Ребрендинг Facebook: что может пойти не так

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж

С момента ребрендинга Facebook на Meta Platforms прошла неделя. Новость успела впитать позитив, #FB вырос на 5% и заодно устроил ралли криптовалют определенных проектов виртуального мира. С декабря компания будет торговаться под тикером #MVRS, нанимая 10 тысяч сотрудников для метавселенной. Опираясь на опыт конкурентов, хочу критично поразмыслить о своевременности решения и перспектив #FB.

Цукерберг сказал, что «пришло время принять новый бренд компании, чтобы охватить все, что мы делаем». По сути, «все, что мы делаем» — это реклама, которая составляет около 97% дохода. #FB зарабатывает $8 в квартал на каждом из своих пользователей, что почти вдвое больше, чем Twitter. Ежемесячно продуктами #FB пользуются около 3 млрд человек.То есть на данный момент Meta в руках #FB — лишь дорожная карта, а сама компания остается гигантской рекламной машиной и доминирующей платформой.

Начиная с 4 квартала 2021 года #FB заявил о внедрении новой структуры сегментов финансовой отчетности — Family of Apps (FoA — Facebook, Instagram, Messenger, WhatsApp) и Facebook Reality Labs (все, что связано с AR/VR). Cобственно, это давно пора было сделать, так как #FB не разбивал результаты по сервисам. То есть сегментирование может дать новое, но не обязательно приятное представление о доходах. Кроме того, #FB пока будет трудно эффективно отделить бизнес соцсетей от метавселенной и разработок, пока они в зачаточном состоянии.

#FB представил новый бренд без существенных изменений. Это не ново — поверхностные изменения легко озвучить через внешние сообщения и коммуникации. Но внедрить реальные изменения в бизнесе будет куда сложнее. Сейчас это больше выглядит как попытка отвлечь внимание от критики и частичной потери доверия. То есть новая концепция потребует доказательств, а существующие скандалы — опровержения.

Обязательно или нет: меняем стратегию → меняем имя. Необязательно. Пример: история Microsoft, которая сделала упор на облачные вычисления, цифровизацию, бесконечные приобретения и трансформировалась изнутри без ребрендинга. Или же обязательном аневр с Meta аналогичен истории Google → Alphabet. Только когда Google приняла новое название, она уже стала технологическим конгломератом. В #FB признаки метаморфоз пока минимальны.

Пока же метавселенная создает условия для того, чего Цукерберг боится больше всего — конкуренции. Microsoft #MSFT уже продает AR-очки, Apple #AAPL пока планирует выпустить собственные. То есть определяя направление, основанное на будущих потенциальных возможностях, а также платформу и продукты, которые, может, появятся в течение десятилетия, статус #FB противоречивый.

Итоги

Куда Цукерберга приведут мечты — скоро увидим. Сейчас #FB — седьмая по стоимости компания в мире ($915 млрд), цена акций за год выросла почти на четверть. Но аудитория «стареет», число молодых пользователей падает. Остаются ожидания, что новая Meta внутри окажется такой, какую нам обещают снаружи.

Но пока мы не увидим живого перерождения, пока Meta не подтвердит свое качество поставщика метаверсивных продуктов, она будет просто старым добрым Facebook, но под другим соусом.

А вообще, пора бы поменять аббревиатуру большой пятерки. Meta, Apple, Microsoft, Alphabet, Amazon. FAMGA уже не та…



Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю