Многие знают о способах телефонного мошенничества, но часто забывают об осторожности, когда звонит сын, попавший в беду, или приходит неожиданное сообщение о пополнении счета.

Насторожитесь, если на том конце провода слышите что-то подобное.

«Мама, я в полиции»

Вам звонят с незнакомого номера, и голос, похожий на голос сына, жалуется, что его задержали по обвинению в преступлении: якобы он сбил пешехода, нанес кому-то увечья или попался на наркотиках.

Затем трубку берет «полицейский» и предлагает решить проблему за деньги: их нужно перевести на карту прямо сейчас. Шокированный родитель отдает все свои накопления мошенникам, вместо того чтобы сперва позвонить сыну на его обычный номер и узнать, что случилось.

Мошенники иногда попадают впросак: звонят тем, у кого не сын, а дочь, или все-таки сын, но он во время этого разговора ест кашу в детском саду. Конечно, чаще всего перед разводом мошенники готовятся: следят, у кого есть взрослые дети с собственной машиной.

«Простите, извините, подскажите код из смс»

Мошенник звонит и сетует на ошибку банковских работников: «Мой личный кабинет случайно привязали к вашему номеру телефона, теперь я не могу управлять своим счетом. Сейчас вам придет код, сообщите его мне, пожалуйста, и простите за беспокойство».

Если войти в положение незнакомца и сообщить код, мошенник получит доступ уже к вашему личному кабинету и выведет через него все ваши деньги.

«Ошибся номером, верните деньги»

Мошенник отправляет вам сообщение: «Пополнение счета на 300 рублей» с номера, похожего на номер мобильного оператора. После вы получаете другое смс: «Простите, ошибся номером, верните деньги».

Добропорядочный человек сумму возвращает, но потом узнает, что сообщение о переводе было обманом: например, оно пришло не от Beeline, а от Beeeline.

Случается, что деньги действительно приходят, — человек проверяет баланс и спокойно их возвращает. Но после того как они поступят обратно на счет мошенника, он не успокаивается, а идет в офис оператора, показывает чек и пишет заявление об ошибочном переводе. Оператор может снять деньги с телефона жертвы и перевести их на счет мошенника. Получается, злоумышленник вернет якобы потраченное в двукратном размере.

«Ваша карта заблокирована»

«За подробностями обращаться по такому-то номеру телефона» — такое сообщение у многих вызывает оторопь, но не все проверяют, действительно ли оно пришло с номера банка.

Если перезвонить, вам ответит лжесотрудник банка и сообщит о сбое в системе: дескать, хакеры взломали базу данных клиентов, и теперь нужно восстановить информацию. Мошенник просит продиктовать данные карты: номер, срок действия и трехзначный код с обратной стороны — этого достаточно, чтобы списать деньги с вашего счета.

Таким же способом будут действовать преступники, отправляя смс о покупке: «Оплата покупки с вашей банковской карты на сумму 14 590 Р выполнена успешно. Если вы не совершали операцию, обратитесь в финансовую службу банка по телефону 8 9XX-XXX-XXX-X».

Владелец карты, который ничего не покупал, звонит в «финансовую службу» и попадает на мошенника: тот требует реквизиты карты, чтобы «отменить» операцию и переводит деньги на свой счет.

«Получите доплату»

Мошенники представляются сотрудниками пенсионного фонда, соцзащиты или управляющей компании: обещают прибавку к пенсии, дополнительные выплаты или деньги на замену батарей или окон.

Деньги предлагают получить прямо сейчас, но нужно сообщить данные карты — якобы это ускорит выплату. Получив номер карты, срок действия и защитный код, мошенники выводят все средства со счета пенсионера, пока тот ждет обещанных благ.

«Хочу купить, готов оплатить»

Мошенник звонит продавцу с «Авито» и просит придержать товар для него: якобы он готов купить и перевести задаток. Просит данные карты, код безопасности и пароль из смс, хотя для перевода денег этого не нужно.

Иногда бывает так: продавец дает номер карты и получает сообщение от псевдопокупателя, что деньги отправлены. Вскоре звонит «сотрудник» банка и убеждает, что деньги перевел вип-клиент, поэтому нужно проверить операцию, сообщив пин-код. Такая «проверка» чревата потерей денег. Помните, нормальный банк никогда не требует пин-код.

Разводов больше, чем вы можете себе представить. Будьте бдительны, когда решите:

  1. Продать смартфон на «Авито».
  2. Купить квартиру без посредника.
  3. Пройти по ссылке из смс от друга.