«Остаться в живых»: главному сериалу нулевых 20 лет — почему его стоит посмотреть прямо сейчас
22 сентября исполняется 20 лет «Остаться в живых» — не просто успешному сериалу, а важному поп-культурному явлению начала 21 века.
Сразу после премьеры шоу стало хитом в США и в течение шести сезонов собирало у экранов миллионы зрителей — публика строила теории и обменивалась догадками о запутанном сюжете. В 2010 году «Остаться в живых» закончился уже в статусе международного феномена — с индустриальными наградами, признанием на родине и фанатской базой по всему миру.
Я смотрел сериал дважды. Первый раз — в конце нулевых, одновременно с выходом последних двух сезонов. Меня, как и многих фанатов, разочаровал и возмутил неоднозначный финал. Так сильно, что я не хотел думать о сериале, признавать его монументальное наследие и уж точно пересматривать.
В начале 2022 года моя девушка предложила пересмотреть «Остаться в живых» — я наотрез отказался. Но когда увидел пилотный эпизод на телевизоре, не смог устоять. Пересмотр кардинально изменил мое отношение к сериалу и позволил с опозданием, но все же оценить его по достоинству. Мы закончили все эпизоды за несколько недель, и этот опыт просмотра я до сих пор считаю особенным. Не помню, когда еще я был настолько погружен в сериал, что мог смотреть по двенадцать серий за день.
Рассказываю, почему «Остаться в живых» — выдающийся сериал, который отлично смотрится даже два десятилетия спустя. А заодно объясняю спорный финал. Его ошибочно трактуют даже преданные фанаты шоу.
Из этого текста вы узнаете
Что за «Остаться в живых» (Lost)
Даты премьер: 20 сентября 2004 года — первый сезон, 2 февраля 2010 года — шестой сезон
Страна производства: США
Режиссеры: Джей Джей Абрамс, Джек Бендер, Кевин Хукс, Стивен Уильямс, Пол А. Эдвардс
Сценаристы: Карлтон Кьюз, Дэймон Линделоф, Брайан Берк, Дрю Годдард
Актеры: Мэттью Фокс, Эванджелин Лилли, Джош Холлоуэй, Терри О’Куинн, Навин Эндрюс, Хорхе Гарсиа, Майкл Эмерсон, Эмили де Рэвин, Ким Юн-джин, Дэниэл Дэ Ким
Жанры: драма, триллер, приключения, фантастика, фэнтези
Сериалы, похожие на «Остаться в живых»: «Карнавал», «Тьма», «ОА», «Дикарки», «Шершни», «Оставленные», «Очень странные дела»
Продолжительность: 121 эпизод по 45 минут
Где смотреть: Netflix (сервис недоступен в России)
О чем сериал
Самолет Сидней — Лос-Анджелес терпит крушение над Тихим океаном. Центральная часть судна падает на необитаемый остров. 48 выживших ведут себя по-разному: кто-то устраивает ночлег и отправляется добывать еду, другие лениво ждут спасателей.
Вскоре все понимают, что на острове происходит что-то странное: но ночам слышен шепот людей, в лесу летает черный дым, а по радио транслируют французский сигнал бедствия. Параллельно зрителям через флешбэки рассказывают предыстории героев. Пассажиры не случайно оказались на одном рейсе — все они не раз пересекались ранее.
Герои сериала «Остаться в живых»
Джек. Американский хирург, который приехал в Сидней, чтобы забрать тело умершего отца. Благодаря моральному стержню и острому желанию помочь окружающим становится лидером выживших. Из-за стремления все контролировать часто конфликтует с другими героями.
Кейт. Преступница, которая на борту самолета сидела в наручниках. Храбрая и решительная героиня, но она ставит собственное благополучие выше коллективной безопасности.
Сойер. Аферист, который специализировался на соблазнении женщин. На первый взгляд циник и эгоист, но на самом деле он скрывает за сарказмом ранимого и травмированного ребенка. Манипулирует выжившими, чтобы создать для себя лучшие условия и собрать больше запасов еды.
Чарли. Бывшая рок-звезда, попал на остров с героиновой зависимостью. Несмотря на известность, остается отзывчивым и добрым героем — дружит со всеми, начинает заботиться о беременной пассажирке Клэр.
Локк. Человек с инвалидностью, который после пробуждения на острове вновь обретает способность ходить. Благодаря навыкам выживания обеспечивает пассажиров едой, но всегда держится обособленно. Очарован загадочными силами острова и не хочет, чтобы выживших нашли спасатели.
Хьюго. Одиночка с ментальными расстройствами. До крушения выиграл в лотерее 158 миллионов долларов — с тех пор переживает длинную полосу невезений и везде видит числовые закономерности. Несмотря на постоянные неудачи, остается оптимистичным и дружелюбным.
Саид. Бывший военный, в прошлом пытал и убивал заключенных. Рассудительный и дисциплинированный герой, который помогает пассажирам навыками выживания и техническими способностями.
Джин и Сун. Супружеская пара из Южной Кореи — сын бедного рыбака и дочь владельца сети отелей. До рейса Сун хотела сбежать из семьи и бросить абьюзивного мужа. Джин единственный на острове не говорит по-английски, поэтому ко всем относится с опасением.
Десмонд. Единственный обитатель бункера, в котором каждые 108 минут приходится нажимать загадочную кнопку. Попал на остров из-за кораблекрушения во время кругосветного путешествия. Мечтает вернуться домой к возлюбленной по имени Пенни.
Бенджамин. Лидер «Других» и хранитель острова. Манипулятивный и хитрый герой, готовый на все, потому что верит, что служит высшей цели.
Почему это один из лучших сериалов в истории
🔥 Сериал родился из нелепого концепта, но произвел революцию на телевидении. В 2003 году президент канала ABC Ллойд Браун после отпуска на Гавайях предложил создать новый сериал — нечто среднее между фильмом «Изгой» с Томом Хэнксом про жизнь на необитаемом острове и реалити-шоу «Выживший», в котором участники испытывают навыки выживания. Члены руководства канала посмеялись над идеей, но решили рискнуть и запустили проект в производство.
В 2004 научная фантастика не пользовалась спросом на телевидении. «Баффи — истребительница вампиров» и «Секретные материалы» подошли к концу. Зрителей помимо традиционных шоу про докторов, юристов и полицейских привлекали телебоевики — «24 часа» и «Шпионка». «Остаться в живых» тоже изначально должен был стать реалистичным триллером, но в процессе производства создатели решили не ограничивать себя одним жанром. В сюжет добавили элементы фэнтези и научной фантастики.
Сериал мгновенно стал хитом — не только из-за высокого уровня саспенса, но и количества тайн и неразгаданных загадок. Зрители активно обсуждали каждый эпизод, строили теории о героях, а также о происхождении и обитателях острова. Конкуренты ABC сразу же начали выпускать близкие по духу сериалы с мистическими и сверхъестественными элементами, нелинейным повествованием и акцентом на прошлом героев.
Уже через год после премьеры «Остаться в живых» на других каналах вышли сразу несколько аналогов: «Нашествие», «Поверхность», «Предел» и комедийный сериал для подростков «Затерянные на острове».
Влияние «Остаться в живых» распространилось не только на сериалы-современники. Его наследие можно увидеть и в шоу 2010-х, которые развивали историю в нескольких временных периодах, выстраивали сюжет вокруг глобальной интриги и раскрывали важную информацию во флешбэках и флешфорвардах. К таким сериалам можно отнести «Мир Дикого Запада», «Рассказ служанки» и даже «Во все тяжкие».
🗯 Сериал популяризировал совместные просмотры и онлайн-обсуждения. Пик популярности «Остаться в живых» совпал с развитием интернет-культуры. Сразу после премьеры шоу в сети — в том числе и в рунете — начали появляться профильные сайты и форумы.
Фанаты и энтузиасты обменивались теориями, интерпретировали символы и предсказывали развитие истории. Иногда догадки были успешными — известно, что несколько ключевых сюжетных поворотов зрители разгадали задолго до раскрытия в сериале. Среди них родство Клэр и Джека или связь отца Локка и семьи Сойера.
Единомышленники еженедельно собирались, чтобы в прямом эфире посмотреть новый эпизод и совместно обсудить увиденное. Это нормальная практика для фанатов любого шоу, но в случае с «Остаться в живых» истерия носила массовый характер.
С тех пор лишь один сериал добился такого же зрительского охвата и влияния — «Игра престолов» в середине 2010-х, когда сюжет шоу догнал вышедшие книги Джорджа Мартина.
👌 «Остаться в живых» мастерски объединяет жанры. Сериал начинается как драма о выживании на необитаемом острове, но практически сразу уходит в непредсказуемом направлении — в сюжет проникают сверхъестественные элементы и элементы психологического триллера. Создатели сохраняют эклектичность и свободу повествования на протяжении шести сезонов шоу.
Основой для жанровых экспериментов стали флешбэки, раскрывающие прошлое героев. Внутри них создатели могли снять мелодраму о межклассовой любви, драму об инвалидности, авантюрную комедию о благородном аферисте, боевик про ближневосточную войну, трагедию о группе одного хита или фарс о лотерейном выигрыше. Многообразие жанров показывало, что создатели не сдерживают себя строгими рамками и не относятся к шоу чересчур серьезно.
Отдельного упоминания заслуживают черный юмор с комичными смертями и меташутки. Персонажи третьего плана могут возмутиться тем, что преступница Кейт получила одно из лучших спальных мест, будто она основная героиня. Один из эпизодов третьего сезона целиком посвящен Паоло и Никки — выжившим, которых до этого никогда не показывали на экране. При встрече Сойер каждый раз спрашивает, кто они вообще такие, и никак не может запомнить их имена.
Не обошлось и без высмеивания зрителей, которые в каждой детали искали подтекст или пытались найти строгую логику даже в незначительных вещах. В одном из эпизодов на вопрос, откуда у «Других» электричество, лидер группы Бен саркастично отвечает, что под землей в колесах бегают два огромных хомяка. А один герой, описывая обычный компас, прямо говорит, что он не несет в себе скрытого смысла и нужен лишь для того, чтобы найти север.
😎 В сериале харизматичные герои. «Остаться в живых» стал культурным феноменом не только из-за захватывающего сюжета, но и благодаря персонажам. Создатели собрали многонациональный состав: в нем нашлось место для корейских, латиноамериканских и иракских героев.
Включение Саида — смелый шаг со стороны создателей. После терактов 11 сентября 2001 года и начала Иракской военной кампании 2003 года на американском телевидении сократилась репрезентация мусульман и арабов. Если представители национальных и религиозных групп появлялись на экране, то только в положительном ключе — часто в роли помощников американских спецслужб. Саид стал одним из зрительских любимцев и помог противостоять стереотипу об исламе и терроризме.
Среди других фаворитов аудитории — невезучий миллионер Херли, добрая рок-звезда Чарли и пожилая супружеская пара Бернард и Роуз, которых исцелил остров. Почти у всех основных и второстепенных героев есть качественно прописанная сюжетная арка: они либо развиваются, либо морально деградируют. Эгоистичный преступник становится добродушным альтруистом, гик-одиночка превращается во всеобщего любимца, а любящий отец — в предателя и хладнокровного убийцу.
Трансформации непредсказуемые, но всегда логичные и честные по отношению к героям. Формально у сериала один главный герой — Джек. Но создатели доказали, что каждый из дюжины основных персонажей может перенять этот статус.
😱 Отдельные эпизоды «Остаться в живых» — шедевры. На протяжении шести сезонов создатели держали высокую планку качества, но некоторые серии получились хуже и лучше большинства. Например, фанаты до сих пор смеются из-за филлерного эпизода с флешбэком о том, как Джек набил в Таиланде тату с надписью «Он среди нас, но он не такой, как мы». Даже один из основных сценаристов шоу Дэймон Линделоф считает эпизод неудачным.
Есть среди эпизодов и один признанный шедевр. Таким фанаты и телевизионные критики считают пятый эпизод четвертого сезона под названием «Константа». Серия посвящена Десмонду — жившему в бункере герою, который начинает страдать из-за временной аномалии. Он существует одновременно в прошлом и настоящем. Чтобы спастись, Десмонду необходимо в обоих периодах найти что-то или кого-то постоянного — герой решает, что таким человеком станет возлюбленная Пенни.
Благодаря креативному научно-фантастическому концепту и эмоциональной истории «Константу» нередко называют одним из лучших эпизодов в истории телевидения.
В зрительские топы часто входят финалы сезонов, эмоциональные серии с гибелью любимых героев или пилот, который на момент премьеры считался самым дорогим в истории телевидения. Но в «Остаться в живых» даже лишенный на события эпизод может оказаться изобретательным и необычным.
Один из примеров — седьмая серия четвертого сезона «Чи Ен». Зрителям показывают флешфорварды о том, что будет в будущем Сун и Джина: она рожает ребенка, а он судорожно ездит по городу в поисках игрушки. Лишь в финале эпизода становится ясно, что аудиторию обманули: роды Сун и правда произойдут в будущем, а вот история Джина — флешбэк из прошлого. Герой не выберется с острова.
🧠 У сериала продуманная и сложная мифология. Создатели постепенно увеличивают количество вопросов и интриг, связанных с островом. Если в первом сезоне главной загадкой становится существование подземного бункера, то к финалу шоу тайны приобретают религиозные и даже метафизические аспекты. Может ли остров быть проекцией ада или чистилища? Главная заслуга создателей в том, что такое развитие сюжета только звучит абсурдно, но в сериале выглядит естественно.
Мифология сериала за шесть сезонов обросла таким количеством деталей, что энтузиасты до сих пор пересматривают сериал в попытках найти все ответы и связать увиденное в целостную историю. Зрителей постоянно держат на крючке — как только они узнают правду об одном событии, сериал моментально создает новую интригу.
Белые медведи, научные эксперименты и станции, пираты и различные божества органично сосуществуют в сюжете и даже оставляют достаточно места для зрительской интерпретации.
🤔 Сериал размышляет о двойственности человеческой природы. В первую очередь «Остаться в живых» противопоставляет науку и веру. Джек — рациональный и скептически настроенный герой, он отказывается принимать существование высшей силы. Джон Локк, напротив, логике и фактам предпочитает веру — в себя и божественное начало острова. В этом конфликте так и не будет выявлен победитель, зато оба героя хотя бы частично, но согласятся с оппонентом.
Среди других примечательных философских рассуждений сериала — конфликт между свободой воли и фатализмом, местью и прощением, убийством одного человека или спасением нескольких. Один из лейтмотивов сюжета — закон «если не будем жить вместе, то умрем в одиночестве». Изначально герои были обязаны жертвовать личной выгодой ради общественного блага и коллективной безопасности. После гибели нескольких ключевых героев принцип трансформировался — фраза сократилась до пессимистичной идеи «живем вместе, умираем поодиночке».
Моральные испытания в экстремальных условиях не только позволяют зрителю по-новому взглянуть на любимых героев, но и испытать себя. Порой даже злодейским поступкам хочется найти человеческое оправдание.
Что произошло в финале «Остаться в живых»
После выхода последнего эпизода сериала неверная трактовка событий закрепилась в поп-культуре, стала объектом высмеивания и критики. Произошел эффект Манделы — даже далекие от «Остаться в живых» люди ошибочно запомнили, что сюжет закончился на нелепом сюжетном повороте: якобы герои с самого начала были мертвы. Это не так. Все, что произошло на острове, случилось на самом деле.
Наибольшие сложности для интерпретации вызывает вторая сюжетная линия шестого сезона. В ней герои не терпят крушение и благополучно долетают до Лос-Анджелеса. Изначально создатели пытаются создать видимость, что перед зрителями альтернативная реальность, но довольно скоро становится ясно, что это не так. Герои постоянно пересекаются друг с другом в городе, а в последнем эпизоде по отдельности попадают на службу в церковь.
Отец Джека, чье тело он перевозил из Сиднея, объясняет присутствующим, что происходит. Альтернативная вселенная — на самом деле аналог лимба. Он создан для того, чтобы пассажиры нашли друг друга после смерти и вместе отправились в загробный мир.
Некоторые герои погибли в первых сезонах, другие сбежали с острова и прожили до старости, но в церкви все выглядят так, как помнят друг друга. Отец говорит Джеку, что с этими людьми он провел самый важный период в своей жизни. А главное — что «никто не умирает в одиночестве». Это ответ на основное противопоставление сериала: живем вместе, умираем поодиночке.
Главные мемы сериала
Числа. Визитная карточка «Остаться в живых». Числовая комбинация 4, 8, 15, 16, 23, 42 и их сумма, равная 108, повсеместно встречаются в сериале. Одним героям числа несут удачу, другим сулят трагедию.
Значение чисел не остается загадкой — создатели раскрывают их происхождение ближе к финалу шоу. Зрители до сих пор активно делятся фотографиями похожих сочетаний и вносят числа в лотерею в надежде стать миллионерами, как Хьюго.
Мой сын. Одна из самых драматичных сюжетных линий первых сезонов связана с отцом-одиночкой Майклом и его сыном Уолтом, который обладает загадочными сверхспособностями.
«Другие» забирают мальчика и вынуждают отчаявшегося мужчину пойти на предательство. На мемы разошлись отрывки эпизодов, в которых Майкл истошно выкрикивает имя ребенка. Это происходило так часто, что зрители потеряли сочувствие к родительскому горю.
Одиночество Десмонда. Во время пандемии коронавируса и всеобщей самоизоляции в сети завирусился отрывок из первой серии второго сезона.
Житель подземного бункера Десмонд занимается основной работой из дома: в нижнем белье садится за компьютер, готовит завтрак и занимается спортом. Пользователи не упускали возможность подписать ролик комментарием «буквально я».
Celebrity Number Six. Не мем, а настоящий интернет-феномен, который напрямую связан со вселенной сериала. В 2019 году пользовательница Reddit попросила опознать актеров и знаменитостей с купленной в нулевые занавески.
Семь из восьми селебрити были моментально опознаны, а вот на идентификацию последней энтузиасты потратили более пяти лет. Ей оказалась испанская модель Летиция Сарда, которую нашли в сентябре 2024 года. По одной из версий, текстильщик добавил женщину по ошибке, спутав с актрисой Эванджелин Лилли.
Что еще посмотреть, если нравится сериал
«Карнавал». Мистический сериал HBO о противостоянии добра и зла с запутанной христианской мифологией и символикой карт Таро. Сирота-целитель и демон-проповедник видят вещие сны, ищут единомышленников и готовят их к войне на фоне Великой депрессии в США. Из шести запланированных сезонов было снято лишь два — на большинство вопросов создатели так и не успели ответить.
«Тьма». Немецкая фантастика, действие которой разворачивается в нескольких временных периодах. Сериал начинается с пропажи подростка в провинциальном городе, но трансформируется в запутанную историю о временных скачках, аномалиях и отношениях между несколькими поколениями семей.
«ОА». Незрячая девушка возвращается домой через семь лет после исчезновения — с восстановленным зрением и желанием собрать группу единомышленников, чтобы рассказать свою историю. Амбициозный сериал размышляет о параллельных вселенных, принятии смерти и единстве людей.
«Оставленные». Драма о переживании горя от одного из сценаристов «Остаться в живых» Дэймона Линделофа. Однажды бесследно исчезает 2% населения планеты — около 140 миллионов человек. Событие кардинально меняет жизни оставшихся — кто-то создает религиозные культы, другие упрямо пытаются жить дальше как ни в чем не бывало.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult