Как устроена сфера подкастов

27

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Моя мечта — пойти учиться на медиа-факультет и сделать полноценное исследование подкастов: почему их слушают, какие тренды существуют, и что с ними станет в будущем. Пока же это исследование не случилось, кратко опишу свои мысли по поводу индустрии подкастов.

Кому и зачем нужны подкасты

Когда я спрашиваю своих близких людей и знакомых о любой сфере от театра до литературы, мне всегда удается найти с ними общие темы для обсуждения. Но подкасты? Никому не нужны подкасты. Никто их не слушает, и непонятно, зачем они существуют. На самом деле количество слушателей подкастов во всем мире превышает 400 млн, то есть они есть, но хорошо скрываются.

Как и где слушать подкасты. Чтобы слушать подкасты, нужно свободное время наедине с собой на протяжении дня и наушники. Еще можно слушать подкасты в машине, но вряд ли кто-то захочет их слушать вместе с вами, поэтому снова нужно быть одному. С моей точки зрения, беспроводные наушники дают гораздо больше свободы для потребления любого аудио-контента, поэтому с их распространением подкасты неизбежно будут становиться более популярными.

Лично для меня основное время для подкастов — это время, когда я в пути, иду куда-то или гуляю, еду в транспорте, занимаюсь спортом. Еще можно слушать подкасты в кровати, когда еще не окончательно проснулся или встал. По понятным причинам, если у вас в течение дня нет времени побыть с собой наедине, или вы заняты чем-то еще в такие момент добровольного одиночества, подкасты не для вас. Думаю, одна из причин их непопулярности кроется как раз в конкуренции с другими видами аудио и банальным отсутствием свободного времени, которое можно было бы занять прослушиванием.

Главный конкурент подкастов. У меня есть гипотеза, что все люди делятся на аудиалов и визуалов, и визуалов гораздо больше. Этим можно было бы объяснить тот факт, что нам гораздо проще потреблять даже аудио-контент с картинкой. Например, это большинство интервью, ведь они гораздо более популярны в ютюбе, чем в подкастах.

Площадки для размещения подкастов

Основными героями мира подкастов, конечно, являются платформы, которые их распространяют, например, Apple Podcasts, Google Podcasts, Spotify и, скажем, Яндекс Музыка. Правда, они же являются и злодеями.

Apple фактически придумала подкасты, но при этом, оставаясь крупнейшей платформой, не смогла полностью реализовать, например, систему поиска новых и интересных подкастов (discovery), добавить в подкасты функцию социальной сети, как это произошло в Ютубе и Тиктоке. Про Google вообще сложно что-то говорить, потому что однажды компания уже похоронила подкасты, потом вынужденно их вернула, но явно это история для них остается маргинальной.

Пожалуй, больше всего пользы подкастам в последнее время принес Spotify. Однако и в этом сервисе пока еще реализованы не все потенциальные фишки, которые бы сделали потребление подкастов гораздо более приятным.

Сколько стоят подкасты. Приведу только два примера. Spotify купил студию по производству подкастов Gimlet за $ 200 млн и он же выкупил шоу Джо Рогана за $ 100 млн. Можно сказать, что стоят подкасты не мало. Кстати, интересно, что эти две покупки привели к забавному конфликту внутри аудио-гиганта Spotify.

У студии Gimlet есть небольшой, но веселый подкаст Science Vs (Наука против…). А в подкастах Джо Рогана были замечены гости, которые транслировали в массы ненаучные идеи. Так вот, Science Vs остановил нормальный процесс производства своих подкастов до тех пор, пока Spotify не примет меры к прекращению распространения ненаучной, неподтвержденной и фейковой информации в подкастах Джо Рогана. Теперь все выпуски Science Vs посвящены поискам огрех в подкастах соседа. Вот такая борьба Давида с Голиафом.

Какие подкасты слушать

Не рекомендую слушать подкасты на русском, о чем скажу ниже, но несколько рекомендованных смог наскрести несколько. Вот мои рекомендации подкастов на русском. Напишите в комментариях, что слушаете вы, и почему нравится?

Если говорить кратко, то следовало случиться специальной операции России на Украине, чтобы появился мой первый любимый подкаст на русском. Это подкаст Би-би-си Что это было. В основном слушаю подкасты на английском, и там подборка чуть больше. Один из самых шикарных подкастов и моих любимых: Planet Money. Это объяснятельный подкаст про экономику и финансы. Этот подкаст настолько хорош, что однажды он изменил мою жизнь.

В далеком 2014-м я послушал выпуск подкаста, в котором ведущие объясняли, как устроена модель ценообразования в Uber, почему одна и та же поездка может стоить 30 долл. или 190 долл. Это был подкаст про пиковое ценообразование, про автоматический рост цены вместе с ростом спроса на поездки. Я полностью влюбился в Uber. Потом стал пользоваться им как пассажир, потом как водитель, потом открыл свою компанию такси. Вот так один подкаст открыл для меня новые возможности и сделал предпринимателем.

Почему у нас с подкастами дела обстоят хуже, чем за рубежом

Почему подкасты больше развиты и их больше слушают в англоязычном мире, а именно в США и Великобритании. Почему у них получается, а в других странах нет? В частности, почему в России дела с подкастами обстоят хуже?

Большинство подкастов на русском — просто разговорные. В России культура разговорного аудио была сформирована радио «Эхо Москвы», которое оставалось с 90-х одним из самых популярных. Типичная стилистика «Эхо» — это когда два умных человека сидят и обсуждают какую-то заданную тему или несколько тем. Этакий формат кухонного разговора по душам.

С моей точки зрения, большинство подкастов на русском — именно разговорные, и зачастую это разговор ради разговора. В эховских передачах не всегда был сюжет, сторителлинг или попытка объяснить какое-то явление, это по большей части обмен мнениями. И этому есть объяснение: бывший главред радио Алексей Венедиктов — франкофон, а значит, черпал вдохновение из французского радио. А оно точно такое же, каким в итоге получилось «Эхо Москвы». Подкасты на английском, напротив, пытаются объяснить какое-то сложное явление простым языком или рассказать интересную историю.

Многие подкасты в англоязычном мире создают крупные медиа или компании с хорошим финансированием. В странах, в которых есть очевидная проблема с финансированием медиа, где СМИ — это угнетаемая категория, подвластная рекламодателю и гос. заказчику, очевидно, такого раздолья с подкастами не будет.

Система школьного обучения в англоязычном мире отличается от российской. С моей точки зрения, на Западе большее внимание уделяется устным навыкам, умению рассказывать истории и объяснять.

Традиции журналистики в англоязычном мире гораздо более развиты, чем в России. Это и независимая журналистика, и профессиональные стандарты работы, и в целом культура, которая насчитывает не одну сотню лет. Качество журналистики транслируется в качество подкастов.

Пишите в комментариях, что думаете. Согласны или не согласны?


Какие подкасты стоит послушать?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество