Магазины то и дело объявляют акции, скидки, распродажи и ликвидации. Перед соблазном купить дешевле трудно устоять — мы тратим деньги, даже если не планировали.

Следуйте этим правилам, чтобы узнать, как покупать с выгодой для себя, а не для магазина.

Посчитать выгоду

«Специальное предложение» не всегда означает, что покупатель сэкономит деньги. Часто наоборот: под описанием мнимой выгоды кроется разорение кошельков. Чтобы не дать себя обмануть, считайте реальную выгоду.

Если акция вынуждает брать больше, чем планировали — три бутылки вина по цене двух, хотя нужна одна на вечер, — это разорительно. Если вместо литра молока предлагают взять два, но чуть дороже, то подумайте, нужно ли вам столько, не скиснет ли этот дополнительный литр. Если для того, чтобы купить по акции джинсы, нужно выбрать еще две пары, то сравните, сколько стоит одежда без скидки и сколько вы оставите на кассе, если купите все три пары.

Во всех ситуациях, когда вы тратите больше, чем планировали, выигрывают маркетологи, а не вы.

Сравнить цены

Кажется, слово «акция» действует магически: если не купить вещь сейчас, чары рассеются — потом придется платить больше. Эту иллюзию поддерживают магазины, которые объявляют большие скидки «только на один день» и убеждают покупать прямо сейчас, пока все не разобрали.

У всех этих ухищрений одна цель: всеми правдами и неправдами не дать покупателю выйти из магазина с пустыми руками. Не поддавайтесь на подобные манипуляции: перед покупкой чего-то «с суперскидкой только сегодня» проверьте, сколько стоит та же вещь в интернет-магазинах и у конкурентов — возможно, «суперскидка» окажется обычной рыночной ценой. Если трудно противостоять настойчивым консультантам, воспользуйтесь против них ответными чарами: уверенно скажите, что вам нужно подумать и посоветоваться с домашними или попросите отложить это платье на час.

Проверить старую цену

Торговые центры и крупные интернет-площадки время от времени объявляют единое время распродаж: черную пятницу, предновогодние скидки, ночи низких цен. Это привлекает покупателей, поэтому некоторые продавцы не могут противостоять соблазну побольше заработать. Они не играют по правилам, а имитируют выгодные акции: поднимают цены накануне, чтобы потом «сделать большую скидку».

Справиться с этим можно: например, установить на телефон приложения, которые отслеживают динамику цен, или воспользоваться специальными сайтами. Найти настоящие акции на технику можно в приложении «Скидки на электронику», а проверить чистоплотность продавца с «Алиэкспресса» поможет «Алипрайс» — по ссылке на выбранную вещь он покажет изменение цены за несколько последних недель.

Сохранять бдительность

Даже если вы ходите в магазин со списком и не отвлекаетесь на спонтанные покупки по бросовым ценам, сохраняйте бдительность — ушлые маркетологи придумали способы сбить с толку и таких организованных покупателей.

Стойки одного товара. В крупных магазинах между продуктовыми рядами можно встретить большие стеллажи, на которых выставлен товар одного производителя: масло, сок или туалетная бумага. Обычно этот товар продают со скидкой — складывается впечатление, что это самая выгодная цена среди подобных вещей — проще взять товар сразу, не толкаясь в узких проходах между полками.

Если посмотреть цены на все остальное, почти наверняка найдется более дешевый аналог. Фокус в том, что дешевое купят и так, а то, что стоит дороже и раскупается хуже, нужно продавать, дополнительно привлекая внимание покупателей.

Цветные ценники. Мы привыкли, что обычную стоимость товара печатают на белых ценниках, а скидки — на желтой или красной бумаге. Поэтому для создания иллюзии дешевизны некоторые магазины используют для своих ценников только цветную бумагу, а цены при этом не снижают.

Проверить, на самом ли деле это «продуктовый дисконт» или магазин им только прикидывается, поможет «Едадил» — там можно сравнить цены на продукты в разных супермаркетах и понять, где дешевле.

«Перепутанные» цены. Прежде чем класть товар в тележку, убедитесь, что вы не ошиблись с его стоимостью. Для этого нужно внимательно прочитать ценник рядом с упаковкой. Иногда продукты путают местами другие посетители, когда выкладывают ненужное, а иногда в магазинах специально вешают ценники не так, как обычно — над товаром, а не под ним.

На кассе придется потратить больше, чем планировали: вряд ли удастся вернуть продукты, если вы сами перепутали ценники.

Экономьте везде: в магазинах, дома и на работе. Три практических совета помогут в этом:

  1. Уменьшить суммы в счетах за коммуналку.
  2. Снизить расходы на машину.
  3. Меньше тратить на упаковку.