Рекомендую фильм «Субстанция»

15

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

В выходные посмотрела в кино «Субстанцию» с Дэми Мур, про фильм здесь уже была развернутая статья-презентация, поэтому я расскажу про то, что мне из деталей показалось интересным и важным.

Телесность. Сначала про баланс формы и содержания. С одной стороны, фильм победил на Венецианском кинофестивале как лучший сценарий, с другой, по форме это боди-хоррор. То есть в последней трети гипертрофированные кровь и кишки, а до этого много голого и не всегда красивого тела. Поэтому, если для вас серьезные мысли должны быть в книгах и кино так же академично сформулированы, как при древних греках, то вам смотреть не надо. Долго думала с чем сравнить, предлагаю такой вариант: если писатель Сорокин для вас не талантливый автор, а просто пакостник, фильм тоже не зайдет. Если вы не знаете, о ком я, смотрите просто как увлекательный ужастик.

Злые мужчины. Самый лежащий на поверхности посыл фильма: мир мужчин, алчущих молодого тела, выбрасывает женщин в возрасте на помойку. Образ седого ведущего, которого продюсер и не собирается увольнять, тому доказательство. Но мне кажется, что то отвращение, с которым сама ничего не евшая героиня Мур смотрит на буквально жрущего креветок продюсера, говорит нам не столько о его отвратительности, сколько как раз о фиксации самой Мур на телесном мире, это же ей это чавканье бьет в уши, и она себе такого не позволяет.

Квартира как душа хозяйки. Очень непросто и неспроста решен вид жилища героини. Мы видим просторную гостиную, где ростовой портрет Мур в ее лучшей форме с высоты смотрит на город в долине. Из развлечений там призы для любования и телевизор. Кухня при такой мегагостиной малюсенькая, со столом на 1 человека и, я думаю, что это и есть пропорция интересов в жизни героини: любимая, кормящая эго профессия, которая дает иллюзию любви и вся остальная жизнь сведенная до уровня микро кухни без цвета и деталей.

Была ли альтернатива. Мужчины, на которых Мур работает, бесспорно, плохие люди, фу такими быть, но есть ли альтернатива? Есть: героиня встречает бывшего одноклассника, который совершенно искренне влюблен в нее. Когда она соглашается на свидание, то в итоге не идет на него и перестает отвечать на звонки не из-за того, что с поклонником что-то не так, а потому что начинает ненавидеть свою внешность на фоне сравнения с молодой версией. То есть проблема не в мире мужчин, а в мире внутри героини.

Кто виноват? Предположим, в запросе на молодость виноваты мужчины, но когда власть над телом получает «старая» версия Дэми, ей нечем себя занять кроме того самого телевизора с тупыми шоу и еды. Допустим, детей она не завела из-за требований профессии, но остальные-то сферы жизни вроде друзей, книг и прочего тоже злые продюсеры помешали развить?

Что делать? Самая эмоциональная для меня сцена в фильме была, когда молодая версия героини в приступе слепой ненависти практически выбивала жизнь из старой. Хотя это должно было уничтожить их обеих. То есть, ты можешь не любить какую-то часть себя, но так как это именно часть, только ее принятие и забота о ней тебя спасут. Мир мужчин точно не удастся быстро изменить, но внутри себя ты можешь построить любое взаимодействие и более выгодным для тебя будет мирное. Даже если сначала стареющая часть тебе не по душе.

Двойная мораль. В самом финале лицо Дэми Мур на отвалившемся от монстра, в которого она превращается, куске мяса ползет на ее звезду на Аллее Славы и картинка явно копирует изображения Медузы Горгоны с мозаик и фресок. Тут можно прочесть двояко: в превращении Медузы Горгоны виноват Посейдон, который ее изнасиловал, то есть опять мужчины. Но смотреть на Медузу Горгону нельзя, потому что превратишься в камень. Помните об этом глядя на красивых перекроенных женщин в соцсетях и ищите развлечения не только красотке, но и пенсионерке, которой все мы непременно станем.

Сюжет: 5 из 5 баллов

Игра актеров: 5 из 5 баллов

Зрелищность: 5 из 5 баллов

  • Варя СычСразу мои извинения внимательным людям, фестиваль Каннский 🙈1
  • SonyaЖутко но со смыслом)3
  • Варя СычSonya, именно, но меня успокоило, что альтернатива поведения у них вроде как была1
  • Олеся НараткинаВаш отзыв лучший. Всё в точку. Грамотно и по делу.6
  • Варя СычОлеся, спасибо ☺️0
  • Варя Сычkudrifon, соглашусь, что финал можно было вдвое сократить без потери идеи, но он настолько гиперболизированный что не страшный и даже не мерзкий2
  • user2756637Финал затянут, устала ждать когда там уже всё закончится. Фильм тянет на философию: 1. Нужна ли гонка за молодостью? Любой ценой? Результат будет как фильме: искромсаное до невозможности, до уродства тело. 2. Особи одного человека погибли, так как не смогли договориться, не смогли переждать сложные моменты. Решили уничтожить одна другую, не понимая, что они одно целое. 3. Для меня самое сложное: я не могу принять, что эти старики и старухи, с которыми я иногда встречаюсь - мои одноклассники. Для меня это не понятно, в душе мне всегда 25.5
  • No_cryСпасибо за рецензию, очень точная! Ещё параллельно почему то увидела проблему "матерей и детей", понимаю, что авторы вряд ли вкладывали этот смысл, но ассоциации напрашивались - и само появление Новой лучшей копии себя, и презрение к "матери" - сама сидишь и обьедаешься перед телеком, а мне не даёшь повеселиться! Ну и вообще, напомнило буйных подростков) Классный момент превращения Деми Мур в ведьму, стряпающая на адской кухне какую то требуху, шикарно! 🧟‍♂️ А вот конец мне не понравился. Зачем то отсылка к Кэрри, якобы зрители довели её до жизни такой... Мне бы больше понравилось, если бы фильм закончился, где она в образе монстра проходит к залу, а все ей рукоплещут и не замечают уродства - красота все таки в глазах смотрящего)3
  • Варя СычNo_cry, я думаю идея «внутреннего ребенка» у авторов была; это был бы милый финал, очень, но совсем не правдивый - в жизни же не так1
  • No_cryВаря, ну почему же, часто у нас публика привечает персонажей с довольно спорной внешностью, мягко говоря, в том числе и благодаря неумеренной пластике. взглянуть на них в толпе - страхиужас, но они как раз на красной дорожке. А финал такой мне как раз кажется более жутким, в стиле линча или голого короля без развязки)1
  • Душа На Кончике ПераВсе думаю об альтернативности развития сюжета. Зачем она пошла опять к этим "козлам", а не в другую сферу искусства, театр или балет, например.1
  • Варя СычДуша, мне кажется авторы это и закладывали, если вся жизнь это инвестиции в одну гостиную с огромным портретом себя, то когда это перестанет продаваться останется только есть на микро кухне. Она сама построила жизнь в которой ничего больше нет1

Вот что еще мы писали по этой теме