Если вы собираетесь провести вечер в кафе или ресторане, заручитесь поддержкой законодательства: иногда заведения неправомерно ущемляют права гостей.

Вот что надо знать, чтобы не дать ушлым рестораторам испортить вам вечер.

Проходить фейсконтроль необязательно

Иногда вечер заканчивается, еще не начавшись: охранник пускает внутрь только тех, кто ему понравился. Это незаконно: ресторан не имеет права предпочитать одних клиентов другим. Если заведение предоставляет услугу, то воспользоваться ей может любой.

Есть нюанс: в кафе могут быть внутренние требования к дресс-коду — но такие правила не должны запрещать посещение кафе по расовому, половому, религиозному или национальному признаку. А вот отказать гостю, одетому в куртку и спортивные штаны, ресторан может, если по внутренним правилам посетители должны быть в смокингах и коктейльных платьях.

Администратор вправе отказать в обслуживании, если нет мест: в этом случае у ресторана просто нет возможности принять еще одного гостя. А еще в ресторан не пустят заметно пьяного или агрессивного человека, потому что он небезопасен для других посетителей.

Получить всю информацию о блюде

По фотографии в меню не всегда очевидно, из чего приготовлено блюдо и сколько в нем граммов. Если вам важно знать, какие ингредиенты использовал повар и сколько калорий вам добавит десерт, попросите эту информацию у официанта.

По правилам оказания услуг в сфере общественного питания, никаких «секретных ингредиентов» быть не должно: посетители имеют право знать полный состав блюда. А вот способ приготовления может быть коммерческой тайной. Если в меню указана цена за 100 грамм, необязательно гадать, сколько придется заплатить в итоге: посетитель имеет право узнать вес готового блюда еще до заказа.

Посмотреть меню и другие документы можно и за пределами зала обслуживания: в некоторых кафе меню выставлено у входа, но если этого нет, попросите официанта принести вам экземпляр, даже если вы стоите в дверях.

Отказаться от блюда

Бывает, блюдо не оправдало ожиданий: стейк оказался не той прожарки, в супе плавает что-то лишнее, а в закуске «Яйцо с майонезом» нет майонеза.

В такой ситуации ресторан обязан сделать скидку или бесплатно приготовить новое блюдо. Если вместо оговоренных пятнадцати минут еду переделывают больше часа, можно и вовсе отказаться от своей порции и не платить за нее.

Случаются и форс-мажоры. Например, официант уже принял заказ на обед из трех блюд, а срочный звонок выдергивает вас на работу. Тогда от обеда можно отказаться и заплатить только за фактические расходы: если повар успел сделать лишь салат, а к остальному еще не приступил, в счет должны включить только одно блюдо.

Не платить чаевые

Чаевые — это добровольная благодарность официанту, а не обязанность гостя. Кафе не имеет права включать эту сумму в счет: доставка блюд за столики гостям входит в услугу общественного питания. Если в кафе говорят, что без оплаты обслуживания вы не можете заказать обед — это незаконно.

Еще нельзя оказывать дополнительные услуги без согласия гостя, поэтому, если в кафе вдруг начала играть живая музыка, а потом эту услугу включили в счет, вы не обязаны за это платить.

Что делать, если права нарушают

Попробовать решить дело миром. Чтобы справиться с уловками ресторанов, иногда достаточно сказать о том, что это неправомерно, — со знающим человеком многие предпочтут не связываться.

Написать жалобу. Бывает, права посетителей нарушают некомпетентные сотрудники, а руководства на месте нет. Тогда вы можете написать претензию в книгу отзывов и предложений — в любом заведении она должна быть доступна гостям.

Оставляя жалобу, не забудьте указать свои требования: вернуть деньги за навязанную услугу или испорченное блюдо. Требование должно быть удовлетворено в течение десяти дней.

Обратиться за помощью к государству. Если руководство заведения не соглашается с тем, что ваши требования законны, вы можете обратиться в Роспотребнадзор, или в прокуратуру, а еще можно подать иск в суд.

Защищать свои права нужно во всех сферах. Почитайте, на что еще вы имеете право:

  1. На бесплатные анализы.
  2. На бесплатную диспансеризацию.
  3. На бесплатную медицинскую помощь по полису ОМС.