Как работать фрилансером и не начать убивать

Как работать фрилансером и не начать убивать

Кидалово и правочки

30

Фриланс — прекрасное занятие, есть лишь один нюанс. Это ужасное занятие.

Аватар автора

Денис Бондарев

фрилансер

Фрилансер должен быть бухгалтером, юристом и менеджером для самого себя: знать налоги, уметь составлять договоры и вести переговоры. Расскажу несколько историй, которые немного возвращают в реальность.

Все истории реальные, но имена героев изменены.

История первая

Работать без договора и потерять 75 000 рублей

Лиза пишет сценарии. Однажды ей предложили написать сценарий программы для федерального телеканала за 80 000 рублей. Продюсер вышла на нее через знакомых, поэтому Лиза отнеслась к предложению с доверием. Спросила, будут ли с ней заключать договор, получила в ответ «Как хотите» и забила на формальности.

Лиза работала над проектом несколько месяцев: взяла два интервью у героев, написала синопсис и три варианта сценария. Синопсис заказчик принял сразу, а вот варианты сценария отверг с кучей пометок и комментариев. Продюсер сказала, что вместе с редактором скомпилирует из трех сценариев нужный текст, пришлет итоговую версию и потом заплатит за работу.

Через месяц Лиза поинтересовалась, где итоговый сценарий и оплата ее работы. Продюсер ответила, что сценарий написал другой автор, тексты Лизы они почти не использовали и готовы оплатить только синопсис.

Вместо обещанных 80 000 рублей Лиза получила 5000.

Комментарий юриста

Если вы не заключите договор, то не поможет даже суд. Типовой договор с общими фразами тоже бесполезен, если дело касается «некачественного исполнения» или исполнения не в полном объеме.

Разбейте большую работу на этапы и пропишите в договоре оплату после каждого. Оформляйте всё актами сдачи-приемки и укажите, что исполнитель не приступает к очередному этапу, пока не принят предыдущий.

Когда у вас есть акт, то даже если заказчик откажется платить, деньги можно взыскать в судебном порядке.

Аватар автора

Полина Журенкова

юрист Института профессионального кадровика

История вторая

Договор на рубль, работы на десять

Разработчик Алексей занимался поддержкой проекта одного издания. У него был список задач на месяц, примерно двенадцать штук. Кончался ноябрь.

Внезапно директор издания, известная медийная личность, позвонила Алексею лично и попросила помочь со спецпроектом. Нужно было сделать одну большую интересную штуку, которая станет вирусной. Это была приоритетная задача, грубо говоря, проект года. Алексей решил, что за это дополнительно заплатят, и согласился.

Штуку эту он делал весь следующий месяц, работы было много. Пришлось отодвинуть остальные задачи. Вот что произошло дальше.

Когда штуку запустили, на сайт хлынул трафик, система начала страшно тормозить. Алексею пришлось из своего кармана платить за дополнительные мощности на сервере. В конце месяца он отчитался по задачам и расходам. Те двенадцать задач, которые стояли в плане, Алексей не выполнил.

Клиент сказал, что компенсировать дополнительные расходы не будет, а так как Алексей не выполнил запланированные 12 задач, то и акт он подписывать не будет — и платить тоже. И вообще это сам Алексей виноват, что сайт лежал. Что это за разработчик такой, у которого сайт лежит от удесятерения трафика? Спецпроект, по словам клиента, нужно было делать параллельно с другими задачами, одно другому не мешает.

В итоге Алексею не заплатили за спецпроект, не компенсировали расходы за сервер, не заплатили за регулярную работу. Он ушел с проекта.

История третья

Не выяснить задачу и получить плохой результат

Заказчик попросил дизайнера Петра подготовить фирменный стиль компании — логотип, элементы оформления соцсетей и полиграфии. Петр получил техзадание, референсы, графические элементы и варианты логотипов от дизайнера, который пытался сделать эту работу ранее. Оценив задачу, Петр решил, что сможет сделать лучше, чем есть, и вся работа займет дня три.

Петр подготовил десяток листов с эскизами, презентацию концепции и отправил работу. Результатом он был доволен: удалось соблюсти требования ТЗ, придумать по-хорошему простую систему оформления, сделать все чисто и красиво.

В ответ пришло письмо, смысл которого сводился к просьбе «попробовать поиграть с цветом и формой». Петр захотел объяснить свое решение и начал писать длинные письма с обоснованиями, но заказчик стоял на своем и требовал правок по его указаниям.

Провозились месяц. Петр внес сотни правок, а результат становился все хуже и хуже. В итоге он перестал спорить и вносил изменения без какого-либо сопротивления. Результат получился настолько плохим, что Петр даже не смог положить его в портфолио.

Комментарий эксперта

Петр в этой истории совершил множество ошибок. В самом начале ему нужно было обсудить задачу с клиентом. Даже если есть ТЗ, у заказчика в голове может быть совсем другое видение. Без обсуждения задачи и возможного решения работа превращается в слепое угадывание потребностей.

Затем Петр самонадеянно подумал, что знает, как сделать лучше. Но откуда? Что нужно клиенту? Чем не подошел первый вариант? Почему расстались с дизайнером? Почему сейчас будет другой исход? Что делать с наработками? И еще с десяток вопросов.

Если презентуете дизайн, просто отправив картинки по почте, сразу готовьтесь к куче замечаний. Дизайн нужно представлять голосом, проговаривая, какая стояла задача, как вы ее решали и почему пришли к такому результату. А если уж вы получили замечания, то ни в коем случае нельзя сразу начинать спорить и объяснять, почему ваше решение супер. Слушайте замечания и задавайте открытые вопросы.

Когда Петр понял, что результат выходит плохим и правки бесконтрольно растягиваются во времени, надо было договориться о финальном дедлайне или последней итерации и заканчивать проект, даже если заказчик не заплатит. Это лучше, чем впустую потратить месяц и сделать фигню.

Аватар автора

Илья Синельников

автор курса по переговорам и отношениям с клиентом

История четвертая

Не согласовать сроки и получить деньги через год

Сергей пишет код для корпоративных систем. Работает с госкорпорациями и большими компаниями: «Роснефтью», «Газпромом», «Альфа-банком», IBM, Atos и другими.

В таких корпорациях есть свои правила. Например, если платеж попадет в определенный период, то менеджеры не получат премии, поэтому оплату исполнителям часто откладывают на несколько месяцев. В некоторых компаниях работу подрядчика должен согласовать каждый отдел. А еще бывают невероятно длинные цепочки подрядчиков: работу заказывают одной фирме, она нанимает субподрядчика, тот еще одного, потом еще и еще. Фрилансеру, который находится в конце цепочки, приходится ждать оплату вечность.

Задержки на несколько месяцев для Сергея уже норма. Однажды он выполнил крупный проект, а деньги за него получил только через год.

Комментарии экспертов

Чтобы избежать просрочек в оплате, заключите договор. Пропишите в нем срок оплаты после выполнения работ и штрафные санкции за просрочку.

Если это не замотивирует заказчика на своевременную оплату, то через суд исполнитель получит денежную компенсацию.

Конечно, договор важен, но еще важнее отношения с менеджером, с которым ты работаешь. В его власти, чтобы фрилансер получил оплату. Значит, его нужно заранее заинтересовать, чтобы он был на вашей стороне, дорожил отношениями. Он должен быть вашим лоббистом, иначе денег не выбить.

Аватар автора

Илья Синельников

автор курса по переговорам и отношениям с клиентом

История пятая

Друг не хотел обидеть

Максим писал музыку для рекламы. К нему обратился старый друг с просьбой выручить и сделать музыку по заказу одного агентства для хорошего бренда. Максим взялся за заказ, принял все условия, получил референсы и ушел работать. Сделал всё в срок, отправил, получил замечания, переделал, отправил — так несколько раз. Бренд был известным, поэтому Максиму очень хотелось, чтобы заказчику понравился результат.

В какой-то момент Максим получил письмо, что агентство прекращает с ним сотрудничать. Макс позвонил тому самому другу и выяснил, что клиенту не понравился ни один из предложенных вариантов музыки, а друг-менеджер просто «фильтровал» его замечания, чтобы не обидеть. В какой-то момент на стороне клиента произошел конфликт. В итоге они просто купили готовую музыку и поставили в рекламу. А друг так это Максиму и не сказал.

За работу не заплатили, а в рекламе этого бренда теперь играет вторичная ерунда с бубном, свистом и укулеле. Нет ничего хуже, чем рекламная музыка с бубном, свистом и укулеле.

Очевидно, Максиму надо было выйти на клиента напрямую и пообщаться с ним.

История шестая

Не зафиксировать задание и остаться без оплаты

Автор статей Кирилл отправил портфолио главреду известного российского интернет-издания. В ответ получил предложение подготовить небольшой материал за 5000 рублей и контакт редактора.

Кирилл быстро согласовал тему с редактором, написал текст и поправил его по комментариям. Получил подтверждение, что всё в порядке, гонорар будет в следующем месяце. Через полтора месяца он написал по поводу денег.

Редактор ответил, что в издание пришел новый руководитель, которая посчитала, что Кириллу нужно доработать материал. Под «доработать» подразумевалось написать новую статью на другую тему. Кирилл отказался и никаких денег не получил.

Комментарий юриста

Чтобы избежать такой ситуации, составьте приложение к договору. Пропишите в нем ключевые параметры будущей работы. В случае с текстом это может быть объем, тема, основные тезисы или структура. Приложением может стать и техническое задание, которое вам дал заказчик.

В самом договоре укажите, что выполняете работу согласно приложению.

Аватар автора

Полина Журенкова

юрист Института профессионального кадровика

История седьмая

Работать на бирже без предоплаты и получить лишь 10%

Когда Ольга начинала работать копирайтером, она пробовала брать заказы на биржах фриланса. Основная задача автора там — работать быстро, при этом требования к тексту очень низкие, исполнители работают на скорость.

Через сайт «Веб-лансер» к Ольге обратился заказчик и попросил максимально срочно — за один день — подготовить около 20 сео-статей по 2000—2500 знаков каждая. Договорились на 50 $ и предоплату 5 $.

Ольга написала тексты, заказчик их принял и пообещал «завтра» перечислить остальную часть суммы. Завтра затянулось. Ольга так и не получила остаток оплаты за работу. Выходит, что она написала 20 страниц за 5 $.

Комментарий юриста

Особенность многих бирж фрилансеров в том, что они только сводят исполнителя и заказчика, но сами не вступают в договорные отношения и, соответственно, не гарантируют оплату выполненной работы.

Поэтому при работе через биржу так же, как и в других случаях, заключайте договор с заказчиком и оговаривайте предоплату.

Аватар автора

Полина Журенкова

юрист Института профессионального кадровика

Запомнить

  1. Составляйте договор на выполнение любой работы.
  2. Разбейте большой заказ на этапы и пропишите условия приемки каждого из них.
  3. Выясните реальную задачу заказчика, прежде чем начинать работу.
  4. Согласуйте срок оплаты, пропишите штрафные санкции в случае просрочки.
  5. Приложите к договору техническое задание или пропишите ключевые параметры будущей работы в приложении.
  6. Если берете заказ на бирже фрилансеров, заключайте договор и просите предоплату.
Денис Бондарев
А как вас обманывали заказчики?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество