Бизнес-тренер своего поколения трижды завещал учиться. Чтобы не сойти с электрички прогресса в дачном пригороде, важно постоянно развивать навыки, которые помогут доехать до цели.

Вот 6 главных навыков, которые пригодятся в 2019 году.

Вести переговоры

Переход коммуникаций в интернет не отменяют важности умения договариваться. Навык переговоров понадобится, чтобы найти высокооплачиваемую работу, договориться о повышении, выбить скидку и не дать прогнуть свою цену. Каждый пункт напрямую связан с деньгами, поэтому не скупитесь на улучшение этого навыка.

Как развить. Понимание психологии переговоров и разбор типичных ситуаций дает книга Гэвина Кеннеди «Договориться можно обо всем!» и книга Джима Кэмпа «Сначала скажите “нет”». В популярной форме основные тезисы можно подсмотреть в сериале «Озарк» или классическом «Крестном отце». Но если не практиковаться, мастером переговоров не стать. Воспринимайте это как игру, когда торгуетесь за килограмм картофеля или заключаете сделку.

Управление временем

Развитие технологий увеличивает соблазны для прокрастинации. Когда утро начинается с Одноклассников и смешных видео, обед подкрадывается незаметно, а за ним весь рабочий день улетает в трубу. Разбазаривание времени грозит авралами, стрессом, ошибками и сорванными сроками. Это влечет штрафы и увольнение. Тайм-менеджмент держит в тонусе. С грамотным планированием вы больше успеваете, увеличиваете доход и получаете больше свободного времени.

Как развить. Приручить волю и научиться управлять временем помогают книги «Легкий способ перестать откладывать дела на потом» Нейла Фьоре и «Сила воли. Как развить и укрепить» Келли Макгонигал.

Попробуйте технику «Помидора». Приложение разбивает работу на получасовые отрезки: 25 минут на работу и 5 минут на отдых. Чтобы проверить, на что уходит время за компьютером, попробуйте RescueTime.

Инициативность

Байка о наказуемости ушла в прошлое вместе с советской коллективизацией. Руководители ценят думающих и деятельных сотрудников.

Даже качественное выполнение только своей части работы в большом механизме чревато потерей рабочего места: роботы потихоньку вытесняют человека. Все началось 150 лет назад: тогда часть рабочих мест на заводе Генри Форда сократил конвейер. А сейчас в Китае робот провел первый выпуск новостей, описание товаров на «Алиэкспрессе» пишет искусственный интеллект, в России работают сервисы облачной бухгалтерии, где людей заменили алгоритмы.

Чтобы быть востребованным, необходимо понимать процесс целиком, видеть смысл каждого действия и предлагать способы улучшить систему.

Как развить. Не воспринимать себя винтиком системы. Вдохновляют на это фильм «Человек, который изменил все» и биография Стива Джобса.

Нетворкинг

На русский язык слово вольно переводят как блат, но смысл все-таки другой. Нетворкинг — это работа по позиционированию себя в кругу профессионалов. Новые знакомства не решают вопрос в обход правил, а помогают людям найти друг друга и вместе делать крутые проекты.

Как развить. Знакомиться с коллегами на профильных конференциях. Делиться в соцсетях новой полезной информацией, а не только смешными картинками. Побороть стеснение помогает книга Кейта Ферацци «Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга».

Финансовая грамотность

Правильно считать деньги полезно не только бухгалтерам и банкирам. Планирование бюджета и контроль расходов защищают от «Роллтона» за неделю до зарплаты, даже если она 15 тысяч рублей. При большей зарплате финансовая грамотность помогает не транжирить деньги в угоду сиюминутным желаниям и эффективно инвестировать.

Как развить. Читать статьи и издания про деньги. Для контроля личных расходов попробуйте приложение Monefy. Вести семейный бюджет поможет бесплатное приложение для Андроида Personal Finance.

Обучаемость

Способность учиться — современный естественный отбор. Новые технологии и профессии — ключ к высокой зарплате. Так и не научившись работать с компьютером, вряд ли можно найти хорошую вакансию: в газетах нет такого объема предложений, как на «Хедхантере».

В ближайшее время станут актуальны профессии, связанные с созданием идей, разработкой и обучением искусственного интеллекта и других способов автоматизации рутинных процессов.

Как развить. Не думать, что обучение заканчивается получением диплома. Следить за новинками в профессии и смежных областях. Не бояться осваивать новые технологии и записываться на курсы.

Вряд ли можно найти статьи полезней этих:

  1. Не покупать ненужное.
  2. Следить за мелкими тратами.
  3. Не тратить спонтанно.