ты соблюдаешь work-life баланс и в свободное время уделяешь время семье, друзьям, отдыхаешь, а не изучаешь новое для работы? Мне кажется, что в IT эта грань сильно смещена относительно других профессий.
Дама, не могу сказать, на сколько смещена, у других профессий тоже не все сладко. Говорят самозанятые и предприниматели вообще выходных не знают.
Да, в ит есть широко предоставленная категория людей, которая с детства до института, как минимум, добровольно и с удовольствием отноулайфила за компом. Из них получаются увлеченные спецы и с ними может быть сложно конкурировать людям с более слабой мотивацией. (Хотя они могут брать другим: дисциплиной, например, и софт скиллами)
Но и в других профессиях, уверен, тоже такое бывает, у инженеров-электронщиков каких-нибудь. Если кто-то с детства с папой телевизоры паяет, с ним будет сложно соревноваться.
Дама, да все просто :) Обучение новым навыкам при желании вписывается в рабочие часы. Тогда адекватным балансом будут «оговорённые» часы труда, условные 8. А остальное время — жить и делать миллионы других дел.
Многим не нужны никакие карьерные амбиции, достаточно понятных задач и зарплаты — и это вообще норм.
Но тянуть лямку, продалбливая 50% жизни на что-то, что не нравится за зарплату — ну хз
Дама, ну не знаю... Нет, прям "пылать любовью" - это, конечно, громко сказано, но, думаю, это лично ваше преувеличение, ради красного словца) Я не слышал ни разу, чтобы кто-то говорил, что необходимо пылать любовью к работе. Однако просто любить свою работу, чтобы тебе нравилось то, чем ты занимаешься - мне кажется, это важно. Хотя бы даже для собственного психического состояния. Кроме того, тогда ты ощущаешь важность того, что делаешь и стремишься делать это качественно. Что в конечном итоге полезно для всей индустрии и национальной экономики. А отношение "просто работа" как раз и порождает тонны говнокода и некачественный софт.
Дама, много лет назад преподаватель в Вузе сказала: «представьте мир в котором каждый любит свою работу»… и пусть это слишком идеалистическая картина мира, но есть разница между теми специалистами «кто по-любви», а кто просто денежку зарабатывает. И я далеко не только про IT…
Алиса, у меня похожая ситуация, в эту сферу тоже изначально шел за деньгами. Программирование нравится, но не фанат (в школе вообще не давалось). Для себя нашел компромисс в виде интересных проектов \ продуктов. Если нравится конечный результат совместных усилий команды, то и кодить выходит веселее :)
Ivan, +1
тоже основная причина деньги, вторая -чтобы работа не бесила, а в идеале нравилась.
на предыдущем месте вообще звезды сходились идеально, на нынешнем. увы - проекты не штырят, но я не теряю надежды))
Алиса, если вы не любите свою работу - зачем вы на ней работаете? найдите то, что будет приносить удовольствие.
Pavla, написано же – за деньгами. То, что приносит удовольствие, далеко не всегда приносит и деньги, чаще даже наоборот, требует нехилых финансовых вложений.
На, мне не понять, я совмещаю)
Pavla, вы счастливый человек! Это здорово, что у вас получилось!
хз, у меня ни к чему особой страсти нет. Завидую иногда тем, кто нашли свое призвание и/или хобби.
Алиса, мне кажется, всё таки работа должна быть интересна и приносить какое-то удовольствие. Никто не говорит, что нужно заниматься ей 24/7. Но работа, к сожалению, занимает большую часть нашей жизни, и проводить эту часть занимаясь тем, что тебе не интересно - это прям грусть-печаль (даже ради денег).
ИТ очень обширная область, не ограничивающаяся xml и json) И если уж пришли в ИТ, то всегда можно найти компанию/проект/задачи, которые будут интересны.
Алиса, не выполняя более сложную работу и не развивая свои навыки, чтобы её выполнять, ты упускаешь «поток», живёшь менее счастливой жизнью.
Конечно, можно просто делать работу и ничего не чувствовать восемь часов подряд, но гораздо приятнее получать удовольствие от деятельности, которая занимает до трети жизни.
Удивительно, что так много людей считающих, что работа должна быть скучной.
Тёма, люди Вам пишут, что стараются искать здоровый баланс работа/ личная жизнь, и это делает их счастливее. Вы пишете, что не делая более тяжёлую работу, они становятся менее счастливыми. Вы уверены, что отвечаете реальным людям, а не голосам в своей голове?
Ol, скорее «голоса в голове» у тех, кто считает, что любить свою работу = ноулайф, 24/7 кодить и проявлять другие признаки нездорового поведения.
Мне тоже не понять, как и зачем тратить половину жизни на то, от чего не драйвит. Очень грубо, но 8 — сон, 8 — работа, 8 — жизнь. Сон не осознается, в счёт «жизни» не идёт. Тогда из 100% бодрствования половина (!) уходит на работу. Ладно не любить мыть посуду — и мыть ее, тут хотя бы 10 минут.
> Вы уверены, что отвечаете реальным людям, а не голосам в своей голове?
Ol, твоё замечание о голосах в моей глове голове глупо и не уместно.
Я не посягался на баланс работы и личного времени, лишь предположил, что люди могут упускать огромную часть своей жизни добровольно отказываюясь от получения удовольствия от работы.
Есть мнение, если человек не "горит" своей профессией - он не тем занимается. Если подойти конструктивно, работа занимает слишком много времени в нашей жизни, чтобы не получать удовольствие от самого процесса. Можно одинаково получать удовольствие, будучи разработчиком, воспитателем, поваром, официантом, водителем такси - кем угодно, если ты "на своём месте" :)
Avis, насчёт "ем угодно, если ты "на своём месте" - полностью согласна.
Но для счастья должны быть закрыты базовые потребности - наличие жилья, нормальной еды, работа без переработок, финансовая подушка.
К сожалению, на большинства работах можно только затягивать потуже пояса и платить ипотеку 30 лет на однушку.
Образования не имею, потому у меня был один путь - в ИТ, где на наличие корочки не смотрят
Вы же фронтендер, а не инженер- программист 🙃
Если без шуток, то такой топик уже был
Artem, абсолютно согласен, фронтендеру не нужно много учиться, на самом деле никому много учиться не надо. Везде в год примерно 1-2 новых стоящих продукта. Проблема что продуктов за год может быть 10, на первый взгляд они все более менее стоящим и попробуй выбери тот, что нужен тебе: в проекте, иначе нафиг ты продукт изучаешь; в профессии, ну потому что есть что-то что помогает в области целиком.
И если ты видишь только 1-2 новых продукта за год, значит их уже оценили более скилованые и знают их плюсы и где применить, тут и выбирать нечего и изучать. А вот если ты ищешь как свой проект улучшить вот тут и возникает вопрос.
Хотя в целом я согласен, ради денег нет смысла так напрягаться.
Artem, в точку ))
Как фронтендер с 15+ стажем вообще не понимаю о чем речь.
Не припомню ни одной новой технологии за последние лет так 7, после появления WebAssembly (который далеко не всем нужен) ничего нового то и не было. Очередной фреймворк или библиотека? Так это просто инструмент который изучается за небольшое время чтением документации. Coffescript/TypeScript/ES6/Swift? Vue/React/Angular? Да какая разница, это все мало чем отличается друг от друга.
d1mmmk, и я с вами полностью согласен! Редакция просто взяла мой коммент из этой статьи https://journal.tinkoff.ru/it-disillusion/
В которой было мнение, что айтишники все время учатся каким-то бесполезным новым технологиям :)
В целом автор прав, но ему очевидно около 25, да и 4 года не слишком много для того, чтобы перестать получать эндорфины от освоения нового фреймворка. Поставь себе отложенное уведомление с этой статьей на 40 лет.) Уверен, восприятие этой мысли будет уже не столь однозначным)
Михаил, мне почти 34 года )
Михаил, вы озвучили мою первую мысль.
Слишком уж бодрый этот парень, явно не подзадолбался от проблем.
Когда ты молод и полон сил любой вызов принимаешь как крутую возможность, потому что можешь полностью погрузиться в этот мир и не думать об остальном (или думать, но не настолько серьезно, как если тебе больше 30).
А когда (вот я сейчас опишу мои последние полгода)
- тебя постоянно пытаются развести на деньги банки и страховые компании;
- приходится контролировать рабочих, которые делают ремонт у тебя в квартире, которые так и норовят испортить дорогие стройматериалы;
- а двери доставили, но уже 4 месяца динамят с установкой, потому что их директор то забыл забыл про тебя, то наврал, что у мастера будет время, чтобы ты не соскочил на другую фирму;
- здоровье постоянно барахлит;
- в платежке за квартиру прислали левые цифры;
- налоговая вернула по 3НДФЛ 23к вместо 85к по непонятным причинам;
- за день приходится улаживать столько разной фигни, что сил и времени не остается на элементарные бытовые дела;
..., то работаешь тупо, чтобы получать деньги, испытывая периодические приступы интереса к специальности.
Не зря в кино всегда показывают айтишников как умных, но чудаковатых ребят. Айтишник, как человек, привыкший думать, не может не включать голову - потому будет разбираться о всем:
страховая пытается облапошить - пошел разбираться в юридических аспектах темы, заболел - пошел узнавать все о том, как работает этот недуг и каковы варианты избавления, налоговая прислала неверный вычет - пошел требовать объяснений и предоставил правильные по твоему мнению расчеты.
Потому айтишник либо погружается в работу не думая ни о чем другом и счастлив узнать как можно больше, либо сильно страдает, если ему надо на себя взять еще и активность в виде обучения.
И мой пост обносится к большинству людей разных специальностей, которые привыкли думать.
Михаил, Добрый день. Мне 42 года и я game developer , программист)))
Это любой профессии касается. Врач постоянно учится, в бухгалтерии тоже скучать не дают, только зевнул, пяток новых законов пропустил, и это вам не строчки в резюме, а вполне реальные штрафы. И при этом, никто не знает как делать и ничего толком не работает... вечный цейтнот. Мой приятель на руководящей должности на крупном предприятии, тоже учится постоянно.
Если новая технология — библиотека, фреймворк — становится популярной, значит, она упрощает жизнь и повышает качество работы
Нет, это не так работает, к сожалению. Вообще хайповые вещи изучать не всегда нужно и полезно. + часто действительно нормальное обучение даётся долго. Я до сих пор не так хорошо знаю rxJs, хотя использую его постоянно.
Захожу в wordstat.yandex.ru и смотрю изменение частоты поиска "выгорание" за последние полгода
Ба! В конце февраля все как-то резко прекратили выгорать.. как в новый год.
Alexander, в конце февраля люди просто переключились с "выгорания" на "подгорание".
Четыре года во фронтэнде - это, конечно, стаж :)
Давайте не путать теплое с зеленым. Все зависит от целей.
1. Если цель "войти в айти" и там криво-косо удержаться, чтобы получать более-менее адекватную денежку - это одно. Такой подход приводит к тому, что на рынке появляется много низкоквалифицированных специалистов, которые ничего толком не умеют и не хотят, просто держаться за кресло. Яркий пример - чиновники всех мастей. Большинство просто просиживает штаны, но зарплату получают, какую-то мелкую задачку едва ли в состоянии выполнить. Но по сути - ничего не умеют.
2. В любом деле, если хочешь оставаться серьезным специалистом, надо учиться. И ИТ тут вообще не причем - это касается абсолютно любой отрасли. Даже кассиру в условной Пятерке иной раз надо быстро разобраться в новой программе для кассового терминала или же понять, что это за новый продукт и дать какие-то пояснения по нему, да и изменения в законодательстве тоже надо бы отслеживать, не дожидаясь инструкций сверху, которые могут приехать спустя пару месяцев.
3. Что касается новых технологий. Вот тут фронтенд-разработчики говорят, что ничего нового. Хоть я и бэкенд, но немного слежу за фронтом. Как минимум, набрали силу десктопные фреймфорки, типа Electron JS, мобильная штуковина React Native, да тот же GraphQL. Сколько встречал фронтендеров уровня до strong middle, и мало кто умеет docker нормально развернуть, чтобы все изменения практически "на лету" публиковались в контейнер. А если спросить про бэк, ту же node.js, мало кто может что-то адекватное ответить. Хотя казалось бы - тот же JS/TS, но вот глубже копнуть не получается. Да и сам фронт редко какую-то серьезную логику содержит, кроме базовой проверки введенных данных, потому как сейчас всю логику стараются "прятать" в бэке.
Мы таких называем формошлепами. Таким действительно не надо ничего учить, за 3-4 месяца можно освоить HTML, CSS, JS(ну и что-то типа React или Vue), этого хватит, чтобы натянуть шаблон на WP или Джумлу, навести красоту и считать себя разработчиком.
4. Какие ставят задачи. Если, как я писал в прошлом пункте, задачки простые типа сверстать, что-то разместить, формочку сделать - это одно. А вот серьезный портал сделать, да даже банально правильно соединить nginx и apache (точнее, понимать, как написать код так, чтобы статика и динамика были отделены, и каждый сервер делал свою работу), продумать API вместе с бэком - это уже задачи посложнее, и здесь надо не просто знать язык программирования, а уйти глубже, понимать, как работают структуры данных, разобрать в многопотоке, уметь писать запросы в БД (SQL и noSQL) и многие другие вещи. И чем сложнее задачи - тем больше вам будут готовы платить. И доплачивать за умение в смежные технологии.
Как итог - если цель просто сидеть и не отсвечивать, просто делать что-то простое, то хватит и базовых навыков. Если же хочется быть спецом, уметь в сложные вещи - учиться надо. И это актуально в ЛЮБО сфере. Просто в ИТ это более ярко выражено и более очевидно.
В айти новое нужно учить по необходимости. Смысл учить хайповое, если ты не будешь это использовать? Кроме того, в айти профессий целый вагон с прицепчиком. Разработчикам в динамичных сферах периодически приходится учиться. Технологии меняются, и не успеть за ними низзя, иначе как дурак будешь деревянные колеса к автомобилю прикручивать - вроде как и едет, но как-то не так:)
Те, кто хочет осваивать все эти новейшие высеры, фреймворки и технологии, просто ещё не выгорели. Изучать что-то можно и нужно только в рамках производственной необходимости, за счёт работодателя и в оплачиваемое им рабочее время. Всё остальное - для джунов-романтиков.
Sergey, есть истина в ваших словах, я бы даже сказал - так, по идее и должно быть во многих сферах. Но до одного момента. Придет ваш начальник и скажет - мы решили все сделать по феншую на новой технологии, с новой базой данных, разместить в облаках, настроить интеграции, присоединить к корпоративной почте, и еще, и еще ... (добавить любое пожелание, адекватное и не очень) и ищем новых людей. Как это ты этого не знаешь? Ну тогда держи выходное пособие, а мы наймем новых молодых ребят, они дешевле тебя, и знают все эти новомодные штучки, обучение им оплачивать не надо, а за ДМС со стоматологией и опыт будут работать чуть ли не за еду.
Оно всё так, конечно, если в общем и целом.
При этом давайте-ка только не забывать, что ИТ — это набор *инженерных* дисциплин, требующих в идеале соответствующего образования (т.е. любого инженерного), ну или как минимум — врождённого инженерного подхода.
И давайте чётко различать две абсолютно и принципиально разные ситуации:
1) «Там вышел новый фреймворк, вроде решает вот такую-то нашу боль, давайте его потихоньку обкатаем на мелочах, и если всё хорошо, то потом в новом коде основного проекта придумаем как начать использовать, как это тестировать, а пока работаем как было»
2) «Там новый фреймворк вчера вышел, всё, у нас был проект, а стала легаси-какашка, кто так работает уже сегодня, что пацаны про нашу команду скажут, давайте срочно везде новинку используем и будем на неё код переписывать!!!»
Какой из подходов инженерный и правильный, а какой справедливо критикуется и высмеивается — догадайтесь сами, это несложно.
Да, инженерный подход скучный, во многом базируется на принципе «не чинить то, что не сломалось», однако же именно за него — сюрприз! — заказчики платят деньги. Среди заказчиков вообще 99/100 плевали из стратосферы на то, сколько лет библиотеке, лежащей в основе их кода, а один оставшийся небезразличный — тот просто сам бывший неудавшийся айтишник.
В senior-ы попадают всё же не по выслуге лет, а по огромному опыту. И то, что джунам кажется «выгоранием дедов», на деле является рациональностью людей, оценивших затраты и отдачу без этих вот истерик «урааа, новенькое, код на целых три строчки сокращает, парни зареспектят».
Нет, хотите новенькое, — пожалуйста! Но становитесь инженерами. Проводите оценку, идите к бизнесу с чётким предложением, если не можете всё сделать незаметно для него (читай: если нужно заложить рефакторинг).
Впрочем, это я всё описываю нормальную, полноценную работу. На «галерах», конечно, о таком не слышали, там проект лепится, сдаётся и забывается, slap-shit-n-deploy. Но мы, вроде как, не артельно-кустарные подходы тут обсуждаем.
А вообще — напомню народную частушку:
Десять метров джаваскриптов
Грузят текста двести байт.
Я — элита программистов,
Не какой-то разъ#6ай!
Перехожу в IT именно для постоянного развития, мне нравится учиться. Текущая сфера затягивает в рутину и в большинстве компании удобно, когда специалист без амбиций просто выполняет свою работу.
Нашла для себя нишу, где текущий опыт будет ценным и получение новых знаний будет обязанностью. Держите за меня кулачки.
Ну и денежек больше хочется, чего скрывать - то)
Kubernetes, cloud, новые языки, различные ci/cd. Сейчас все больше full стеков ищут, а ля человек-отдел, чем просто бекендеров или фронтендеров.
Евгений, новые языки изучают те, у кого старые плохие. А для возни с куберами и прочими тимсити существуют специально обученные девопсы, не программерское это дело.
Сергей, угу, но не у всех есть этот мифический человек devops.
Тогда это ничем не отличается от любой другой сферы.
Например, в фармацевтике постоянно появляются новые препараты. Производители регулярно занимаются "брендированием" - в смысле меняют картинки на коробочках, чтобы было сложнее найти препарат в куче подобных. А законодатели радуют новыми требованиями - то срок годности на ценнике надо написать, то наличие номер рег. удостоверения на коробочках проверить. Ну и обязательно повышение квалификации раз в 5 лет надо пройти, чтобы иметь щастье работать. А платят за все это в разы меньше.
В IT за деньги работаю с 1997 года нон-стоп. Получал зряплату за программки на 20+ языках (от awk до coq/haskell/rust/c++) под пачку os (dos, windows, os/2, freebsd, linux, opensolaris, веб-фронтенд), примерно столько же разных os так или иначе приходилось админить. Сколько за эти годы фреймворков прошло через меня - не вспомню даже половину названий.
О чем эти циферки? Во-первых, новую технологию приходится изучать как минимум раз в год. Во вторых, кажется что не меньше 70% технологических решений рождаются благодаря перекрестному опылению, и по сути становятся хайповыми форками одной и той же технологии, но под другую платформу, язык или фреймворк. Отличается синтаксис или апи при той же сути. В результате, одно и то же из года в год приходится изучать заново, но под другим соусом.
Пример:
1990-е: кооперативная многозадачность через селекторы
2000-е: конечный автомат поверх селекторов (ядро nginx)
2010-е: корутины, синтаксический сахар поверх конечного автомата, грин/лайт-треды
При этом, идея обуздания сложности кооперативной многозадачности через конечные автоматы и сахар была успешно реализована еще в windows 3.x, в конце 1980-х, а идея в чистых функиональных языках использовать монады для связывания потока выполнения "треда" - наверное из начала 1980-х.
Но мы настойчиво продолжаем изучать синтаксис горутин в 2020-х.
Юльчик, это можно назвать выигрышем в лотерею. Поздравляем!