Многие не рискуют покупать в интернете: кажется, что закон защищает только в привычной ситуации — с прилавком и кассой.

На самом деле закон регулирует и интернет-торговлю. Вот что должен делать интернет-магазин.

Информировать покупателей

Продавец в интернете обязан сообщить всю информацию о товаре еще до сделки: сколько товар стоит и какие у него потребительские свойства, где его изготовили, сколько он прослужит и сколько действует гарантия.

Продавец должен сообщить, по какому адресу его найти: в случае конфликта вы будете знать, на кого жаловаться в Роспотребнадзор. А еще это поможет вычислить мошенника: если продавец скрывает адрес, значит, и обмануть вас сможет, не опасаясь санкций, — сайт сегодня есть, а завтра нет.

Думать о доставке

Закон обязывает интернет-магазины заранее продумать, как покупатели смогут получить товар, и предложить услуги по доставке. Бесплатную доставку закон не гарантирует — более того, если придется возвращать товар, деньги за доставку никто не вернет.

Чтобы вовремя получить заказ, уточните дату доставки: если этого не сделать, по закону продавец может доставить товар «в разумные сроки» — а представления о разумности у всех разные.

Иногда покупатель не успевает забрать товар с почты в течение времени хранения посылки — тогда вещь вернется продавцу и придется заново оплачивать доставку, если вам все-таки нужен этот товар.

Если покупку вручает курьер, встречать его необязательно должен тот, кто оплачивал товар: купленную вещь может получить любой, у кого есть документ, подтверждающий оплату.

Вместе с товаром продавец должен передать инструкцию, рассказать о гарантии, сроке службы и пояснить, как вернуть неисправный товар или в какую мастерскую сдать его на ремонт.

Оберегать данные покупателей

Продавец обязан хранить персональные данные покупателей в тайне от посторонних — в нормальном интернет-магазине можно указывать данные банковской карты и не переживать, что они попадут в руки мошенникам.

Обратите внимание на то, что стоит перед буквами http в адресной строке: если сайт защищен, там будет зеленый замочек, а если нет — будет написано «ненадежный», «небезопасный», «подключение не защищено» или просто не будет никаких дополнительных отметок.

В последнем случае от покупки лучше воздержаться, даже если вы собираетесь платить наличными: продавец, не выполняющий одни обязательства, легко может нарушить и другие.

Принимать товар обратно

Если вы поверили баннерам со скидкой и оплатили товар, а потом в магазине около дома увидели то же самое, но в два раза дешевле — не беда: до получения товара и в течение семи дней после вы можете отказаться от покупки.

Продавец должен рассказать, как именно вернуть товар, — если он этого не сделал, срок, в течение которого вы можете отменить сделку, продлевается до трех месяцев.

Правда, есть тонкости: от вещей, которые сделаны для использования именно вами, — например, сшитый по меркам костюм или протез — отказаться нельзя. Еще нельзя вернуть товары из специального перечня: например, духи, постельное белье или обручальные кольца.

Если вы испортили вещь, вернуть ее тоже не получится, а вот отсутствие чека не преграда. Доказательством покупки может быть и переписка с продавцом, где он подтверждает оплату.

Бывает, товар оказался бракованным или продавец забыл доложить что-то в посылку. В таком случае продавец должен:

  1. самостоятельно исправить недостатки или возместить расходы на их исправление;
  2. вернуть часть денег;
  3. заменить товар на аналогичный.

Если ни один из этих вариантов вас не устраивает, товар можно вернуть.

Чтобы продавец заменил или починил товар, нужно вовремя ему об этом сказать. Если обнаружили, что упаковка повреждена или продавец положил меньше вещей, чем вы заказали, нужно сообщить ему об этом в течение двадцати дней после получения.

Если что-то не так с самим товаром, обращаться можно в течение гарантийного срока — а если он не прописан в документах, которые вы получили вместе с товаром, то в течение двух лет.

А вот еще несколько статей в помощь тем, кто любит покупать в интернете:

  1. Как сэкономить на «Амазоне».
  2. Кто такие посредники и как они помогают сэкономить.
  3. Как покупать в США и экономить.