В ролевом движении я с 2004 года. За это время побывала примерно на 25 играх.

Я могла бы носить красивые платья в пол, но предпочитаю «темную» сторону. Мне всегда нравились расы нелюдей, поэтому я езжу на ролевки в образе большого и страшного монстра. Своих монстров делаю самостоятельно — строю крупные каркасные костюмы выше человеческого роста.

В статье расскажу о том, какие бывают игры, что нужно, чтобы стать игроком, какие есть требования к костюмам и оружию и как новичку подготовиться к поездке. А еще покажу, как, из чего и за сколько я делаю свои костюмы монстров.

Здесь я примеряю ноги варгульфа из вселенной Warhammer Fantasy
Здесь я примеряю ноги варгульфа из вселенной Warhammer Fantasy

Как я начала участвовать в ролевых играх

Я из Екатеринбурга. Всегда любила книги — фэнтези и приключения. После первого фильма «Властелин колец» в 2001 году в наших газетах стали писать про ролевиков — людей, которые реконструируют мир Толкина. Я сразу поняла, что тоже хочу бегать с мечом по лесам и полям.

В 2004 году я познакомилась с девочкой, которая наконец-то привела меня на место сбора ролевиков, — территорию екатеринбургского недостроенного зоопарка. Участники игр собирались там каждые выходные. Я быстро влилась в тусовку: наблюдала, расспрашивала, запоминала новые термины, училась стрелять из лука. Тогда же по бартеру получила свое первое оружие для игры: я умела хорошо шить и сшила знакомому что-то из одежды для игры, а он за это сделал мне меч.

На первую полигонную ролевую игру — по фильму «Храброе сердце» — я попала в конце мая 2005 года. Игра была маленькой, на 50 человек. Участники — из Екатеринбурга и Свердловской области. Моей первой ролью стала роль английской королевы.

Дальше в статье я расскажу, как можно влиться в тусовку сейчас.

Мой первый меч. Этой штуке уже 15 лет. Он до сих пор со мной
Мой первый меч. Этой штуке уже 15 лет. Он до сих пор со мной
Эти клинки еще из 90-х. Сейчас мне кажется, что исполнение очень страшное
Эти клинки еще из 90-х. Сейчас мне кажется, что исполнение очень страшное
Игра 2005 года по фильму «Храброе сердце». На фото я вторая слева в красном платье. Источник: Надежда Милитари
Игра 2005 года по фильму «Храброе сердце». На фото я вторая слева в красном платье. Источник: Надежда Милитари

Что за LARP-игры

LARP-игры, или live action role-playing game, — это ролевые игры живого действия, где каждый участник отыгрывает роль выбранного персонажа. Это может быть орк из романа «Властелин колец», рыцарь из «Саги о ведьмаке» или демон из мира Warhammer Fantasy. Для каждого мероприятия готовят костюмы и оружие, а также обустраивают игровые локации.

Игры чем-то похожи на театральное представление или иммерсивное шоу, только без сценария: игроки действуют в соответствии со своим видением ситуации и предполагаемой мотивацией персонажа. Обычно игровые роли распределяют по принципу «кто первый встал, того и тапки». То есть персонажа закрепляют за тем, кто первый заявил, что выбирает эту роль.

Ролевые игры воссоздают миры, в которых есть войны, экономика, политика, заговоры и просто моменты обычной жизни: любовь, смерть, радость и грусть. Моя любимая часть — это боевки, массовые сражения на игровом оружии, в которых участвуют люди и монстры. Именно за этим я и пришла в ролевое движение.

Игры устраивают организаторы — мастерские группы. Мастера делают так, чтобы участникам было интересно во время игры, решают спорные вопросы и конфликты, отвечают за общую организацию. Вообще, популярность игры и количество игроков сильно зависят от организаторских способностей мастеров. Здесь все как в жизни: нужно уметь заинтересовывать людей.

Контингент на играх очень разный: от ребят, которые живут с мамой на ее пенсию, до топ-менеджеров серьезных фирм. Большинство — это люди с хорошим образованием. Много программистов, врачей. Есть и силовики. Многие приходят в ролевое движение еще в студенческие годы.

Как грамотно потратить и сэкономить
Рассказываем в нашей рассылке дважды в неделю. Подпишитесь, чтобы совладать с бюджетом

Виды и масштабы игр. Ролевые игры можно условно разделить на четыре вида в зависимости от количества участников:

  1. Маленькие павильонные или кабинетные игры — «кабинетки». Они обычно проходят в помещении, а не на открытом воздухе. Количество участников здесь может быть в районе 20—30 человек.
  2. Небольшие локальные игры. Могут проходить на природе или даже в городе — «городовухи». Обычно нет смысла арендовать под эти мероприятия отдельный полигон. На таких играх бывает до 100 игроков.
  3. Региональные игры — «регионалки». Это уже довольно серьезные масштабные мероприятия на 100—300 человек. Как правило, эти игры сезонные.
  4. Крупные игры в районе 1000 человек — «тысячники». Обычно они проходят раз в год. Чаще всего в центральном регионе, но есть исключения.

Городские игры. Этот формат ролевых игр обычно проводят в крупных городах, а вся игра длится около месяца. За основу сюжета выбирают произведения в жанре городского фэнтези: например, роман «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко или цикл романов «Тайный город» Вадима Панова.

Игра идет в режиме нон-стоп, участники ходят на работу или учебу, занимаются своими обычными делами и параллельно участвуют в игре. Например, однажды во время такой игры группа биороботов напала на очень сильного монстра-оборотня. В реальности это выглядело как нападение группы юношей в черном камуфляже на хрупкую девушку. Это заметил какой-то дедушка и попытался ее защитить. Ему потом очень долго объясняли, что это часть игры.

Я в 2010 году в костюме шамана на моих любимых «Хоббитских игрищах» по трилогии Толкиена «Властелин колец». «ХИ» — это первая всесоюзная полигонная ролевая игра на территории РФ. Всего я выезжала трижды: в 2007, 2008 и 2010 году. Источник: группа «Хоббитские игрища»
Я в 2010 году в костюме шамана на моих любимых «Хоббитских игрищах» по трилогии Толкиена «Властелин колец». «ХИ» — это первая всесоюзная полигонная ролевая игра на территории РФ. Всего я выезжала трижды: в 2007, 2008 и 2010 году. Источник: группа «Хоббитские игрища»

Ролевое оружие. Большинство игр проходит на протектированном оружии — ПО. Это игровая имитация холодного оружия, сделанная из мягких материалов, в основном из полимеров.

Есть еще игры на оружии из текстолита и дюрали. Из текстолита делают платы в электронике — пластины для электронных элементов. По сути, это стеклоткань, пропитанная эпоксидной смолой и спрессованная под высокой температурой.

Дюраль — это сплав алюминия с медью. Полное название материала — дюралюминий. Мне таким оружием однажды разбили голову прямо на игре и под дождем там же зашивали. Это было в 2008 году на «Хоббитских игрищах».

Раньше ущерб здоровью на играх мог быть очень сильным: переломы рук и ног, разбитые головы. Так что одна из причин, почему я люблю протектированное оружие, — это его относительная безопасность. В большинстве случаев можно получить только синяки.

Так выглядит мое текстолитовое оружие
Так выглядит мое текстолитовое оружие
Боевка на текстолитовом оружии. За этим я и пришла в ролевые игры. Фото 2005 года. Даже я здесь есть — слева в дальнем ряду
Боевка на текстолитовом оружии. За этим я и пришла в ролевые игры. Фото 2005 года. Даже я здесь есть — слева в дальнем ряду
Это подборка моих самых крупных синяков с игры «Ведьмак. Флотзамский пакт» на протектированном оружии. С игры я вернулась в синяках, но без претензий
Это подборка моих самых крупных синяков с игры «Ведьмак. Флотзамский пакт» на протектированном оружии. С игры я вернулась в синяках, но без претензий

Самые зрелищные игры

Я считаю, что самые красивые и зрелищные игры среди полигонных — это «Вархаммер» и «Ведьмак». Расскажу о каждой.

«Вархаммер» — это игра от мастерской группы «Крафт». Это самая массовая игра по мотивам вселенной Warhammer Fantasy во всем мире. Участвует в ней обычно около 1500 человек. На «Вархаммере» я была пять раз: в 2011, 2017, 2018, 2019 и 2020 годах.

Мероприятие всегда устраивают недалеко от Москвы. Это могут быть окрестности Твери или Павловского Посада. Игру проводят раз в год, в августе. Сейчас игра проходит на протектированном оружии, которое позволяет сильно сократить количество травм в процессе.

В 2020 году игру провели с учетом эпидемиологической обстановки в стране: количество игроков сильно ограничили, отменили традиционный парад-открытие и даже старались каждый день измерять температуру игроков.

Вот фото некоторых монстров с полигонной ролевой игры «Вархаммер 2020. Смутные времена». Я стою вторая слева во втором ряду. У меня каркасный костюм варгульфа высотой около двух метров. Источник: Antarien EldaloteНаша команда крысоогров на игре «Вархаммер 2019. Северный рубеж». Я стою крайняя слева с зеленым варп-буром вместо левой лапы. Источник: Александр ДобринскийЭта фотография с моей первой поездки на «Вархаммер. Принцы Пограничья» в 2011 году. Наша зеленокожая команда гоблинов — я иду впереди с черепом на конце посоха. Источник: Евгений Кузнецов

«Ведьмак» — крупная игра от мастерской группы «Крафт Крым» по миру из книг польского писателя Анджея Сапковского. Обычно в мероприятии участвует более 500 человек.

Игра проходит в Крыму ежегодно в мае, начиная с 2018 года. В 2020 году игру отменили из-за коронавируса и перенесли на 2021 год. Игра в 2021 году будет последней и заключительной в трилогии игр по вселенной «Ведьмака» от этой мастерской группы.

На крымском «Ведьмаке» я пока побывала только один раз — в 2019 году, но обязательно поеду снова.

Монстры с ролевой игры «Ведьмак. Флотзамский пакт». Я третья слева в костюме катакана. Источник: Ольга Журавлева
Монстры с ролевой игры «Ведьмак. Флотзамский пакт». Я третья слева в костюме катакана. Источник: Ольга Журавлева
Масштабы игры «Ведьмак» в Крыму в 2019 году можно оценить по этому кадру из видео с квадрокоптера. Видеограф: Павел Мягких
Масштабы игры «Ведьмак» в Крыму в 2019 году можно оценить по этому кадру из видео с квадрокоптера. Видеограф: Павел Мягких

Подготовка к игре

Где найти единомышленников. Советую искать единомышленников в соцсетях. Нужно выбрать в том же «Вконтакте» любой паблик по конкретной игре или группу определенной команды, найти сообщество ролевиков своего региона или даже своего города. Можно открыть страницу любого руководителя группы и написать ему что-то вроде: «Хочу на игру, возьмите меня». Обычно инициативу новичков приветствуют и не отказывают им.

Иногда на крупных играх бывают специальные люди, которые работают с новичками: отвечают на все возникшие вопросы, помогают с материалами и ссылками.

Как узнать, когда игра. Календарь с расписанием ролевых игр можно посмотреть на сайте «Когдаигра». Игры сгруппированы по территориальному признаку: по федеральным округам РФ и даже по странам СНГ.

На сайте видно, какого типа будет игра и где она будет проходить: в закрытом помещении или на природе. Понятны масштабы игры — на какое количество участников рассчитано мероприятие. И есть даже архив прошедших игр с 1987 года.

Скриншот с сайта «Когдаигра» на момент написания статьи. Расписание игр в Москве и Центральном регионе на начало 2021 года
Скриншот с сайта «Когдаигра» на момент написания статьи. Расписание игр в Москве и Центральном регионе на начало 2021 года

Как заявиться на игру. Чтобы попасть на ролевую игру, нужно прочитать правила и подать заявку.

Участнику нужно детально ознакомиться с игровым миром, по которому будет проходить мероприятие. Обычно этот пункт идет по умолчанию, так как чаще всего люди выбирают ролевки по вселенным из своих любимых книг, компьютерных игр, фильмов.

Обычно в заявке игрок указывает следующие данные:

  1. Фамилию, имя, отчество и год рождения. Это нужно для идентификации игроков и понимания, участники какого возраста будут присутствовать на игре. Люди, не достигшие 18 лет, могут приехать с письменного разрешения родителей, а несовершеннолетние подростки до 14 лет могут присутствовать только как гости в сопровождении родителей.
  2. Контактный телефон и адреса страниц в соцсетях. Это может понадобиться для связи с участником и для общей визуальной идентификации игрока.
  3. Локацию, расу, тип юнита и роль. Все это — характеристики выбранного игроком персонажа. Локация — провинция, город или другое место из игрового мира — определяет, представителем какой местности будет участник и за какой лагерь он будет играть. Раса — это вымышленный народ из мира игры: люди, эльфы, монстры, демоны и другие. Юнит — это боевая или рабочая единица, что-то вроде профессии или жизненного призвания персонажа: воин, строитель, маг.
  4. Историю персонажа. Ее называют квентой — от слова quenta, что переводится как «история» с искусственного языка квенья, созданного Дж. Р. Р. Толкином. Каждый участник самостоятельно придумывает и пишет свою квенту. В ней нужно рассказать краткую историю жизни: откуда персонаж родом, чем живет и к чему стремится. Еще иногда просят отметить персонажей нескольких знакомых участников, чтобы мастера могли составить для игрока интересные квесты, которые бы затрагивали людей, которых он знает. Иногда мастера составляют целые туториалы на тему того, как написать хорошую квенту или как сделать ее лучше.
Скриншот с сайта LARP «Ведьмак». В мире «Ведьмака» намного больше рас, но участникам предлагают на выбор три основные. А во вселенной «Вархаммера», например, рас гораздо больше, в том числе люди (имперцы, бретонцы, северные племена), эльфы, огры, скавены, нежить
Скриншот с сайта LARP «Ведьмак». В мире «Ведьмака» намного больше рас, но участникам предлагают на выбор три основные. А во вселенной «Вархаммера», например, рас гораздо больше, в том числе люди (имперцы, бретонцы, северные племена), эльфы, огры, скавены, нежить
LARP «Ведьмак». Примеры игровых юнитов с описанием
LARP «Ведьмак». Примеры игровых юнитов с описанием
Пример заявки на ролевую игру «Ведьмак», которую заполнял каждый участник
Пример заявки на ролевую игру «Ведьмак», которую заполнял каждый участник

Игровые взносы. Чтобы игрокам было комфортно и интересно находиться на полигоне, мастера собирают игровой взнос с каждого участника.

На сумму влияет стоимость аренды полигона, на сколько дней рассчитана игра, будет ли подвоз воды или биотуалетов. Иногда в сумму взноса может входить питание за игровые деньги в кабаках. Есть недорогие мероприятия, а есть ролевки по 5000 Р за день игры.

Чаще всего сумму взносов увеличивают по мере приближения игры. Дороже всего получится, если оплачивать участие сразу на полигоне перед началом мероприятия. Например, на игре «Вархаммер. Смутные времена» в 2020 году сроки регистрации по самой низкой стоимости — 3000 Р — продлили до 1 августа. Обычно такая сумма сохраняется до 1 января, далее увеличивается до 3500 Р и выше. Сразу на полигоне нужно было заплатить 4000 Р с учетом заполненной заявки на игру и 4500 Р без заявки.

Я выезжаю на игры игротехом, а игротехи обычно сдают взнос в два раза меньше. Например, на крымском «Ведьмаке» в 2019 году я платила за участие 700 Р, а на «Вархаммере» в 2020 году, кажется, 2500 Р.

Формат участия. Чаще всего есть два варианта участия в ролевой игре: в качестве игрока и в качестве игротехника. Я обычно выбираю второе. Игротехи — это своего рода технический персонал и помощники мастеров. Они помогают развивать сюжет и создают игровую атмосферу.

Часто игротехами предлагают поехать даже новичкам, которые собираются на ролевку впервые и еще не до конца представляют себе, что персонажу нужно делать и как играть. Особенно если игроку интереснее активно участвовать в происходящем, чем отдыхать или просто наблюдать со стороны.

На «Ведьмаке» я была монстром-игротехом, поэтому моей основной задачей было ходить и кошмарить полигон. Иногда приходилось наведываться в локации по заданию мастера. Например, какой-то лагерь заскучал, их региональный мастер сообщает об этом мастеру по монстрам, а он уже отправляет толпу тварей, чтобы людишки взбодрились.

Так выглядел мой персональный квест — вводная монстра на прошлом «Ведьмаке». Орфография и пунктуация авторские
Так выглядел мой персональный квест — вводная монстра на прошлом «Ведьмаке». Орфография и пунктуация авторские

Проезд. Важный момент — то, как участники будут добираться к месту проведения игры и как доставят туда объемные костюмы и материалы для постройки локаций.

Антураж обычно перевозят с помощью транспортных компаний. Или же все участники команды скидываются на заказ грузовика. Например, наша команда перед «Вархаммером» заказывает грузовик с водителем. Так мы везем свои костюмы монстров, потому что они громоздкие и тяжелые. C каждого человека выходит по 2500 Р — столько стоит перевозка в обе стороны.

Некоторые добираются на своих машинах. Порой ради участия в игре люди проезжают тысячи километров. Остальные добираются общественным транспортом: самолетом, поездом, автобусом.

Так выглядит запакованный багаж команды «Империя начинается туть» для передачи транспортной компании
Так выглядит запакованный багаж команды «Империя начинается туть» для передачи транспортной компании

Игровые зоны

Мастерская группа и игроки заранее оборудуют локации, создающие атмосферу мира, по которому будет проходить игра. В конце игры все постройки демонтируют.

В самом общем виде локации можно разделить на игровые и неигровые зоны.

Зону игрового лагеря делает каждая команда для себя. Например, если нужен штурмуемый лагерь, то будем строить крепость с воротами.

Команда четко обозначает границы локации. Например, для этого натягивают техническое полотно — нетканку. На входе в лагерь ставят ворота. Ворота — это лицо лагеря, поэтому их оформляют особо тщательно.

Вот, например, фотография с «Хоббитских игрищ» 2007 года. Ребята строят ворота, а я копаю штурмовой ров. Источник: Максим Беликов
Вот, например, фотография с «Хоббитских игрищ» 2007 года. Ребята строят ворота, а я копаю штурмовой ров. Источник: Максим Беликов
Так выглядела одна из крепостей на ролевке в 2005 году
Так выглядела одна из крепостей на ролевке в 2005 году
Вот, например, фотография с «Хоббитских игрищ» 2007 года. Ребята строят ворота, а я копаю штурмовой ров. Источник: Максим Беликов
Вот, например, фотография с «Хоббитских игрищ» 2007 года. Ребята строят ворота, а я копаю штурмовой ров. Источник: Максим Беликов
Так выглядела одна из крепостей на ролевке в 2005 году
Так выглядела одна из крепостей на ролевке в 2005 году
Вход в храм Морра. Фото сделано на полигонной ролевой игре «Вархаммер» в 2017 году. Ворота — работа крымского мастера из мастерской 31 Cube Craft Studio. А я на этом фото стою у стены в дальнем ряду в каркасном костюме «птицы» — хаос-спауна. Источник: Лера Жукова
Вход в храм Морра. Фото сделано на полигонной ролевой игре «Вархаммер» в 2017 году. Ворота — работа крымского мастера из мастерской 31 Cube Craft Studio. А я на этом фото стою у стены в дальнем ряду в каркасном костюме «птицы» — хаос-спауна. Источник: Лера Жукова
А это ворота Нильфгаарда. Фото тоже с ПРИ «Ведьмак» 2019 года. Рядом с воротами стою я в костюме катакана. Источник: группа «Фотограф Симферополь | Судак | Евпатория»
А это ворота Нильфгаарда. Фото тоже с ПРИ «Ведьмак» 2019 года. Рядом с воротами стою я в костюме катакана. Источник: группа «Фотограф Симферополь | Судак | Евпатория»
Те же ворота, только в процессе создания. На фото — западная створка и верхняя часть ворот. Видно, что все элементы объемные и имеют рельеф. Ворота делали сами участники команды Нильфгаарда из группы «Империя начинается туть» во «Вконтакте»
Те же ворота, только в процессе создания. На фото — западная створка и верхняя часть ворот. Видно, что все элементы объемные и имеют рельеф. Ворота делали сами участники команды Нильфгаарда из группы «Империя начинается туть» во «Вконтакте»
Так выглядели ворота Темерии на крымской ПРИ «Ведьмак» в 2019 году. Эти ворота тоже делала мастерская 31 Cube Craft Studio, а сами мастера играли за темерцев. Слева и справа от ворот изображения по типу витражей, на которых создатели постарались отразить основные события из истории Темерии. Источник: Саша Волк
Так выглядели ворота Темерии на крымской ПРИ «Ведьмак» в 2019 году. Эти ворота тоже делала мастерская 31 Cube Craft Studio, а сами мастера играли за темерцев. Слева и справа от ворот изображения по типу витражей, на которых создатели постарались отразить основные события из истории Темерии. Источник: Саша Волк
Витражный мотив на темерских воротах крупным планом. Для его создания мастера сначала рисовали эскиз в карандаше на бумаге, а потом отрисовывали его в векторе. После изображения печатали в Москве и отправляли в Крым уже готовые работы. Источник: Саша Волк
Витражный мотив на темерских воротах крупным планом. Для его создания мастера сначала рисовали эскиз в карандаше на бумаге, а потом отрисовывали его в векторе. После изображения печатали в Москве и отправляли в Крым уже готовые работы. Источник: Саша Волк

Размеры локаций. Иногда участники строят удивительно масштабные локации. Например, на «Вархаммере» в 2020 году команда за пять дней работы с раннего утра до позднего вечера и с учетом почти годичной подготовки построила посреди леса игровой военный лагерь барона фон Игельфлотта — Вагенбург.

В лагере было 12 вагенов — это такие передвижные полевые военные сооружения из повозок, двухэтажный кабак с верандой и техническим навесом, четырехэтажная башня высотой 9 метров. И еще там был движущийся паром, который возил людей.

Все эти сооружения нужно разбирать после окончания игры. Поэтому выгоднее и проще найти постоянный полигон — там, где постройки не придется сносить.

Антураж. Для того чтобы локации выглядели впечатляюще, команды продумывают небольшие детали: светильники, посуду и другие предметы быта, уличные вывески, мелкие постройки.

Часть военного лагеря барона фон Игельфлотта с вагенами, ежами, шатрами, тентами и многим другим. Фото с ПРИ «Вархаммер 2020. Смутные времена». Источник: Родион ЯвеловПроекты строений. К постройке игровой локации команда готовилась почти год. Источник: Никита ИсаевВот такой антуражный рудник сделала команда из Мурманска на «Вархаммере» в 2020 году. Высота — чуть ниже человеческого роста. Источник: Андрей ТарасовТак крупным планом выглядят сундуки, которые стоят рядом с шахтой. Внутри добытые варп-камни. Сундук выполнен в настоящую величину. Фото сделано в мастерской «Империя начинается туть»Баллиста Нильфгаарда в процессе создания. Баллиста — это двухплечевая машина для метания камней. Впоследствии ее испытают на стрельбах. Баллиста поедет на игру «Ведьмак. Растбургский штурм» в 2021 году. Фото из мастерской «Империя начинается туть»Фото сделано в мастерской «Империя начинается туть» в процессе апгрейда 29 старых нильфгаардских фонарей после прошедшего «Ведьмака» 2019 годаА это сундук ведьмака. На внешней части имитация резьбы по дереву и кожаные ремни. Источник: группа «Империя начинается туть»Ведьмачий сундук в открытом виде. Фотографии сделаны в мастерской «Империя начинается туть»
Деревня под названием Биндюга на игре «Ведьмак. Флотзамский пакт» в 2019 году. На фото момент прихода в деревню монстра баньши. Источник: группа «Фотограф Симферополь | Судак | Евпатория»
Деревня под названием Биндюга на игре «Ведьмак. Флотзамский пакт» в 2019 году. На фото момент прихода в деревню монстра баньши. Источник: группа «Фотограф Симферополь — Судак — Евпатория»

Игровые кабаки. Чаще всего еду участники привозят с собой. Если игровая команда большая, то кто-то из участников готовит на всех.

На крупных играх бывают централизованные кабаки — это такое кафе с полевой кухней. Там можно разово перекусить по меню или взять абонемент на питание.

Еда в этих заведениях современная, такая же, как и в обычных кафе: первое, мясо, гарниры, пирожки. Ребята на ролевой игре по «Фоллауту», например, вывозили на полигон китайскую лапшичную.

Процесс приготовления пищи на крымской игре «Ведьмак. Флотзамский пакт» в 2019 году. Источник: Анастасия Занозина
Процесс приготовления пищи на крымской игре «Ведьмак. Флотзамский пакт» в 2019 году. Источник: Анастасия Занозина
Участники в исторических костюмах накрывают на стол. Фото с ролевой игры «Ведьмак» 2019 года. Источник: Анастасия Занозина
Участники в исторических костюмах накрывают на стол. Фото с ролевой игры «Ведьмак» 2019 года. Источник: Анастасия Занозина
Так выглядит игровой ресторан «Два жука два мужика». Фото с полигонной ролевой игры «Вархаммер»
Так выглядит игровой ресторан «Два жука два мужика». Фото с полигонной ролевой игры «Вархаммер»
А это часть мило оформленного меню «2Ж2М». Еще в кафе были предусмотрены абонементы на трехразовое питание на игре. Пятидневный абонемент с ужина среды до завтрака воскресенья стоил 3500 <span class=ruble>Р</span>
А это часть мило оформленного меню «2Ж2М». Еще в кафе были предусмотрены абонементы на трехразовое питание на игре. Пятидневный абонемент с ужина среды до завтрака воскресенья стоил 3500 Р
Вот меню игрового кабака «Сытый лис» — тоже с крымской ролевки «Ведьмак». Так&nbsp;что выбор еды на играх с учетом полевых условий очень разнообразен
Вот меню игрового кабака «Сытый лис» — тоже с крымской ролевки «Ведьмак». Так что выбор еды на играх с учетом полевых условий очень разнообразен
А это часть мило оформленного меню «2Ж2М». Еще в кафе были предусмотрены абонементы на трехразовое питание на игре. Пятидневный абонемент с ужина среды до завтрака воскресенья стоил 3500 <span class=ruble>Р</span>
А это часть мило оформленного меню «2Ж2М». Еще в кафе были предусмотрены абонементы на трехразовое питание на игре. Пятидневный абонемент с ужина среды до завтрака воскресенья стоил 3500 Р
Вот меню игрового кабака «Сытый лис» — тоже с крымской ролевки «Ведьмак». Так&nbsp;что выбор еды на играх с учетом полевых условий очень разнообразен
Вот меню игрового кабака «Сытый лис» — тоже с крымской ролевки «Ведьмак». Так что выбор еды на играх с учетом полевых условий очень разнообразен

Данжи. На играх есть особые зоны — данжи, от английского слова dungeon — «подземелье». Это такое место с усиленными препятствиями и загадками, что-то вроде небольшого квест-рума внутри игры.

В данже можно получить крутые артефакты, например меч с особыми магическими свойствами. В основном данжи и артефакты готовит мастерская группа. Но при желании это могут сделать и сами игроки. Я в данжах пока ни разу не побывала, так как в последние годы участвую в качестве игротеха.

Игровая валюта. Обычно на игре используют два типа денег: обычные и игровую валюту. Иногда это бывают бумажные монетки, иногда металлические или пластиковые.

Игровую валюту делает чаще всего мастерская группа, чтобы какой-то один хитрый игрок не изготовил себе кучу денег и разрушил экономику игры. Обычно на начало игры мастера выдают участникам какое-то количество игровой валюты, в процессе свой капитал можно приумножить, а можно и потерять — на пути игрока могут попасться грабители.

Обычные деньги в ходу только в кабаках и у торговцев всякой всячиной — сувенирами, аксессуарами и прочим. А все игровое взаимодействие ведется за игровые деньги. Например, на них игрок может купить зелье или заплатить ими наемному убийце.

Моя маленькая коллекция игровых денег с разных игр. Сфотографировала их на самовосстанавливающемся коврике для&nbsp;резки в своей рабочей зоне, где я делаю костюмы монстров
Моя маленькая коллекция игровых денег с разных игр. Сфотографировала их на самовосстанавливающемся коврике для резки в своей рабочей зоне, где я делаю костюмы монстров

Неигровые зоны

Пожизневый лагерь. В глубине зоны игрового лагеря находится неигровой, или пожизневый, лагерь, он же зона «пожизняка». Там участники ставят палатки и ночуют, едят, отдыхают. В хороших лагерях на этом месте еще бывают столы и скамейки.

Поначалу палатки у меня не было, поэтому приходилось каждый раз искать, с кем можно переночевать, или одалживать ее у друзей. А в 2010 году у меня появилась своя палатка, я до сих пор езжу с ней в лес.

Иногда походное снаряжение можно взять в аренду прямо на игре, чтобы не тащить все на себе. Например, команда полевого ресторана «Два жука два мужика» сдает в аренду палатки, спальники и пенки. Аренда одноместной палатки у них обойдется в 700 Р в сутки. Трехместная палатка с низким тамбуром будет стоить 1500 Р в сутки, а с тамбуром в полный рост — 2000 Р в сутки. Забронировать палатку нужно заранее, хотя бы за две недели до игры.

Более продвинутый уровень проживания — это шатер. Игроки специально приобретают шатры и живут в них на полигонах.

Так выглядит двухмачтовый шатер. Площадь — чуть больше 18 м² (длина — 5,5 м, ширина — 4 м). Общая высота — 3,3 м. Работа крымского мастера Андрея Юманова
Так выглядит двухмачтовый шатер. Площадь — чуть больше 18 м² (длина — 5,5 м, ширина — 4 м). Общая высота — 3,3 м. Работа крымского мастера Андрея Юманова

Дополнительные неигровые зоны. На крупных полигонных ролевых играх может быть медпункт, где окажут первую помощь, если кто-то из участников получит травму. Еще может быть неигровая торговая зона, где стоят палатки с разными тематическими сувенирами.

Гигиена. На крупных играх ставят биотуалеты и мобильные душевые кабины такого же плана. Еще могут быть дополнительные услуги за плату. Например, команда «2Ж2М» на игре «Вархаммер» предлагала игрокам отдельный душ. Разовое посещение стоило 200 Р, абонемент на три посещения — 500 Р. В стоимость абонемента уже включены мыло и шампунь, а при разовом посещении их придется оплатить отдельно или принести с собой.

Еще в 2020 году у «2Ж2М» появилась новинка — баня. Билет для участников стоил 500 Р — за эти деньги можно 30 минут париться, потом принять душ и выпить чай. Одновременно в бане могут находиться 4—5 человек.

Полевой душ с индивидуальными кабинками и раздевалками от команды «2Ж2М». Посетителям предоставляется фен
Полевой душ с индивидуальными кабинками и раздевалками от команды «2Ж2М». Посетителям предоставляется фен

Костюмы для LARP-игр

Сбор костюма своего персонажа — это самая важная, самая сложная и самая дорогостоящая часть подготовки к игре.

Например, герои «Ведьмака» одеты по моде конца 14 — начала 15 века. Поэтому все участники должны выглядеть соответствующим образом. Во вселенной Warhammer Fantasy представители человеческой расы одеты по моде 15—16 веков. Костюмы в играх похожи, но в «Ведьмаке» больше всего фансервисного, особенно на девушках-магах. Например, они часто выбирают глубокие декольте, чулки в сетку и короткие платья.

Чтобы примерно понять, какая одежда подойдет для этих игр, рекомендую скачать справочник по костюмам, обуви и аксессуарам на сайте польской ролевой игры «Цвайхандер». Образы там не исторически достоверные, но подход грамотный: многослойность, натуральные ткани, более-менее правильные выкройки.

Костюмы для ролевок иногда отшивают вручную — но это не обязательно. Полностью ручная работа подойдет скорее для исторических реконструкций, когда костюм нужно согласовывать с организаторами. К каждой детали костюма надо прикладывать «паспорт» — ссылки на музейные образцы или музейные изображения, на которых есть именно такой элемент одежды.

Реконструкторы изучают историю и пытаются таким образом изнутри прочувствовать, каково это было. А ролевые игры — это просто фан. Ролевики могут поиграть и в исторические события, и в фэнтези, и в научную фантастику. То есть для реконструкторов в большей степени важна материальная составляющая, а ролевики ценят сам процесс игры.

Гайд по&nbsp;костюмам для&nbsp;игры Zweihander: Ere Frosts Come, которая проходит в&nbsp;городе Ченстохова на&nbsp;юге Польши. Мужчина из&nbsp;Империи в&nbsp;гражданской верхней одежде с&nbsp;валиками на&nbsp;плечах и&nbsp;в&nbsp;асимметричных брюках. На голове под&nbsp;беретом койф&nbsp;— полотняный головной убор в&nbsp;виде капюшона или чепчика. На&nbsp;поясе человек носит кожаную сумку и&nbsp;бытовые предметы. Источник: сайт «Цвайхандер»А&nbsp;это бретонский рыцарь в&nbsp;гербовой накидке с&nbsp;драконом&nbsp;— его фамильным гербом. Под&nbsp;доспехом черный подлатник и&nbsp;стеганые чулки, которые защищают ноги от&nbsp;ссадин от&nbsp;доспехов и&nbsp;смягчают силу возможных ударов. Источник: сайт «Цвайхандер»Девушка в&nbsp;соломенной шляпе и&nbsp;фартуке. Платье двустороннее, поэтому его можно носить любой стороной. Источник: сайт «Цвайхандер»А&nbsp;это эльфийка. На&nbsp;ней шерстяной камзол и&nbsp;плащ с&nbsp;брошью-фибулой — застежкой для&nbsp;одежды, которая одновременно служит украшением. Источник: сайт «Цвайхандер»

Мои платья для игр. Я делаю платья так: выбираю натуральные ткани, нахожу в интернете выкройки и шью на машинке. Очень многое зависит от выкройки, так как она обеспечивает общую форму и силуэт платья.

Мне очень нравится группа с шуточным названием «Шития апЁстолов» во «Вконтакте». Там в альбомах много исторически точных выкроек мужских и женских костюмов разных стран и эпох.

Классическая людская одежда мне тоже нужна, даже если я выезжаю на игру монстром. По правилам у каждого монстра должен быть с собой сменный комплект человеческой одежды — для отдыха, походов в кабак и прочей игровой активности.

Фото с «Ведьмака» 2019&nbsp;года. Здесь видна часть моего сменного человеческого костюма. Это инструктаж перед игрой, мастер по монстрам вводит нас в курс дела. Все, кроме меня, пока в обычной современной одежде. После девушки наденут свои костюмы монстров: полуденницы и баньши. Источник: Павел Альтшуль
Фото с «Ведьмака» 2019 года. Здесь видна часть моего сменного человеческого костюма. Это инструктаж перед игрой, мастер по монстрам вводит нас в курс дела. Все, кроме меня, пока в обычной современной одежде. После девушки наденут свои костюмы монстров: полуденницы и баньши. Источник: Павел Альтшуль
Моя людская одежда целиком. Так я ходила на крымском «Ведьмаке», когда снимала костюм монстра катакана. Это костюм кметки — крестьянки. На мне средневековые чулки — шоссы, камиза — нательное белье, обувь — поршни, чепец на голове. Котта — средневековая туникообразная верхняя одежда с узкими рукавами — у меня скорее фантазийная, не исторически точная. Поверх котты надет фартук, на талии фляга и омоньер — средневековый поясной кошель
Моя людская одежда целиком. Так я ходила на крымском «Ведьмаке», когда снимала костюм монстра катакана. Это костюм кметки — крестьянки. На мне средневековые чулки — шоссы, камиза — нательное белье, обувь — поршни, чепец на голове. Котта — средневековая туникообразная верхняя одежда с узкими рукавами — у меня скорее фантазийная, не исторически точная. Поверх котты надет фартук, на талии фляга и омоньер — средневековый поясной кошель
Это мой фантазийный костюм с игры «Вархаммер&nbsp;2017. Сумрачный лес». Я была магом Серого Колледжа. Не моего производства здесь только обувь и портупея. Все остальные элементы образа я сделала сама, в том&nbsp;числе книгу с искусственно состаренными страницами в кожаной обложке, — она висит у меня на поясе. Новичку бывает непросто с первого взгляда отличить историчную одежду от некоторых экземпляров фантазийной, но потом появляется насмотренность, поэтому со временем все становится гораздо понятнее. Источник: Алена Зельвянская
Это мой фантазийный костюм с игры «Вархаммер 2017. Сумрачный лес». Я была магом Серого Колледжа. Не моего производства здесь только обувь и портупея. Все остальные элементы образа я сделала сама, в том числе книгу с искусственно состаренными страницами в кожаной обложке, — она висит у меня на поясе. Новичку бывает непросто с первого взгляда отличить историчную одежду от некоторых экземпляров фантазийной, но потом появляется насмотренность, поэтому со временем все становится гораздо понятнее. Источник: Алена Зельвянская
Моя обувь крупным планом. Фото сделала на своем рабочем столе дома. Это исторически точные кожаные поршни десятого века. Друг сшил их мне бесплатно
Моя обувь крупным планом. Фото сделала на своем рабочем столе дома. Это исторически точные кожаные поршни десятого века. Друг сшил их мне бесплатно
Это мой фантазийный костюм с игры «Вархаммер&nbsp;2017. Сумрачный лес». Я была магом Серого Колледжа. Не моего производства здесь только обувь и портупея. Все остальные элементы образа я сделала сама, в том&nbsp;числе книгу с искусственно состаренными страницами в кожаной обложке, — она висит у меня на поясе. Новичку бывает непросто с первого взгляда отличить историчную одежду от некоторых экземпляров фантазийной, но потом появляется насмотренность, поэтому со временем все становится гораздо понятнее. Источник: Алена Зельвянская
Это мой фантазийный костюм с игры «Вархаммер 2017. Сумрачный лес». Я была магом Серого Колледжа. Не моего производства здесь только обувь и портупея. Все остальные элементы образа я сделала сама, в том числе книгу с искусственно состаренными страницами в кожаной обложке, — она висит у меня на поясе. Новичку бывает непросто с первого взгляда отличить историчную одежду от некоторых экземпляров фантазийной, но потом появляется насмотренность, поэтому со временем все становится гораздо понятнее. Источник: Алена Зельвянская
Моя обувь крупным планом. Фото сделала на своем рабочем столе дома. Это исторически точные кожаные поршни десятого века. Друг сшил их мне бесплатно
Моя обувь крупным планом. Фото сделала на своем рабочем столе дома. Это исторически точные кожаные поршни десятого века. Друг сшил их мне бесплатно

Сколько стоит костюм. Нижней и верхней границы по затратам на образ просто нет, потому что можно собрать комплект одежды бесплатно, одолжив вещи у друзей из ролевого сообщества. А можно делать на заказ в мастерской: цена будет зависеть от типа и сложности костюма, а также от расценок мастерской, но в любом случае это будет недешево.

Многие шьют костюмы самостоятельно. Кто-то заказывает вещи у мастеров или в мастерских по крафту. Сейчас много разных мастерских по пошиву историчной и фантазийной одежды и аутентичных аксессуаров из кожи, изготовлению доспехов.

