После первого года с ребенком очень хочется отдохнуть, однако траты на подгузники и гипоаллергенные каши наносят весомый удар по семейному бюджету. Поэтому родителям приходится выбирать место для отпуска не по зову сердца, а по принципу «на что хватит».

Так случилось и в моей семье. Когда дочери исполнился год, моя жена Катя ощутила тоску по путешествиям. Мы не могли просто сорваться и куда-то поехать — сначала надо было накопить на поездку. Чтобы организовать отпуск, Катя предложила вести строгий, но прозрачный бюджет и разработала для этого таблицу в экселе, которая сама все рассчитывает.

Рассказываю, как за три с половиной месяца мы накопили половину необходимой для путешествия суммы.

Зачем нужен бюджет и почему он общий

Мы с женой фрилансеры и не получаем фиксированную зарплату, поэтому доход можем прогнозировать только отчасти. Иногда работы больше, иногда меньше, но мы стараемся «дотянуть» доход до минимального уровня.

Этот уровень позволяет покупать хорошие продукты себе и ребенку, платить за коммуналку и проезд, кормить кота, ходить в бассейн и оплачивать медицинские услуги, если понадобится.

Общим бюджет стал по той же причине — иногда мой доход ниже, чем у жены, и ее «излишек» идет, например, на корм коту или мне на стоматолога. И наоборот — прошлым летом я неплохо зарабатывал и удовлетворял все нужды семьи сверх базового уровня.

Как понять, что важно, и правильно распределить деньги

Мой опыт показывает, что траты делятся на 4 типа, как в известном квадрате с задачами:

Срочные и важныеНесрочные и важные
Срочные и неважныеНесрочные и неважные
Срочные и важные
Несрочные и важные
Срочные и неважные
Несрочные и неважные

Когда я жил один и только учился вести бюджет, казалось, что есть нужды, которым необязательно становиться тратами. Например, стоматолог. Но это оказалось недальновидным и очень затратным уже в среднесрочной перспективе: когда зубы резко заболели, на лечение я потратил в 2,5 раза больше, чем мог бы в свое время заплатить за профилактику.

Услуги стоматолога — это несрочные, но важные траты. То же касается, например, затрат на спорт: я не профессиональный спортсмен, но поддерживать себя в форме надо.

Срочные и важные — это базовые потребности семьи: еда, коммуналка, проезд.

Срочных и неважных расходов в нашей экономной семье почти не бывает. Иногда к ним можно отнести продуктовые хотелки — белый шоколад или грузинское вино. Еще меня порой тянет купить новую спортивную одежду, но я держусь.

Несрочные и неважные — самая хитрая статья расходов. Это вещи, о которых мы вроде бы мечтаем, но не так сильно, чтобы сорваться и купить их. Но однажды они могут стать важными, и если на них нет сбережений, то прощай учет финансов.

Чтобы не срываться и копить, мы завели таблицу для ведения бюджета. Вы можете сохранить ее себе и тоже вести в ней свой бюджет — для этого создайте копию таблицы.

Как пользоваться таблицей для бюджета

В нашей таблице несколько столбцов: обязательные и необязательные расходы, накопления, минимально допустимый уровень дохода и реальный доход.

Внизу мы указываем проценты, которые отчисляем на разные нужды
Внизу мы указываем проценты, которые отчисляем на разные нужды

В начале каждого месяца мы создаем в таблице новый лист и записываем предполагаемый заработок в столбец «Реальный доход».

Цифры из раздела «Доход» сначала попадают в раздел «Обязательно», а остаток распределяется между разделами «Необязательно» и «Накопления». Если в доходах к концу месяца что-то изменится, процент накоплений пересчитается автоматически.

Чтобы накопить на поездку, нам необходимо уменьшить личные траты — например, отложить покупку нового пальто или образовательного курса. Бывают и крупные непредвиденные траты — например, когда сломался холодильник или у ребенка порвался теплый пуховик.

Но несмотря на форс-мажоры, мы накопили около 70 тысяч, поэтому весной отправим ребенка к бабушкам и рванем на два-три дня туда, где много фруктов и морской воды.

Вот еще несколько проверенных способов обуздать транжиру внутри себя и накопить на что-то важное:

  1. Следить за бюджетом.
  2. Помнить, что мелких трат не бывает.
  3. Не спускать все на ненужное.