Раньше я считала, что если на упаковке печенья есть надпись «Детское», рядом нарисован Винни-Пух или радостный ребенок, то это специализированные детские продукты, в которых точно нет ничего вредного. Оказалось, что этим надписям можно верить так же, как надписям на заборе.

Я решила разобраться, какими на самом деле должны быть детские продукты. Вот как нас обманывают недобросовестные производители.

С помощью «детской» упаковки

Самый простой способ сбить родителей с толку — указать в названии слова, которые ассоциируются с детством. Однако надписи «Сырочек для малышей», «Счастливые деньки» и «Веселый гномик» не гарантируют, что продукт предназначен для детского питания.

Часто на упаковке рисуют героев мультфильмов и персонажей сказок, прикладывают к товару небольшую игрушку или раскраску — и размещают продукт на прилавке с детским питанием. Покупатели считают, что сок в упаковке с изображением колобка предназначен для детей, и кладут его в корзину, не глядя на состав и рекомендации производителя.

«Росконтроль» обнаружил, что некоторые «сушки-малютки» лучше держать от детей подальше: в одних слишком много соли, в других повышенная кислотность, в третьих присутствуют трансжиры, которые запрещены в детском питании.

Не отстают и «сосиски-крохи»: по результатам экспертизы, 80% образцов оказались вредными. В одних превышено количество соли, в других нашли вещества, не заявленные в составе, в третьи производитель добавил муку вместо манной крупы.

Даже некоторая «детская» вода, которую родители покупают, чтобы не навредить ребенку «взрослой», нарушает требования безопасности, поскольку содержит ртуть, хлороформ и микробы.

С помощью маркировки

Часто покупатель не может прочитать состав продукта из-за ухищрений производителей: они наносят информацию о составе на шов или складку на упаковке или печатают их на видном месте, но мелким, нечитаемым шрифтом.

Размер шрифта в перечне ингредиентов регулирует ГОСТ: шрифт должен быть не меньше 1,6 мм — но этот стандарт добровольный, и производители могут его не применять.

Купить безвредный продукт не поможет даже лупа: часто о вредных добавках в составе просто умалчивают и не информируют о потенциальных аллергенах и синтетических красителях.

На упаковке продукта должна быть предупреждающая надпись: «Содержит краситель, который может оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей», если в составе есть одно из этих веществ:

  • азорубин E122,
  • желтый хинолиновый E104,
  • желтый «солнечный закат» FCF E110,
  • красный очаровательный AC E129,
  • понсо 4R E124,
  • тартразин E102.

Как не ошибиться в выборе

Вот что делать, чтобы случайно не купить продукты, вредные для ребенка.

  1. Осмотрите упаковку. Если нет упоминания о возрасте ребенка, например «Для детей с 6 месяцев» или «Для детей от года», то этот продукт не предназначен для детского питания. Обратите внимание на объем: продукты для детей до трех лет чаще всего выпускают в герметичной упаковке, а соки и молоко — в упаковках объемом не больше 0,35 л.
  2. Не доверяйте «детским» названиям. Производителям запрещено вводить покупателя в заблуждение и называть творог «творожочком», сыр — «сырочком», а сметану — «сметанкой».
  3. Убедитесь, что состав соответствует требованиям для детского питания: среди ингредиентов не должно быть этилового спирта более 0,2%, натурального кофе, ядер абрикосовой косточки, подсластителей, бензойной и сорбиновых кислот и их солей.
  4. Перед покупкой поищите товар на сайтах «Роскачество» и «Росконтроль» — скорее всего, его уже проверили на безопасность.