Часть списка мастерских и мастеров по изготовлению крафта для&nbsp;ролевых игр и реконструкции, созданию реквизита и бутафории для&nbsp;кино и театра. Сейчас в файле более 150&nbsp;строк, список пополняется. Мой знакомый составил и ведет эту таблицу на общественных началах
Часть списка мастерских и мастеров по изготовлению крафта для ролевых игр и реконструкции, созданию реквизита и бутафории для кино и театра. Сейчас в файле более 150 строк, список пополняется. Мой знакомый составил и ведет эту таблицу на общественных началах

Если рассматривать именно изготовление костюмов монстров, то самый популярный мастер — это Александр Меребашвили, он же Warboss, из Санкт-Петербурга. Цены в его мастерской примерно такие:

Пример крупного костюма монстра — огр Манитер или Браузер. Обхват костюма по животу — более 2,5 м
Пример крупного костюма монстра — огр Манитер или Браузер. Обхват костюма по животу — более 2,5 м
Этот костюм тролля от мастерской Big Bubbas Stuff продавался после участия в «Вархаммере» в 2019&nbsp;году. Костюм был в б/у состоянии после одной поездки, поэтому перед продажей был произведен полный ремонт. Стартовая цена — 30 000 <span class=ruble>Р</span> с возможностью серьезного торга
Этот костюм тролля от мастерской Big Bubbas Stuff продавался после участия в «Вархаммере» в 2019 году. Костюм был в б/у состоянии после одной поездки, поэтому перед продажей был произведен полный ремонт. Стартовая цена — 30 000 Р с возможностью серьезного торга
Пример крупного костюма монстра — огр Манитер или Браузер. Обхват костюма по животу — более 2,5 м
Пример крупного костюма монстра — огр Манитер или Браузер. Обхват костюма по животу — более 2,5 м
Этот костюм тролля от мастерской Big Bubbas Stuff продавался после участия в «Вархаммере» в 2019&nbsp;году. Костюм был в б/у состоянии после одной поездки, поэтому перед продажей был произведен полный ремонт. Стартовая цена — 30 000 <span class=ruble>Р</span> с возможностью серьезного торга
Этот костюм тролля от мастерской Big Bubbas Stuff продавался после участия в «Вархаммере» в 2019 году. Костюм был в б/у состоянии после одной поездки, поэтому перед продажей был произведен полный ремонт. Стартовая цена — 30 000 Р с возможностью серьезного торга

Мои монстры

На каждую игру я делаю новый костюм. За последние несколько лет я создала костюмы хаос-спауна, крысоогра, варгульфа из вселенной Warhammer Fantasy и катакана из мира «Ведьмака».

Хаос-спаун. В этом костюме демона я ездила на ролевую игру «Вархаммер 2018. Перевал черного пламени». Я называю этот костюм просто «птицей».

На материалы для хаос-спауна я потратила примерно 15 000 Р — здесь и далее буду считать только стоимость материалов без учета инструментов. Костюм получился чуть выше человеческого роста, так как сзади есть большой горб. Он очень объемный, но весит мало — около 5 кг.

Есть светодиоды в клешне и в глазах, причем сами глаза подсвечиваются ультрафиолетом. Еще есть звуковой модуль через кнопки: тварь может издавать настоящие звуки монстров.

Мой костюм хаос-спауна был слегка выше человеческого роста за счет выступающего горба на спине. В клешне с левой стороны были светодиоды для&nbsp;подсветки. Источник: Андрей Ранц
Мой костюм хаос-спауна был слегка выше человеческого роста за счет выступающего горба на спине. В клешне с левой стороны были светодиоды для подсветки. Источник: Андрей Ранц

Катакан. Этот костюм я делала для ролевой игры «Ведьмак. Флотзамский пакт» в Крыму. Материалы на катакана обошлись мне в 10 000 Р.

Костюм в рост человека. Весит тоже немного — до 5 кг. Я складывала весь костюм в большую спортивную сумку и одной рукой несла ее, не напрягаясь.

Костюм очень подвижный. На нем мало «мяса», которое делают из изолона, — это такой теплоизоляционный материал, что было очень кстати с учетом крымской жары. В качестве базы под этот костюм я взяла обычную трикотажную спортивную одежду из секонд-хенда, которую покрасила и задекорировала.

Основной элемент костюма — это маска. Когда я делала вторую вариацию своей маски, то добавила туда подсветку глаз и экшен-камеру для езды на мотоцикле, которая коннектилась с телефоном и выводила на него изображение.

Костюм катакана был легкий и подвижный ввиду отсутствия каркаса внутри и минимума изолонового «мяса» снаружи. Источник: группа «Фотограф Симферополь&nbsp;| Судак&nbsp;| Евпатория»
Костюм катакана был легкий и подвижный ввиду отсутствия каркаса внутри и минимума изолонового «мяса» снаружи. Источник: группа «Фотограф Симферополь | Судак | Евпатория»
Я&nbsp;с&nbsp;другими монстрами вселенной «Ведьмака». Слева направо: баньши, полуденница, катакан. Источник: группа «LARP Ведьмак: Растбургский Штурм»Маска катакана крупным планом. На&nbsp;уровне глаз вмонтирована экшен-видеокамера. Глазницы изнутри заклеены сеткой для&nbsp;защиты от&nbsp;возможных ударов и&nbsp;для&nbsp;того, чтобы скрыть все участки кожи, которые могут быть видны при&nbsp;ношении маски. Зубы сделаны из&nbsp;клеевого стержня, под&nbsp;который понадобится специальный молд&nbsp;— форма для&nbsp;изготовления объемных деталейА&nbsp;так катакан выглядит в&nbsp;одном из&nbsp;первоисточников. Источник: CD Project

Крысоогр. Это мой костюм для полигонной ролевой игры «Вархаммер 2019. Северный рубеж». На материалы для крысоогра ушло 25 000 Р. Костюм громоздкий и довольно тяжелый. Высота — более 2 метров, сама я ростом 172 см. Весит около 10 кг.

В костюм встроен большой каркас-позвоночник, поднимающий голову монстра гораздо выше головы оператора — так называют человека, который надел костюм монстра. Есть подсветка глаз и светящиеся вены, идущие по спине. Еще есть варп-бур и варп-камни на спине — эти штуки вызывают мутации героя, но они очень полезны для колдовства в игре.

Спереди на груди монстра — открывающиеся дверцы. Это очень удобное решение для костюмов выше человеческого роста. Костюм был довольно душным, несмотря на отверстие для дыхания. Во время переходов можно было открыть дверцы и подышать свежим воздухом.

А еще в этом костюме гнущийся хвост моей любимой конструкции. Сделала его на тканевой основе из формованного строительным феном изолона с несколькими прорезанными «клиньями» для подвижности.

Мой костюм крысоогра был более двух метров в высоту. Источник: Евгений Семёнов
Мой костюм крысоогра был более двух метров в высоту. Источник: Евгений Семёнов
Крысоогр в профиль. Фото сделано во время перехода, когда у меня была возможность открыть дверцы спереди и подышать воздухом. Вены на спине были с подсветкой. Источник: Женя Волкова
Крысоогр в профиль. Фото сделано во время перехода, когда у меня была возможность открыть дверцы спереди и подышать воздухом. Вены на спине были с подсветкой. Источник: Женя Волкова
Мой костюм крысоогра был более двух метров в высоту. Источник: Евгений Семёнов
Мой костюм крысоогра был более двух метров в высоту. Источник: Евгений Семёнов
Крысоогр в профиль. Фото сделано во время перехода, когда у меня была возможность открыть дверцы спереди и подышать воздухом. Вены на спине были с подсветкой. Источник: Женя Волкова
Крысоогр в профиль. Фото сделано во время перехода, когда у меня была возможность открыть дверцы спереди и подышать воздухом. Вены на спине были с подсветкой. Источник: Женя Волкова
Часть нашей команды крысоогров на ПРИ «Вархаммер&nbsp;2019. Северный рубеж». Источник: Андрей Ранц
Часть нашей команды крысоогров на ПРИ «Вархаммер 2019. Северный рубеж». Источник: Андрей Ранц
Так мой крысоогр выглядит в компьютерной игре. Источник: Pinterest
Так мой крысоогр выглядит в компьютерной игре. Источник: Pinterest

Варгульф. В этом костюме я выехала на игру «Вархаммер 2020. Смутные времена». На материалы и инструменты для изготовления костюма я потратила около 40 000 Р.

Костюм получился выше двух метров. Пока это самый тяжелый из моих монстров — костюм весит около 15 кг. И очень прочный: однажды другой игрок сломал об меня свое протектированное оружие — двуручный топор, а я при этом ничего не почувствовала.

В костюме удобная анатомическая дверца спереди и подвижный гибкий хвост, как в костюме крысоогра. Глаза подсвечены красным.

А еще в этом костюме я не могла самостоятельно застегнуться и встать в случае падения. Это вообще проблема подобных больших костюмов. Под конец игры уже половина команды умела застегивать и расстегивать мой костюм. А если меня роняли на спину или мордой вниз, то сама подняться я уже не могла, потому что лапы были слишком длинными. Приходилось перекатываться на бок и ждать, когда кончится боевка и меня поднимут. Было это всего раза три, но все равно обидно.

Еще я не могла самостоятельно отдать лут, так как руки были наглухо застегнуты. Лут — это то, что падает с монстра после смерти. Так же и в компьютерной игре: игрок убивает, например, крысу в канализации, а с ее тела поднимает несколько монет.

В качестве лута я выдаю игрокам то, что мне передают мастера. Это могут быть как игровые ресурсы или что-то полезное, так и какая-нибудь болезнь или посттравматический синдром.

Вообще, умирать в процессе игрового взаимодействия — это стандартная задача для монстра. Такое может происходить по 15—20 раз за игру.

Варгульф для&nbsp;игры «Вархаммер&nbsp;2020. Смутные времена» — это пока один из самых тяжелых моих костюмов. Он весил около 15 кг и был более 2 метров в высоту. Источник: Мария Гробовская
Варгульф для игры «Вархаммер 2020. Смутные времена» — это пока один из самых тяжелых моих костюмов. Он весил около 15 кг и был более 2 метров в высоту. Источник: Мария Гробовская
Это фото хорошо передает масштаб и высоту варгульфа. Здесь мне помогают застегнуть костюм. Источник: Анна Звиняцковская
Это фото хорошо передает масштаб и высоту варгульфа. Здесь мне помогают застегнуть костюм. Источник: Анна Звиняцковская
Сижу в кабаке на «Вархаммере». Этот кабак был не очень игровой, поэтому там я снимала костюм. Но было темно и уже прохладно, так&nbsp;что я замерзла и залезла в тушку, чтобы не простыть. Источник: Мария Гробовская
Сижу в кабаке на «Вархаммере». Этот кабак был не очень игровой, поэтому там я снимала костюм. Но было темно и уже прохладно, так что я замерзла и залезла в тушку, чтобы не простыть. Источник: Мария Гробовская
Рисунок варгульфа, чтобы показать, как должен выглядеть этот монстр. Источник: whfb.reactor.cc
Рисунок варгульфа, чтобы показать, как должен выглядеть этот монстр. Источник: whfb.reactor.cc
Варгульф для&nbsp;игры «Вархаммер&nbsp;2020. Смутные времена» — это пока один из самых тяжелых моих костюмов. Он весил около 15 кг и был более 2 метров в высоту. Источник: Мария ГробовскаяЭто фото хорошо передает масштаб и высоту варгульфа. Здесь мне помогают застегнуть костюм. Источник: Анна ЗвиняцковскаяСижу в кабаке на «Вархаммере». Этот кабак был не очень игровой, поэтому там я снимала костюм. Но было темно и уже прохладно, так&nbsp;что я замерзла и залезла в тушку, чтобы не простыть. Источник: Мария ГробовскаяРисунок варгульфа, чтобы показать, как должен выглядеть этот монстр. Источник: whfb.reactor.cc
Варгульф в профиль. Здесь виден горб твари, подсветка глаз красным и торчащие ребра из груди. Источника: Вероника Мангал
Варгульф в профиль. Здесь виден горб твари, подсветка глаз красным и торчащие ребра из груди. Источника: Вероника Мангал

Как сделать костюм монстра

Где взять информацию. По теме монстростроения гайдов не очень много, так как делать туториалы по крафту довольно сложно. Но при желании можно их отыскать. Больше шансов это сделать со знанием английского языка. То, что интересует меня, попадается в основном только на иностранных каналах.

Обычно я смотрю туториалы на «Ютубе», «Пинтересте», Instructables, в «Инстаграме», «Вконтакте».

Я часто смотрю видеотуториалы косплееров, потому что они, в отличие от крафтеров, записывают более качественные гайды. Требования к костюмам для косплея отличаются, но какие-то приемы все же можно позаимствовать.

В самом общем виде конструкция монстров выглядит так. Каркас («кости») — полипропиленовые трубы, сверху слой «мяса» из изолона. Изолон — это вспененный полиэтилен, мягкий строительный материал. Он прекрасно держит форму, защищает от ударов, прост в обработке и не впитывает влагу.

Дальше — фактурная «кожа»: ее можно сделать акриловым герметиком. Еще можно использовать двухкомпонентные литьевые силиконы. Их можно заливать в специальные формы и таким образом делать почти любые нужные мелкие детали типа зубов монстра.

Время. Большинство костюмов я делаю дома. Даже своего крысоогра высотой более двух метров я сделала на кухне. А на балконе я оборудовала мастерскую: сама все утеплила, обшила и обустроила.

Я строю монстров параллельно с основной работой. Часто дотягиваю до дедлайна, а потом вхожу в ударный ритм: прихожу с работы и крафчу, пока не падаю спать. Выходные без отдыха.

Костюм катакана я сделала за три недели. Это с учетом работы и тренировок в зале по три раза в неделю. На костюмы варгульфа и крысоогра времени ушло побольше, примерно по шесть недель на каждого.

Я сама оборудовала мастерскую для&nbsp;монстростроения у себя на балконе
Я сама оборудовала мастерскую для монстростроения у себя на балконе

Инструменты. Я пишу цены на инструменты и материалы, актуальные для Санкт-Петербурга, где я живу с 2008 года. В других регионах цены могут сильно отличаться. И почти любую позицию можно выбирать в разной ценовой категории или найти более дешевые аналоги.

Если делать костюмы по моей технологии, то будут нужны такие инструменты. Понадобится строительный фен, его можно купить за 1500 Р. Я люблю хорошие инструменты, поэтому сейчас пользуюсь феном за 4500 Р. С клеевым пистолетом такая же история: можно купить за 300 Р, а можно за 2000 Р.

Если делать огромных тварей с позвоночником, то обязательно понадобится паяльник для полипропиленовых труб. Он недорогой, я брала свой за 1500 Р.

Из ручного инструмента понадобятся канцелярский нож и несколько упаковок сменных лезвий, ножницы, шило, труборез, маркеры, мелки. Для первого раза можно купить инструмент подешевле, но если делать костюмы на регулярной основе, то лучше потратиться побольше.

Из электроинструментов можно обойтись только строительным феном и клеевым пистолетом. Я еще использую швейную машину, паяльник для полипропиленовых труб и паяльную станцию, шуруповерт и гравер, но это только добавляет сложности моим костюмам и совершенно не обязательно для новичков. Просто я умею пользоваться этими инструментами: в обычной жизни я работаю монтажником радиоэлектронной аппаратуры и приборов на военном производстве.

Материалы. Под костюм монстра я надеваю тканевую базу: шью куртку и штаны изо льна. Уходит примерно четыре метра и тысяча рублей. Прибавляем всякие молнии, нитки, широкую липучку. Суммарно на все трачу примерно 1200 Р.

Пример тканевой базы под&nbsp;костюм монстра. Обычно я сама шью спортивную куртку и штаны из плотного натурального льна по выкройкам из интернета. Тканевая основа нужна в том числе для&nbsp;того, чтобы из-под костюма не проглядывала современная одежда, если вдруг в процессе игры верхний слой костюма порвется
Пример тканевой базы под костюм монстра. Обычно я сама шью спортивную куртку и штаны из плотного натурального льна по выкройкам из интернета. Тканевая основа нужна в том числе для того, чтобы из-под костюма не проглядывала современная одежда, если вдруг в процессе игры верхний слой костюма порвется

Большой расходный пункт — это клей. Я использую два вида клея: «88-люкс» — банка стоит примерно 350 Р, а также клеевые стержни — упаковка из шести штук стоит 150 Р. В зависимости от габаритов и сложности костюма уходит примерно 10—20 пачек клеевых стержней.

Расход изолона также сильно зависит от габаритов костюма. Листы продаются размером 1 × 0,6 м и разной толщины. Тонкий, 20 мм, стоит по 60—70 Р за лист. А вот толстый изолон, например 40 мм, — уже 234 Р за лист. На костюм катакана ушло 10—12 листов тонкого изолона и 3 листа толстого. На костюм варгульфа понадобилось раза в 2—3 больше.

Еще нужна бязь для обклейки изолонового «мяса»: метров 6—12 в зависимости от габаритов твари. Погонный метр стоит примерно 200 Р. Если морда твари там же, где лицо оператора, то нужна маска-база, например, из магазина «Леонардо». Она называется «заготовка для декорирования» и стоит 500 Р.

Если позвоночник как в костюме крысоогра или варгульфа, то нужно около шести метров пластиковой трубы. Стоимость — примерно по 100 Р за метр. Разные фитинги — соединительные части для труб — стоят недорого, но всего на них может уйти и 600 Р. А также стропы, фастексы — это еще на 1000—2000 Р в сумме. Все это можно найти в строительных и сантехнических магазинах.

Еще понадобится герметик, чтобы создать нужную текстуру на поверхности костюма. Я использую довольно дешевый, по 160 Р за тубу. На костюм у меня уходит 2—3 тубы. В «Леруа Мерлене» продается эластичный герметик «GreenResin», на один костюм может хватить маленького ведерка за 448 Р.

Монстра нужно покрасить. В зависимости от размеров может понадобиться разное количество черных баллонов с акриловой краской по 220 Р за баллон. В среднем 3—4 штуки должно хватить. Еще нужны художественные акриловые краски в банках или тюбиках. Их стоимость сложно подсчитать, так как все зависит от цвета твари.

Иногда может понадобиться искусственный мех. Он продается по 800 Р за метр. Еще может быть декор из светящихся элементов. Разные диоды и провода стоят недорого — от 7 Р за штуку в магазине «Чип и дип».

Это маска катакана в процессе изготовления. Заготовку для&nbsp;декорирования я обклеила бязью и хлопчатобумажной тканью, сверху наложила изолон, который уже начала формовать строительным феном. Во «Вконтакте» у меня есть гайд с подробной инструкцией изготовления маски
Это маска катакана в процессе изготовления. Заготовку для декорирования я обклеила бязью и хлопчатобумажной тканью, сверху наложила изолон, который уже начала формовать строительным феном. Во «Вконтакте» у меня есть гайд с подробной инструкцией изготовления маски
Это костюм варгульфа. На конструкцию из пластиковых труб нарастила изолоновое «мясо». С помощью строительного фена постепенно придавала нужную форму направляющим полосам из изолона. На фото ноги монстра уже сформированы, а верхняя часть пока нет
Это костюм варгульфа. На конструкцию из пластиковых труб нарастила изолоновое «мясо». С помощью строительного фена постепенно придавала нужную форму направляющим полосам из изолона. На фото ноги монстра уже сформированы, а верхняя часть пока нет
Так выглядит каркас — «позвоночник» крысоогра. Я использовала обычные пластиковые трубы. В костюме высокие плечи, голова находится выше человеческого роста и вынесена вперед. Чтобы двигать головой монстра, направляющие для&nbsp;шеи я закрепила с помощью крупной карточной петли
Так выглядит каркас — «позвоночник» крысоогра. Я использовала обычные пластиковые трубы. В костюме высокие плечи, голова находится выше человеческого роста и вынесена вперед. Чтобы двигать головой монстра, направляющие для шеи я закрепила с помощью крупной карточной петли
Это костюм варгульфа. На конструкцию из пластиковых труб нарастила изолоновое «мясо». С помощью строительного фена постепенно придавала нужную форму направляющим полосам из изолона. На фото ноги монстра уже сформированы, а верхняя часть пока нет
Это костюм варгульфа. На конструкцию из пластиковых труб нарастила изолоновое «мясо». С помощью строительного фена постепенно придавала нужную форму направляющим полосам из изолона. На фото ноги монстра уже сформированы, а верхняя часть пока нет
Так выглядит каркас — «позвоночник» крысоогра. Я использовала обычные пластиковые трубы. В костюме высокие плечи, голова находится выше человеческого роста и вынесена вперед. Чтобы двигать головой монстра, направляющие для&nbsp;шеи я закрепила с помощью крупной карточной петли
Так выглядит каркас — «позвоночник» крысоогра. Я использовала обычные пластиковые трубы. В костюме высокие плечи, голова находится выше человеческого роста и вынесена вперед. Чтобы двигать головой монстра, направляющие для шеи я закрепила с помощью крупной карточной петли

Потратила на материалы для костюма варгульфа — 38 920 Р

Клеевые стержни, 35 упаковок5250 Р
Швейная машинка5000 Р
Строительный фен4500 Р
Ткань бязь для оклейки, 12 м2400 Р
Термопистолет2300 Р
Паяльник для полипропиленовых труб2000 Р
Лен для нательного костюма, 4 м2000 Р
Стропы, 3 вида2000 Р
Изолон 40 мм, 8 листов1872 Р
Изолон 30 мм, 10 листов1860 Р
Мех искусственный, 2 м1600 Р
Краски акриловые1000 Р
Пластиковые трубы, 4 шт.940 Р
Липучка широкая700 Р
Грунт-аэрозоль, 3 баллона600 Р
Изолон 20 мм, 10 листов590 Р
Изолон для труб585 Р
Материал ЭВА, 0,5 м500 Р
Молния, 3 шт.500 Р
Герметик GreenResin, 1 ведерко448 Р
Клей «88-люкс», 1 банка350 Р
Герметик, 2 тубы330 Р
Фитинги300 Р
Подсветка глаз: светодиоды, провода, кнопка, держатель для батарейки, батарейка300 Р
Нитки300 Р
Ножницы200 Р
Нож канцелярский200 Р
Фастексы, 3 шт.195 Р
Лезвия сменные для ножа100 Р
Клеевые стержни, 35 упаковок
5250 Р
Швейная машинка
5000 Р
Строительный фен
4500 Р
Ткань бязь для оклейки, 12 м
2400 Р
Термопистолет
2300 Р
Паяльник для полипропиленовых труб
2000 Р
Лен для нательного костюма, 4 м
2000 Р
Стропы, 3 вида
2000 Р
Изолон 40 мм, 8 листов
1872 Р
Изолон 30 мм, 10 листов
1860 Р
Мех искусственный, 2 м
1600 Р
Краски акриловые
1000 Р
Пластиковые трубы, 4 шт.
940 Р
Липучка широкая
700 Р
Грунт-аэрозоль, 3 баллона
600 Р
Изолон 20 мм, 10 листов
590 Р
Изолон для труб
585 Р
Материал ЭВА, 0,5 м
500 Р
Молния, 3 шт.
500 Р
Герметик GreenResin, 1 ведерко
448 Р
Клей «88-люкс», 1 банка
350 Р
Герметик, 2 тубы
330 Р
Фитинги
300 Р
Подсветка глаз: светодиоды, провода, кнопка, держатель для батарейки, батарейка
300 Р
Нитки
300 Р
Ножницы
200 Р
Нож канцелярский
200 Р
Фастексы, 3 шт.
195 Р
Лезвия сменные для ножа
100 Р

Поездка на «Вархаммер 2020» — 39 300 Р

Костюм варгульфа — траты на материалы без учета стоимости инструментов25 000 Р
Билет на поезд Санкт-Петербург — Тверь и обратно5900 Р
Игровой взнос2500 Р
Транспортировка костюма2500 Р
Дополнительные траты на еду для себя и алкоголь2000 Р
Питание на игре — девушка из нашей команды готовила еду для всех во время постройки локации700 Р
Такси из Твери до полигона и обратно на человека400 Р
Постройка игровой локации — скидывался каждый человек в команде300 Р
Костюм варгульфа — траты на материалы без учета стоимости инструментов
25 000 Р
Билет на поезд Санкт-Петербург — Тверь и обратно
5900 Р
Игровой взнос
2500 Р
Транспортировка костюма
2500 Р
Дополнительные траты на еду для себя и алкоголь
2000 Р
Питание на игре — девушка из нашей команды готовила еду для всех во время постройки локации
700 Р
Такси из Твери до полигона и обратно на человека
400 Р
Постройка игровой локации — скидывался каждый человек в команде
300 Р