Как я объездил запад России: Карелия, Мурманская и Архангельская области за 8 дней и 38 000 ₽

Обсудить

Меня зовут Айдар. В июне 2021 года я объездил запад Российской Федерации, к которому я отнес следующие субъекты:

1. Ленинградская область, Новгородская область.
  2. Псковская область, Калининградская область.
  3. Республика Карелия, Мурманская область, Архангельская область.
  4. Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Кировская область.
  5. Удмуртская республика, Пермский край, Свердловская область.

В данной статье я расскажу про третий, самый живописный этап западного маршрута, ведь включал он следующие чекпоинты: горный парк «Рускеала» — Петрозаводск — музей-заповедник «Кижи» — Мурманск — атомный ледокол «Ленин» — Северный Ледовитый океан — Архангельск — музей «Малые корелы».

Горный парк «Рускеала»

Утром 5 июня я прибыл из Санкт-Петербурга в карельский город Сортавала и практически сразу отправился в «Рускеалу». «Рускеала» — это когда мраморный карьер затопили водой и сделали горный и годный парк. Пожалуй, это была одна из самых красивых локаций за всю поездку. Красота начинается уже с везущего сюда ретропоезда «Рускеальский экспресс», в котором чувствуешь себя царем. В самом парке мне особенно понравились карьер с чистейшей водой и герои карело-финского эпоса «Калевала», который я предусмотрительно прочитал перед приездом.

Поездка на ретропоезде из Сортавалы в «Рускеалу» стоила 1000 рублей, обратно — 800 рублей. За вход в парк я отдал 400 рублей и 600 рублей заплатил за ночь в хостеле в Сортавале. За отдельную плату в «Рускеале» можно посетить подземные пещеры, понырять, покататься на разных видах транспорта. Из Санкт-Петербурга в Сортавалу я добрался в купе за 1200 рублей, а уже на следующий день за 800 рублей купил билет из Сортавалы в Петрозаводск.

Петрозаводск

Так я окончательно подружился с поездами. Еще с утра 6 июня вокруг были романтичные Сортавала и Ладога, но уже вечером — милейшие Петрозаводск и Онежское озеро. Синева северных озер просто завораживает. Собственно, Петрозаводск и запомнился Онежской набережной и оригинальными малыми архитектурными формами на ней.

Ночь в весьма приличном хостеле «Брусника» стоила 700 рублей. Там я познакомился с китайской студенткой, которая на тот момент оканчивала магистратуру в Челябинске. Она вообще не говорила по-русски, а узнав про мой опыт жизни в Китае, попросила сопровождать ее в поездке в музей-заповедник «Кижи». Несмотря на юный возраст и отсутствие языка ей довелось побывать в Сибири, Русской Арктике и даже проехаться с друзьями на машине от Урала до Крыма. в то время как большинство россиян не бывало дальше райцентра.

Музей-заповедник «Кижи»

Утром 7 июня мы были на пирсе. На остров Кижи можно добраться только водным путем. Билет на «Метеор» в два конца стоил 3500 рублей, вход в музей-заповедник — 600 рублей. Добирались мы чуть больше часа. За отведенные нам четыре часа пребывания на острове мы самостоятельно осмотрели все объекты музея, много фотографировались, перекусили, посетили сувенирные лавки и отправились обратно в город лакомиться местной кухней.

В моих планах были также Валаам и Соловецкие острова, но коронавирусные ограничения и непонятная система раннего бронирования заставили от них отказаться. Также я вычеркнул Хибины, так как это затянуло бы и без того длинную поездку. В ту же ночь за 1700 я отправился на поезде в Мурманск и впервые в жизни пересек Северный полярный круг.

Мурманск

Мурманск — крупнейший полярный город мира. Он сравнительно молодой, но тут есть на что посмотреть: милейший котейка Семен и величественный Алеша — защитник Советского Заполярья; Семеновское озеро и символ города — треска.

Город вполне гулябельный, я обошел его буквально за день, хотя гулять можно было и ночью, ведь я застал полярную ночь. Три полярные ночи в хостеле стоили 1400 рублей. Я неслучайно задержался здесь подольше, так как впереди меня ждали два важных чекпоинта.

Атомный ледокол «Ленин»

9 июня меня на свой борт принял атомный ледокол «Ленин» — первый в своем роде и один из десяти в мире. Я не зря интересуюсь судами, не все мои будущие маршруты реализуемы на наземном транспорте и самолетах. Первое в мире судно с ядерной энергетической установкой, служившее тридцать лет, сейчас является музеем, вход в который стоит 600 рублей.

Экскурсия проводится только в составе группы и включает осмотр судовых помещений, как технических, так и хозяйственных. Я случайно отбился от группы, разглядывающей трюмы, и забрался на верхние палубы. Судя по тому, что я там был один, делать это было нельзя.

Северный Ледовитый океан

10 июня был особенным днем, особенно в контексте моих прошлых поездок. 2015 год я полетел встречать во Вьетнам и впервые увидел Тихий океан. В 2016 году я с друзьями добрался до Нидерландов и побывал на берегу Атлантического океана. Мой 2018 начался на Мальдивах посреди Индийского океана. А в 2021 году настала очередь увидеть Северный Ледовитый океан.

Всего за 5500 рублей я нашел однодневную экскурсию на побережье на внедорожнике. Прямо из Мурманска мы добрались до знаменитой Териберки, песчаного и каменного пляжей, увидели Батарейский водопад, кладбище кораблей и… кита. Мне снова повезло с попутчицей. Меня сопровождала девушка, которая два года жила в Колумбии и изучала испанский язык, а теперь живет в Санкт-Петербурге и преподает его. Поужинав морскими деликатесами, мы отправились обратно. А на Земле остался лишь один океан, на котором я не бывал.

Архангельск

Вечером 11 июня я вылетел в Архангельск за 8900 рублей. Город Архангельск расположен на берегу Северной Двины, впадающей в Белое море. В первый день я развлекал себя прогулкой по набережной и пешеходной части проспекта Чумбарова-Лучинского. И снова белые ночи были на моей стороне.

Больше всего меня радовало то, что я прибыл в самый северный субъект России. Ранее я побывал в Дагестане и Калининградской области, таким образом, мне осталось добраться до Чукотского автономного округа, чтобы иметь в своем активе все крайние точки страны.

Музей «Малые корелы»

12 июня. Я долго гадал, в какой точке страны меня застанет этот день, но даже представить не мог, что это будет самое русское место на земле — «Малые корелы» — музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России. Здесь, всего в 25 километрах от Архангельска, под открытым небом расположено около 120 жилых, хозяйственных и культовых построек XVI — начала XX веков.

В праздничный день билет в музей стоил 300 рублей. За отдельную плату были доступны экскурсии, мастер-классы, игры и прочие активности. Туда и обратно я добирался я на городском автобусе. Две ночи в хостеле в центре Архангельска стоили 1000 рублей.

Этот этап поездки был не только самым зрелищным, но и вкусным, ведь я познакомился с блюдами поморской и карельской кухонь:

• морской гребешок: полезный моллюск, который был выловлен при мне и был еще жив, когда я начал его упортеблять;
  • медвежатина: нежнейшая котлета подавалась с овощами и брусничным соусом;
  • морской еж: не только полезный, но и очень вкусный иглокожий деликатес;
  • лосятина су-вид: особая технология приготовления делает мягким даже мясо лося;
  • калакейтто или лохикейтто: финская и карельская уха из белой рыбы, очень нежная и сытная за счет добавления молока, сливок и муки;
  • семга: океанический лосось, который даже здесь стоит довольно дорого;
  • калитка с картофелем и облепиховый взвар: карельские пирожки и ягодный напиток, которые входили в стоимость моего билета на «Рускеальский экспресс»;
  • пельмени из трески: здесь это фастфуд.

Суммарно на еду я потратил около 8000 рублей. Около 1000 рублей ушло на мелкие расходы.

Уже 13 июня я выселился из хостела и отправился в Ненецкий автономный округ, чтобы приступить к предпоследнему этапу тура по западу страны.

Были в этих регионах? Какие достопримечательности вам запомнились?