Александр Белл изобрел телефон. Мошенники изобрели способы оставлять людей без денег при помощи телефона.

Чтобы от них защититься, не нужно перерезать провода и прятать смартфон в сейф. Достаточно знать эти типовые ловушки.

«Ваш сын попал в аварию»

Развод рассчитан на людей в возрасте. Злодей представляется сотрудником полиции и шокирует впечатлительных людей. Он говорит, что их сын или внук сбил пешехода и предлагает заплатить крупную сумму, чтобы замять дело. Собеседник настаивает на скорой встрече и до передачи денег старается не прерывать разговор.

Мошенники дают трубку якобы несчастному родственнику. Когда человек в шоке, заплаканный голос любого незнакомца покажется родным.

Схема не универсальна. По телефону могут сказать, что родственник задел дорогую машину или был пойман с чем-то запрещенным.

Что делать. Не поддаваться эмоциям. Тут же бросать трубку и звонить родственнику.

«Мам, у меня проблемы»

Если сравнивать с предыдущей, эта схема выглядит безобидной, но на нее попадается больше людей. Мошенники рассылают смс: «Мам, у меня проблемы, скинь 500 Р на этот номер. Не звони». Потери небольшие, но все равно неприятно.

Что делать. Не поддаваться на угрозу, успокоиться и позвонить ребенку.

«Вы подключили услугу»

На телефон приходит смс: «Поздравляем. Пакет услуг для взрослых успешно подключен. Стоимость 35 Р в сутки. Для отключения отправьте сообщение с цифрой 1». Если ответите, со счета спишут все деньги.

Внимательно посмотрите на номер, с которого пришло сообщение. Информацию о подключенных услугах присылает только оператор.

Что делать. Посмеяться. Показать друзьям и удалить сообщение. Если сомневаетесь, позвоните оператору и уточните о подключенных услугах.

«Видел ваш товар на „Авито“»

Вы продаете утюг через интернет. Каждый входящий звонок — это шанс поменять бесполезную вещь на полезные деньги. Этим пользуются мошенники и активно крадут деньги по одному из этих сценариев:

  1. Вам приходит смс с вопросами о цене утюга и возможности его обмена на что-нибудь другое. После вопросов идет ссылка якобы на ваше объявление. На самом деле переход по ней снимет деньги со счета или заразит телефон вирусом.
  2. Вам звонит идеальный покупатель. Он покупает утюг сыну и не интересуется дефектами, лишь бы работал. Он не торгуется и хочет внести предоплату, чтобы вы никому не продали. Для перевода он просит номер карты, срок ее действия и код с обратной стороны. Не верьте. Эти данные не нужны для перевода, а вот для кражи денег подойдут.

Что делать. Не переходить по подозрительным ссылкам. Никому не сообщать данные карты.

«Это я, ваш банк»

Чтобы украсть деньги с карты, мошенники притворяются банком. Вот как они это делают:

  1. Приходит смс: «Ваши карты заблокированы. Для разблокировки позвоните по телефону или перейдите по ссылке». Если поверите, последует стандартная схема с заражением телефона или снятием денег.
  2. Телефон заваливают сообщениями: «С вашей карты списано 5000 Р. Чтобы узнать подробности или заблокировать счет, перейдите по ссылке или позвоните по телефону».
  3. Вам звонит представитель банка и рассказывает, что с карты пытаются снять большую сумму. Чтобы обезопасить счет, он спрашивает данные карты.

Что делать. Внимательно проверять отправителя. Банк никогда не пишет с сотовых номеров формата +7-900-ххххххх. В поле «От кого» может быть имя, похожее на то, которое использует банк: Tinkof вместо Tinkoff или 9ОО вместо 900.

Никогда не сообщайте данные карты даже сотрудникам банка. Получив их, злоумышленники получат контроль над счетом.

«У вас будет много денег!»

Вам пишут, что вы выиграли приз или получили выплату от государства. Для перевода просят оплатить смешную комиссию. Кажется, что мелочи не жалко, когда сорвали куш. Но лучше не спешить.

Что делать. Если впервые слышите о розыгрыше, то это развод. Удалите сообщение. Чтобы проверить, положены ли выплаты от государства, свяжитесь с ФНС по телефону на сайте службы.

«Я случайно перевел деньги»

Вам приходит сообщение, похожее на банковское, с информацией, что на карту пришел перевод. За ним идет звонок. Вам говорят, что деньги отправили случайно, и просят вернуть.

Ошибочные переводы бывают. В таких случаях правильно возвращать деньги. Но для начала убедитесь, что на ваш счет действительно поступили чужие средства.

Что делать. Закончите разговор. Посмотрите, с какого номера пришло сообщение.

Проверьте баланс карты. Если не помните, сколько на ней было, проверьте историю операций.

«Вы больны»

Мошенники ищут звонками пожилых или больных людей, чтобы сообщить о неутешительном диагнозе. Они представляются врачами и рассказывают, что есть способ спасти жизнь. Для этого предлагают купить лекарство или заплатить за место в элитной клинике без очереди.

Что делать. Перезванивайте лечащему врачу или в регистратуру больницы. Не переводите деньги за сомнительные и нелегальные услуги.

«Пополните баланс, я отдам»

Бывает, что удача сваливается с неба. Вам звонит работодатель или заказчик мечты. Он готов платить горы денег, осталось только встретиться и заключить договор. По пути он звонит и просит положить ему деньги на счет под разными предлогами. Обещает вернуть при встрече.

Отказать такому человеку сложно — он представляется важной персоной и сулит золотые горы. Но держите себя в руках.

Что делать. С подозрением относиться к обещанию больших денег без собеседований и испытательных сроков. Не переводить деньги незнакомым людям.

Мошенники постоянно придумывают что-то новое и совершенствуют схемы. Чтобы раскусить незнакомые сценарии, не забывайте основные защитные приемы:

  1. Не паникуйте.
  2. Не переводите деньги мошенникам.
  3. Не переходите по подозрительным ссылкам.
  4. Не отвечайте на странные сообщения.
  5. Внимательно смотрите на имя отправителя.
  6. Звоните на известные телефоны банка или оператора.

Вот еще несколько популярных разводов, на которые может попасться каждый:

  1. Как разводят с коммуналкой.
  2. Как дурят на «Авито».
  3. Как угоняют Айклауд.