Магазины то и дело объявляют акции, скидки, распродажи и ликвидации. Перед соблазном купить дешевле трудно устоять — и люди тратят деньги, даже если не планировали.

Следуйте этим правилам, чтобы узнать, как покупать с выгодой для себя, а не для магазина.

Посчитать выгоду

«Специальное предложение» не всегда означает, что покупатель сэкономит. Часто наоборот: под предлогом выгоды магазин наживается на покупателях. Чтобы не дать себя обмануть, считайте реальную выгоду.

Если акция вынуждает брать больше, чем планировали — три бутылки вина по цене двух, хотя нужна одна на вечер, — это разорительно. Если вместо литра молока предлагают взять два, но чуть дороже, то подумайте, нужно ли вам столько, не скиснет ли этот дополнительный литр. Если для того, чтобы купить по акции джинсы, нужно выбрать еще две пары, то сравните, сколько стоит одежда без скидки и сколько заплатите, если купите все три пары.

Во всех ситуациях, когда вы тратите больше, чем планировали, выигрывают маркетологи, а не вы

Сравнить цены

Кажется, слово «акция» действует магически: если не купить вещь сейчас, чары рассеются — потом придется платить больше. Эту иллюзию поддерживают магазины, которые объявляют большие скидки «только на один день» и убеждают покупать прямо сейчас, пока все не разобрали.

У этих ухищрений одна цель: не дать покупателю выйти из магазина с пустыми руками. Не поддавайтесь на эти манипуляции: перед покупкой чего-то «с суперскидкой только сегодня» проверьте, сколько стоит та же вещь в интернет-магазинах и у конкурентов — возможно, «суперскидка» окажется обычной рыночной ценой. Если трудно противостоять консультантам, воспользуйтесь ответными чарами: скажите, что вам нужно подумать и посоветоваться с домашними или попросите отложить это платье на час.

Проверить старую цену

Торговые центры и интернет-магазины объявляют единое время распродаж: черную пятницу, предновогодние скидки, ночи низких цен. Это привлекает покупателей, поэтому некоторые продавцы не могут противостоять соблазну побольше заработать. Они не играют по правилам, а имитируют выгодные акции: поднимают цены накануне, чтобы потом «сделать большую скидку».

Справиться с этим можно: например, установить на телефон приложения, которые отслеживают динамику цен. Найти настоящие акции на технику можно в приложении «Скидки на электронику», а проверить чистоплотность продавца с «Алиэкспресса» поможет «Алипрайс» — по ссылке на выбранную вещь он покажет изменение цены за последние недели.

Сохранять бдительность

Даже если вы ходите в магазин со списком и не отвлекаетесь на спонтанные покупки мелочей за копейки, сохраняйте бдительность — ушлые маркетологи придумали способы сбить с толку и таких организованных покупателей.

Стойки одного товара. В крупных магазинах между продуктовыми рядами встречаются большие стеллажи с товарами одного производителя: масло, сок или туалетная бумага. Обычно этот товар продают со скидкой — складывается впечатление, что это самая выгодная цена среди подобных вещей — проще взять товар сразу, не толкаясь в узких проходах между полками.

Если посмотреть цены на остальное, почти наверняка найдется более дешевый аналог. Фокус в том, что дешевое купят и так, а то, что стоит дороже и раскупается хуже, нужно продавать, дополнительно привлекая внимание покупателей.

Цветные ценники. Мы привыкли, что обычную стоимость товара печатают на белых ценниках, а скидки — на желтой или красной бумаге. Поэтому для создания иллюзии дешевизны некоторые магазины используют для своих ценников только цветную бумагу, а цены при этом не снижают.

Проверить, на самом ли деле это «продуктовый дисконт» или магазин им только прикидывается, поможет «Едадил» — там можно сравнить цены на продукты в разных супермаркетах и понять, где дешевле.

«Перепутанные» цены. Прежде чем класть товар в тележку, убедитесь, что вы не ошиблись с его стоимостью. Для этого нужно внимательно прочитать ценник рядом с упаковкой. Иногда продукты путают местами другие посетители, когда выкладывают ненужное, а иногда в магазинах специально вешают ценники не так, как обычно — над товаром, а не под ним.

Экономьте везде: в магазинах, дома и на работе. Три практических совета помогут в этом:

  1. Уменьшить суммы в счетах за коммуналку.
  2. Снизить расходы на машину.
  3. Меньше тратить на упаковку.