Чтобы как можно больше покупателей выбрали их продукт, производители стараются поместить на упаковку множество надписей и обещаний — но они не всегда правдивы.
Вот к каким надписям не стоит относиться всерьез.
Эмоциональные названия
Название продукта не всегда описывает его качества: помимо объективных характеристик, производители часто добавляют слова, которые ассоциируются у нас с чем-то знакомым и приятным — «домашний», «как раньше», «советские традиции». Эти надписи не гарантируют ни способа производства, ни особенностей состава. Чтобы быть уверенным в продукте, сравните его состав с аналогами.

Названия могут маскироваться и под важные характеристики: слова «био», «органик» и «эко» не всегда означают, что перед нами продукт фермерского производства. Надпись «экстра» имеет смысл, когда речь идет о муке, но если так промаркированы упаковки с яйцами, то это просто часть товарного знака, а не гарантия качества продукта.

Наименование товара
Чтобы купить настоящий продукт, а не его заменитель, обратите внимание на название: если оно в кавычках, стоит насторожиться — перед вами бренд, а не характеристика.
Это значит, что за словом «сыр» может быть сыроподобный продукт, а вместо крабового мяса вы получите спрессованный рыбный фарш с крахмалом и красителями.
![]() | ![]() |
Сгущенное молоко здорового человека и «сгущенка» курильщика: отличаются не только наименованием на этикетке, но и составом |


Если на этикетке написано только название, а наименования продукта нет вообще — это тоже плохой знак. Пока мы не вскроем упаковку, узнать точно, что внутри, нельзя. За словами «нежный» и «молочный» может скрываться не только настоящий йогурт, как мы предполагаем, но и йогуртный продукт.

Математические знаки
Иногда производители пытаются показать выгоду продукта, апеллируя к рациональному мышлению: дескать, выгода налицо, смотрите сами, вот расчет. Будьте осторожны: иногда производители только имитируют вычисления, надеясь на невнимательного покупателя.


Когда упаковка обещает, что часть товара покупатель получит бесплатно — обычно это 15—20%, — найдите с чем сравнить. Если рядом стоит продукт с сопоставимой ценой, но меньшего объема, вы действительно нашли выгодное предложение. Если нет — производитель лукавит и придумывает мнимые скидки.

Биологические термины
Чтобы продукты захотелось купить, производители пишут на упаковках, какие полезные вещества в них содержатся, а какие вредные — отсутствуют. Иногда это помогает покупателям, но часто это просто маркетинговая уловка. Вот каким надписям доверять не стоит.
Без холестерина. Такая формулировка не имеет смысла, если находится на продуктах растительного происхождения, например на бутылке растительного масла, потому что холестерин образуется только в клетках животных. Не стоит слепо верить надписи «богато витамином E» на той же бутылке — любое подсолнечное масло его содержит.
Без сахара. Это значит, что производитель не использовал сахарозу. В таких случаях обычный сахар часто заменяется на другие подсластители — например, фруктозу, мед, патоку, от которых продукт не становится менее калорийным.
![]() | ![]() |
В составе этого мармелада целых три подсластителя: фруктоза, патока и стевия |


Без ГМО. Не доверяйте этой надписи, если видите ее на соли или воде: в этих продуктах вообще нет генов, а значит, и модифицировать нечего. Если вы хотите обезопасить свой стол от продуктов с ГМО, читайте состав. По закону производители обязаны маркировать те продукты, где есть генетически модифицированные организмы, — а не наоборот.
Теперь вы знаете, как купить нужные продукты и не попасть на крючок к маркетологам. Вооружитесь и этими хитростями, чтобы не переплатить в супермаркете: