Как я выбрала Черногорию для первого путешествия в жизни и посетила 17 городов за неделю

Мое первое путешествие за российские просторы случилось в сильно сознательном возрасте, в 24 года. С тех пор я поняла, что путешествия должны, просто обязаны, стать неотъемлемой частью моей жизни.

На самом деле, я наверное всегда испытывала страсть к открытию новых для себя мест, только вот материальной возможности посмотреть другие страны не было. Поэтому, как только в моей жизни произошел вылет за пределы страны, я начала жадно искать варианты получить, что я это называю, «максимум за минимум».

Первой и отправной точкой стала Черногория. Так как это было первое путешествие и для меня, и для второго участника, мы выбрали тур, оплатили его в рассрочку и стали ждать дня Х.

Тур мы выбирали следующим образом — хотелось и что-то увидеть красивое, и покупаться, и не разориться. Поэтому да, черногорская Анапка под названием Будва и стала нашим пристанищем на следующие 7 дней. Недельный тур на двоих с перелетом, проживанием на плохонькой вилле (из одной комнаты, кухни, ванной и большой террасы), трансфером и страховкой обошелся нам в 45 600. По-моему, более чем приемлемо.

Заранее мы почитали, что же там смотреть и куда ехать, так что примерный план был ясен. В Будве мы только ночуем, а светлое время суток проводим… А где только не проводим.

Еще, все, нет, ну правда — каждый первый в интернетах и каждый полуторный в моем окружении вещал-верещал, что Черногория без машины — это как пиво без водки, то бишь — деньги на ветер. Ну, арендовать авто мы были не готовы, ибо права есть только у одного участника экспедиции, а опыт вождения — у другого. Поэтому, подготовились: либо общественный транспорт, с которым все должно было быть плохо (но, спойлер — все с ним в порядке), либо грустно лежим на пляже, что для первой поездки тоже не прям сильно печально.

И вот, день, который запечатлен в моей памяти, как один из самых приятных. Первый раз я села в самолет, который не вез меня из России в Россию. Вылетали мы в 5 утра… Не спать перед поездкой было не так неприятно, как лететь с невероятным орунцом перед нами. Его матушка даже не пыталась как-то успокоить или укачать дитя. Мне было одновременно жаль его, ведь связки человека, даже такого маленького, не предназначены для беспрерывного трехчасового крика и жаль себя, ведь мои уши тоже не предназачены для этого. Короче, с вибрирующими перепонками мы-таки долетели.

Сразу на высадке обнаружили "Пасоска контроль". Теперь-то я знаю, что это не пасоска, а пасоШка:) Прошли эту самую пасоску и сели в автобус, который привез нас на маленькую виллу. Так как спали мы за последние сутки крайне мало, а именно — 0 часов, организм просигнализировал, что пора бы и прилечь.

Светлое время суток первого дня мы проспали, так что вечером ничего не оставалось, кроме как пойти смотреть одну из немногих достопримечательностей Будвы — Старый город. Смешные местные, сказали идти далеко. Мальчик, мне до метро дольше идти, чем до Старого города… В старом городе мы посмотрели на крепость, поели хлебушку с пршутом, выпили кофе и пошли на какой-то пустой пляж сидеть, гулять по воде и осознавать, что "вау, мы все-таки куда-то выехали".

Второй день был солнечно-насыщенным. Почему-то я решила, что лучшее, что можно сделать — это пойти прям сиюминутно на пляж. И наплевать, что время 11… Ну что-ж, два часа и я стала приятно розового цвета. Ох, почему я просто не решила полежать дома следующие часы до вечера…

Мы прознали про то, что тут есть катера, которые отвозят на островок, откуда можно метров сто проплыть до очень уединенного пляжа. Стоимость такого катера была 3 евро с человека туда-обратно. (Кстати да, он был настолько уединенный, что там больше никого не было.) Еще пара часов перемещений на катере, переплывания каких-то пригорков (?) и мы на запланированном месте. Еще полчаса там, и припекать стало значительно сильнее… Хотя, время уже около 4, солнце должно было стать несколько мягче. Но нет, не случилось этого. Мде, обгорели мы тогда знатно. Ну, без прикрас — как недоспелые вишни. У меня до сих пор (спустя больше 1,5 лет) есть следы того "загара". Тихонько добравшись домой, обмазались пантенолом и очень (ОЧЕНЬ) аккуратно положили свои тушки в кровать. Шевелиться старались по минимуму, ибо было больно. Итого, за 6 евро за двоих я получила загар на 2 года.

Второй день начался, вот уж сюрприз — с ожогов и стало ясно, что путь на пляж нам заказан. Таким образом, методом несложных математических подсчетов, решили куда-то ехать. Выбирали между Тиватом и Подгорицей. Победила… тупость. Мы послушали совет местного жителя и поехали в Тиват. Смотреть там объективно нечего, погуляли по порту (а Тиват в принципе — город-порт), прошлись по дворам многоквартирных домов (тут я должна отметить, что они милые — имена рядом с домофонами и дощечки с фамилиями семей), поели местный торт — Ледена Куча и поехали обратно. Ехали мы на обычном рейсовом автобусе за 2 евро с человека в одну сторону. Т.е. эта поездка обошлась нам в 8 евро туда-обратно.

По пути от автовокзала до виллы зашли в агентство, которое предлагает куда-нибудь "экскурсироваться". Нам понравилось и мы (обойдя еще парочку рядом) сошлись на том, что это пока самое дешевое и взяли 2 экскурсии. Первая, экскурсия по бухтам за 10 евро/per chelovek. Ее мы взяли на завтрашний день, т.е. на четвертый день нашего пребывания там. А второй экскурсией стала Албания. Странный выбор, но она стоила всего 18 евро за путешествующего, и в целом, это было дешевле, чем ехать на рейсовом автобусе. Да и здравый смысл подсказал, что туристический автобус намного быстрее и проще пройдет границу, чем рейсовый. Пришли домой, обмазались пантенолом, поужинали и легли смотреть черногорское ТВ.

Кстати, небольшое пищевое отступление. Я имею очень чувствительную пищеварительную систему и любой продукт, хоть немного отличающийся от моего привычного рациона вступает в схватку с желудком и кишечником на предмет — кто кого переиграет? Поэтому, вопрос питания для меня важный и актуальный. Ну не могу я перекусить бургером и существовать как раньше.

С едой было все очень удобно — мы покупали обычные продукты в обычном супермаркете, и я готовила завтраки и ужины, как и делаю это в обычной жизни. Обедали мы обычно в кафе/ресторанах или закусочных с гиро. Как человек, повидавший СевКав сильно изнутри, а не как турист — я привыкла, что гиро это просто шаурма с картошкой фри. Но тут оно все-же ближе к греческому гиро, с вкусным соусом на выбор, другой лепешкой и, собственно, другим вкусом. Еда меня сразу покорила — чорбы, плескавицы (эдакие огромные рубленые котлеты размером с мое лицо), гигантские порции овощей… Звучит, как сказка. А самое приятное, что мы ни разу не отдали за полноценный обед больше 10 евро (по 2 евро — суп, 3 евро — паста (мы ее на двоих брали), 0,5-1 евро — напиток). Не могу сказать что мы шиковали и брали самые дорогие блюда, нет, скорее просто жили там как и живем обычно. Без нездоровой экономии и избыточных растрат.

На утро четвертого дня мы пришли к назначенному месту в назначенное время и ждали автобус, который повез нас в… опять, Тиват. Ибо, возвращаемся выше, это город-порт. Корабль пойдет оттуда. Ну, что ж, ладно. За час добрались до места, взобрались на корабль, нашли себе уютное местечко и отправились в плавание. Первой точкой был Герцег-Нови, город тысячи ступенек и других романтичных названий, ласкающих слух и рвущих душу. Желающие пошли с гидом на экскурсию, а нежелающие — пошли гулять сами. Мы пошли сами и за время остановки посетили крепость Форт Маре, вскарабкались-таки туда и на обратном пути заглянули в пекару (таки логично, что это пекарня) — взяли еды и вернулись на нашего Летучего Голландца (Плавучего Балканца). Оттуда нас повезли по другим бухтам — Жаницкая и Рисанская. Не спорю, красиво — особенно мне запомнился маленький городок Пераст, такой он социофобушек! Людей — раз-два и все. Мне такое близко, поэтому к нему я сразу прониклась большой любовью. Конечной точкой стал Котор, город с, не удивляйтесь, котами. В общем, это и есть то место, которое попадает на открытки из Черногории:)

Уютно, несмотря на нескончаемый людской поток. Огромный респект городу за их бережное отношение к кошачьим нашим меньшим, их кормят, мало-мальски смотрят за ними… В центре города есть музей кошек. Все, что собирает музей от продажи сувениров (по завышенным ценам) — тратит на прокормку хвостатых. Пока писала, еще раз пересмотрела фотки — эх, приятный городок.

Поздним вечером автобус из Котора вернул нас туда, откуда взял. С кучей странных сувениров из музея кошек (блокноты какие-то и прочая требуха), впечатлениями и чуть менее болящей кожей мы легли спать.

Послезавтра мы сядем в автобус, который повезет нас в прекрасную страну — Шкиперию. Она же, Албания.

После простого расслабленного дня и такого же вечера, поспать три часа перед поездкой мне показалось вполне себе нормальным. Типа, зачем ложиться раньше, если можно ложиться позже? Так вот, в 5 утра, с красными глазами мы ждем этот самый туристический автобус, цель которого — показать куче туристов Албанию. Ну, тут я знатно приукрасила, нас там было человек 15 на 80-местный автобус… Всего лишь 6 каких-то волшебных часов, нескончаемых рассказов гида про Георгия Кастриоти (которого он постоянно называл Кастрати) и восхваления Черногории, как "старшей и красивой сестры соседних стран" мы наконец-то пересекли границу, получили штамп в паспорте и въезжаем в Тирану. Тирана — столица Албании, собственно ее мы и планировали посмотреть. А на обратном пути выскочить ненадолго в городе Скадар (Шкодер).

Высадили нас около башен-близнецов Albany Version. Там рядом достаточно крупный парк, в котором много удивительных строений — не совсем мне понятных, но не менее привлекательных от того. Например, инсталляция "Облако". Это современное искусство, а оно как бы везде одинаково "современное".

В общем, двинулись дальше. Поели в ТЦ Топтани что-то наподобие голубцов и пошли смотреть площадь Скандербега. Скандерберг — тот же Кастрати/Кастриоти. Обратимся к открытой интернет-энциклопедии: "Скандербег, или Георгий Кастриоти — правитель княжества Кастриоти, вождь антиосманского албанского восстания, национальный герой Албании, воспеваемый в народных песнях."

Площадь является центром Тираны, который окружают высотки наподобие Москва-сити, здания гос.структур — типа, ЦИК, мэрия и мин.экономики. Министерство, кстати, рядом с кукольным театром. По центру города мы погуляли пару часов, нашли еще несколько интересных строений, параллельно почитали про историю Тираны и Албании в целом.

Второй точкой в Албании был город Скадар (Шкодер). Так и не поняла, как правильно его в итоге произносить, ибо оба варианта допустимы. Скадар мне ближе, буду использовать это.

Город очень маленький, но приятный. Главная улица этого города выглядит aka Арбат с кучей магазинчиков/кафе/сувенирными. На самом деле, Скадар еще известен тем, что там много ювелиров, которые имеют так сказать "домашнее" производство украшений. В одном из таких я взяла себе браслет, который до сих пор служит мне верой и правдой. Вот прям сейчас на моей руке болтается и напоминает о Скадаре. В принципе, многие мусульманские страны/регионы занимаются ювелирным делом из серебра, но вот из всего, что я видела, скадарские украшения до сих занимают отдельное место в моей душе. Очень жалею, что не взяла побольше. Потому что они все были очень красивые, как оказалось — еще и качественные, необычные что ли…

В Скадаре мы провели всего 1,5 часа, т.к. автобус нас несколько подгонял. Вернуться мы очень хотели в тот же день и с той же туристической группой. После недолгого осмотра местных достопримечательной (ну, улицу "Арбат" и мечети близлежащие) мы сели в автобус, который повез нас обратно в Черногорию. Еще 6 восхитительных часов по серпантину и жаре… Все как я люблю. По пути мы проехали милый черногорский городок Бар, в котором каждый октябрь проходит фестиваль оливок, а еще — из Бара в итальянский Бари часто ходит паром, на котором ездят путешественники, которые решили, что комфорт — это для слабаков. Надеюсь, я тоже к ним присоединюсь:)

Последний полный день нашего пребывания был лайтовым. Покушать/покупаться/прогуляться и так несколько итераций подряд. Вечером собрали вещи и были счастливы вернуться в Москву, потому что там можно и нужно было отсыпаться. Это получился отпуск, после которого хотелось еще один.

Но! По приезду в Мск обнаружилось, что у нас зачем-то из багажа украли немного вещей… Ну как вещей… Шоколадки вытащили и печенья. Я конечно злилась, но потом пригубила черногорского винца и легла спать:)

Если собрать весь мой словесный поток в оформленный итог путешествия: очень рекомендую всем и каждому. Рекомендую Черногорию, как первую страну тем, кто ни разу не выезжал и как первую страну тем, кто ни разу не выезжал на Балканы. Она очень сильно подтолкнет вас к тому, чтобы следующей точкой стала Сербия, Македония, Босния. Особенно если почитать историю Югославии.

Албания — это страна, в которую мало кто едет специально, т.к. прямого авиасообщения с Россией нет (может уже есть), но имея возможность ее посетить — посетите обязательно. И дело не в 18 евро за дорогу, а в том что сейчас Албания испытывает подъем, как будто отходит от прошлых неурядиц. И Албании это однозначно удастся.

Суммарно мы посмотрели 15 городов побережья Черногории, 2 города в Албании и потратили на это около 70 000 рублей. Ни о чем не жалею и при возможности повторю.

На фото — моя пограничная подружка.

Автор поста

05.02.21, 15:15

Я думаю, вам необходимо увидеть это фото

У меня в самолёте Москва-Тиват украли брелок в виде ёжика, прикреплённый на сданный в багаж чемодан. Так что тоже не без потерь. Но вино-пршут-чай долетели в целости и сохранности.

Черногория - прекрасная страна, очень чистая, очень красивая с очень вкусной едой. Мы были в Тивате, Будве, Герцег-Нови, Цетине, Подгорице, Которе, Перасте. Любовались природой в Дурмиторе, Негушах, возле монастыря Морача и моста Джурджевича.
Там понимают русский язык и минимального английского достаточно для общения. Подходящая страна для первых зарубежных поездок.

Интересная статья. На конец сентября 2020 были билеты, но ковид внёс свои коррективы. Хорошо что AirSerbia без проблем переносит рейсы, сначала на июнь 2021,а теперь на сентябрь 2021. Надеюсь всё таки слетаем 😀

Вот кстати да, Черногория - единственная страна, про которую могу сказать, что объехала её вдоль и поперёк, на том же общественном транспорте. Мы приехали в Будву в мае, и для пляжного отдыха было ещё недостаточно жарко, поэтому каждый день мы садились на автобус и ехали во все подряд города. До Албании не созрели, а вот Бар посетили, ничего особенного, но как портовый город весьма подходит для шопинга. Котор, Пераст, Герцег-Нови, Тиват, Подгорица, Бечичи, Жабляк... Всего не упомнишь уже. Любителям живописных мест очень советую парк Дурмитор с их "маленькой Швейцарией" и мост над рекой Тара. А вот до острова Свети Стефан как-то не добрались, отпугнули нас рассказами про ограниченный доступ и отдых миллионеров, посмотрели на него только с воды. А в целом ЧГ - одна из самых гостеприимных стран, в которых довелось побывать, правда с очень скучной кухней.

Какой город побережья понравился больше всего?

Автор поста

07.02.21, 16:49

Отредактировано

Иван, Котор, как оптимальное соотношение цены/качества. Объективно, Пераст будет не очень приятным по деньгам, а Будва перенасыщена туристами