Мозг
57K

Как я научилась быстро запоминать любую информацию

И перестала забывать чужие имена и лица

12
Как я научилась быстро запоминать любую информацию
Аватар автора

Юлия Скопич

запомнит всех комментаторов

Страница автора

Мне всегда было сложно запомнить что-то. Особенно — имена и лица, что мешало моей работе журналисткой.

Потом я прошла курс по мнемотехникам и научилась пользоваться приемами для быстрого запоминания информации. Больше я не забываю имена и лица, хотя курс проходила шесть лет назад. А еще я помню пароли и номера банковских карт, а когда иду в магазин, держу в голове список покупок, даже если он достаточно длинный. Мнемотехники оказались действительно полезным инструментом для такого рассеянного человека, как я.

Как я попала на курс по мнемотехникам

Я листала ленту во «Вконтакте» и случайно наткнулась на пост о том, что в Липецке, где я живу, есть школа иностранных языков и развития памяти, и эта школа открывает бесплатный курс обучению мнемотехникам — приемам для запоминания информации. Представления о мнемотехниках у меня были обрывочные, и я решила больше узнать о школе и методах, которые они используют.

Оказалось, в школе учат английскому языку по методу запоминания, который основан на использовании образов. Суть следующая: если вместе с числом или текстом представить какой-то яркий образ, будет легче их запомнить. Это и есть мнемотехники.

На курсе обещали научить быстрее запоминать любую информацию, не только английские слова: от содержания книг до паролей. Он был рассчитан на полтора месяца, а занятия проходили два-три раза в неделю. Почему курс был бесплатным, я так и не поняла. Возможно, так школа надеялась привлечь новых студентов на более долгие программы по изучению английского.

Но в любом случае предложение выглядело заманчиво. Несколько преподавателей курса и школьников, которые его прошли, попали в «Книгу рекордов России», запомнив за минимальное количество времени максимальное количество английских слов.

Я не собиралась бить рекорды, но улучшить навыки запоминания мне было необходимо. Я журналист, и мне приходится постоянно общаться с разными людьми. При этом я плохо запоминаю лица и имена — настолько, что могла дважды познакомиться с одним и тем же человеком или в процессе разговора забыть, как зовут собеседника. А иногда и вовсе случались откровенные курьезы. Например, меня знакомили с человеком, у которого мне предстояло взять интервью. Ему пришлось ненадолго отлучиться, а когда он вернулся — я его не узнала.

Так что я без особых раздумий записалась на курс.

Как работают мнемотехники

Мнемотехники — это приемы, которые позволяют быстрее запоминать информацию и легче ее вспоминать. Доминиканский монах Джордано Бруно усваивал большие объемы текстов, используя одну из мнемотехник — дворец памяти. Человек воображает знакомое пространство — свою комнату, например, — и мысленно помещает в него «объекты» — информацию, которую хочет запомнить. Подробно его методику описывает историк Фрэнсис Йейтс в книге «Искусство памяти».

Современные рекордсмены тоже впечатляют. В 2019 году школьник Денис Бабушкин установил рекорд России, запомнив 13 202 знака в числе пи после запятой. На это ему потребовалось 6 часов 20 минут. В этом ему тоже помогли мнемотехники.

В основе работы мнемотехник лежит базовый принцип работы памяти: поступающая информация кодируется, потом закрепляется и извлекается. Сначала мозг распознает форму предмета, текстуру, расположение, цвет и размер, благодаря чему мы отличаем собаку от кошки или кошку — от дерева. Информация задерживается в сенсорной памяти, отправляется в кратковременную — а затем извлекается.

Качество декодирования информации при этом зависит от внимания и усилий, которые человек прикладывает, чтобы что-то запомнить. Например, если нужно запомнить имя нового знакомого, на это имя нужно сначала обратить внимание. А если многократно повторите четверостишие, вероятность, что вы его запомните, выше, чем если прочитаете его один раз вслух.

Кодировать и декодировать информацию мозгу прежде всего помогают ассоциации. Они приходят на ум естественно, как бы сами собой: хлеб с маслом или чай с вареньем — самые простые примеры. Именно ассоциации лежат в основе мнемотехник. Вы соединяете новую информацию с ассоциацией — старой информацией — и запомнить, и вспомнить ее легче.

Лучше всего, когда ассоциация вызывает сильные эмоции. Если вас когда-то ужалила оса, а фамилия вашего нового знакомого — Осиный, вы быстро запомните эту фамилию благодаря негативным эмоциям. А еще для эффективного запоминания полезен смех: позитивные эмоции благотворно влияют на память, и вспомнить что-то абсурдное легко.

Хотя ассоциации и эмоции сильно влияют на память, а мнемотехники базируются именно на них, ученые считают, что мнемотехники не улучшают память. Что они могут, так это помочь быстрее запомнить и вспомнить нужную информацию.

Как проходили мои занятия

Помимо меня на курс по развитию памяти пришли еще около десяти учеников. Большинству было лет двадцать-тридцать, а одна ученица была пенсионеркой.

Занятия вели преподаватели, которые установили рекорды по запоминанию. Пропускать занятия нам настоятельно не рекомендовали: нужно было вести конспекты и практиковаться, а никаких учебников нам не предлагали. Совет оказался хорошим. Как-то раз я не попала на урок из-за плохого самочувствия — и на следующем было сложнее вникнуть в тему. Потом я позаимствовала конспект и переписала теорию, но пропуск занятия все равно меня немного затормозил.

Первые 15 минут занятия были теоретическими: преподаватели диктовали, мы — записывали. Обычно теории было немного — просто описание того или иного метода запоминания. Остальное время отводилось на практику: мы отрабатывали изученный в теории метод — иногда устно, иногда — письменно.

Мои конспекты с занятий
Мои конспекты с занятий
Мои конспекты с занятий

Дольше всего мы изучали ЧБК — численно-буквенный метод. С его помощью можно запомнить любые даты: годы важных исторических событий, дни рождения, номера телефонов, пароли и номера банковских карт. Но сначала нужно закрепить в памяти, какие цифры с какими образами сочетаются — и это оказалось довольно сложно. Чтобы мы не путались, на каждом занятии нам давали не более 20 цифр и ассоциаций к ним, которые нужно было соединить с этими цифрами.

Практика проходила по-разному — в зависимости от конкретной мнемотехники, которую мы изучали. Например, преподаватели говорили цифры — а мы называли соответствующие им слова. Другой вариант: нам показывали изображения, а мы воспроизводили их в той же последовательности — так мы отрабатывали метод ЧБК и другую мнемотехнику, «Цепочку». В запоминании имен мы практиковались за счет мини-тестов: преподаватели показывали несколько фотографий людей и называли их имена, а потом перемешивали карточки — и требовали соотнести имя с изображением. Обо всех этих и других методах, которые я освоила на курсе, я подробно расскажу позже.

Мне нравилось ходить на занятия, потому что я сразу заметила результат. На следующий же день после того, как мы освоили метод «Цепочка», я пошла в магазин и сделала десять покупок — только нужных и исключительно по памяти. Раньше всегда писала список покупок на листе бумаги — даже если купить нужно было всего несколько предметов.

Я потратила на освоение мнемотехник не меньше 20 часов, но результат того стоил. На первом занятии, прежде чем переходить к обучению, нам дали тест — показали 50 картинок со словами, дали их прочитать, через минуту забрали и попросили записать в том же порядке. Я вспомнила чуть больше половины. На последнем занятии я прошла тот же тест — и запомнила 50 слов из 55.

Дальше в статье я расскажу, каким приемам запоминания меня научили на курсе.

Мнемотехники — лучше зубрежки или нет?

Аватар автора

Андрей Сафронов

чемпион по запоминанию

Страница автора

Мнемотехники сильно помогают в обычной жизни. Когда мы хотим, например, добиться повышения по работе или найти новую, с более высокой зарплатой, мы проводим ревизию навыков и повышаем квалификацию. Обращаемся к курсам и статьям, книгам и репетиторам. И начинаем заучивать то, что слушаем и читаем.

Но действительно ли ваша жизнь изменится, если вы прошли полезный курс — и тут же все забыли?

Чтобы этого не произошло, и нужны мнемотехники. Они лучше обычной зубрежки прежде всего потому, что на обработку визуальной информации у мозга больше ресурсов: по словам профессора Рочестерского университета Дэвида Уильямса, 50% коры головного мозга предназначены для обработки визуальной информации. То есть нашему мозгу проще всего работать с картинками — а большинство мнемотехник основаны именно на визуальном кодировании.

Когда мы запоминаем информацию с помощью картинок, вспоминать ее в разы проще. Представьте, что стоит вам подумать о нужном фрагменте текста — и перед глазами конспект с нужной информацией. Удобно же?

Кроме того, картинки вызывают эмоции, а эмоции — это кратчайший путь к крепкому запоминанию чего-либо, на что обращают внимание ученые, исследующие память.

А еще мнемотехники лучше зубрежки потому, что связывают новую информацию — с уже знакомой. Так обычно и работает запоминание в целом — через ассоциации, то есть построение связей между разными явлениями, понятиями, объектами.

Обычно это происходит неосознанно. Мнемотехники же превращают этот процесс в сознательный. Например, когда мы новую информацию в виде образов размещаем на предметах в своей комнате — это техника дворца памяти — то предметы в своей комнате выступают в роли «старой информации». С иностранными словами то же самое: в роли «старой информации» выступают ассоциации, которые помогают вспомнить произношение иностранного слова.

Прием 1

Метод численно-буквенного кода, ЧБК

Как использовать. Запоминать даты, дни рождения, номера телефонов, пароли, номера банковских карт.

Что делать. Перевести числа в слова. Числа состоят из цифр, каждая из которых начинается с конкретной буквы, соответствующей согласной какого-то слова. Нужно лишь закончить слово, подставив гласные и другие необходимые согласные.

В интернете есть самые разные схемы привязки цифр к словам, но нам не рекомендовали их использовать, так как образы могут получиться недостаточно яркими. Мы выучили ту схему, которую нам посоветовали наши преподаватели, а потом уже переводили слова в цифры.

Чтобы осуществить перевод, нужно сформировать в голове связь, что:

  • 1 — это руль, от слова «раз»;
  • 2 — дельфин;
  • 3 — телефон;
  • 4 — челюсти;
  • 5 — пила и т. д.

Для двоичной системы берутся две согласные буквы:

  • 11 — ребра, то есть раз и раз;
  • 12 — редис, то есть раз и два;
  • 13 — ртуть, то есть раз и три;
  • 14 — ручка и т. д.

Если требуется выстроить связь между числами, второй образ помещается в первый, и считывание затем происходит в том же порядке: от второго — к первому. Допустим, вы хотите запомнить день рождения подруги — 1 ноября. Можно представить, что ребра — второй образ, ноябрь, 11-й месяц в году — рулят рулем, первым образом, который равен 1.

Пример. 1242 — год Ледового побоища. Разбиваем дату на две цифры — 12, то есть редис, и 42, то есть чудовище. Можно представить, как редис бьет чудовище, и оно скачет по замерзшему озеру. Чтобы раскодировать информацию, нужно перевести слова в предложении в цифры: редис — 12, чудовище — 42, а озеро — ассоциация с Ледовым побоищем.

Или мы хотим запомнить не только год, но и день и месяц Ледового побоища. Тогда можно представить, как над озером висит огромный НаПерсток — это 05, так мы соединили «ноль» и «пять», связывая ассоциацию с первыми буквами цифр. Из наперстка выглядывает НоЧнушка — это 04, так мы кодируем «ноль» и «четыре», тоже по первым буквам. Из наперстка выглядывает ночнушка, а редис бьет чудовище, которое скачет по озеру. Получаем полную дату Ледового побоища — 05.04.1242.

Прием 2

Система Шед

Как использовать. Запоминать исторические и любые другие даты, дни рождения, автомобильные номера, короткие номера телефонов, пароли.

Что делать. Составить фразу, каждое слово в которой находится в определенном порядке и имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре. Ноль в этой системе соответствует слову из 10 или большего количества букв.

Пример. Надо запомнить пароль от карты — 3627. Ему может соответствовать фраза «кот бегает по болотам». Правило то же: чем абсурднее фраза, тем лучше она врезается в память, но ее надо вообразить.

Прием 3

Метод Цицерона — он же дворец памяти, чертоги разума или метод локусов

Как использовать. Запоминать большие объемы текста.

Что делать. Создать в воображении некое пространство с опорными образами. Опорный образ, который часто называют локусом, — это тот образ, с которым соединяется запоминаемый. Он должен иметь четкое, постоянное расположение в пространстве. Например, тарелка на столе — не опорный образ, потому что меняет свое местоположение, а настенные часы — опорный, потому что висят там всегда.

Можно представить свою квартиру, выделить несколько опорных образов вроде телевизора, люстры, стиральной машины — и привязать к каждому из них слова, которые надо запомнить. Для правильной «расстановки» информации лучше передвигаться по часовой стрелке и сверху вниз.

Со временем можно будет использовать и более мелкие предметы, но сначала лучше ограничиться крупными вроде шкафа, стола и дивана. Зрительные образы, которые при этом выделяются, не должны повторяться. Что еще важно: придерживаться определенной последовательности при мысленном перемещении по помещению.

Пример. Надо запомнить сказку «Колобок». Можно выделить шесть смысловых частей: мука, колобок на дороге, заяц, волк, медведь, лиса ест колобка. Если привязать их к гостиной, может получиться что-то вроде этого: из шкафа сыплется мука, колобок спрыгивает с подоконника, из-под кресла выпрыгивает заяц, за дверью спрятался волк, медведь крушит диван, под столом сидит леса и ест колобок.

Прием 4

Метод пиктограмм

Как использовать. Запоминать большие объемы текста.

Что делать. Выделить ключевые слова или фразы в тексте — и к каждому нарисовать пиктограмму. Изображение играет роль зрительной ассоциации. Важно, чтобы пиктограмма не была ни схематичной, ни излишне подробной. Нарисовать можно любое слово.

Пиктограмма не может быть правильной или неправильной. Это ассоциация, которая принадлежит именно вам и создана для выполнения главной цели — напомнить о слове или фразе, к которой была привязана.

Пример. Нужно запомнить сказку «Репка». Ключевыми словами могут быть: дед, репка, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка. В данном примере можно схематически изобразить деда с усами, репку, бабу в платочке, девочку, собаку, кошку и мышку.

Но бывают и более сложные слова — тогда надо подключать фантазию. Например, «развитие» можно представить в виде спирали, а «труд» — как согнутого человека с мотыгой.

Пиктограммы к сказке «Репка». Процесс создания изображения должен занимать около 10⁠—⁠20 секунд, не больше
Пиктограммы к сказке «Репка». Процесс создания изображения должен занимать около 10⁠—⁠20 секунд, не больше

Как чемпионы по запоминанию используют мнемотехники

Аватар автора

Андрей Сафронов

чемпион по запоминанию

Страница автора

Сейчас чаще всего я использую мнемотехнику для изучения английского языка. Я учусь у разных американских специалистов по работе мозга. Чтобы понимать их, нужно регулярно набирать лексику.

Делаю это в несколько шагов. Сначала представляю русское слово, а затем подбираю ассоциацию по созвучию к иностранному слову и соединяю все в одну забавную картинку. Например, «съедать» по-английски будет consume — «консьюм». Представляем, что КОНь С ЮМором съедает витаминки. Все просто.

Еще я часто выступаю публично, и чтобы не теряться в последовательности мыслей, использую дворцы памяти. Беру нужную информацию — перевожу в картинки — размещаю, например, на разных предметах в своей квартире. Потом, чтобы вспомнить, мысленно представляю свою комнату и просто собираю образы, которые там разместил до этого.

Для выступления мне нужно запомнить семь навыков высокоэффективных людей из книги Стивена Кови. Тогда я представляю, что:

  1. На кровати стоит огромный знак стоп, на котором висит мишень.
  2. На подоконнике стоит слон с огромным человеческим ухом.
  3. На шторах висит кубок, на котором сидит толпа.
  4. В столе торчит пила.

Стоп — это образ для первого навыка: «будь проактивным». Быть проактивным для меня — значит уметь говорить «нет» или «стоп» всем отвлекающим факторам.

Мишень — образ для второго навыка: «Начинай, представляя конечную цель».

Слон — это третий навык: «Сначала важное сделай, потом срочное». Важные, крупные дела можно назвать слоном, которого нужно «съесть» по кусочкам.

Ухо большое — это четвертый навык: «Сначала пойми, потом будь понятым». Почему ухо? Потому что для понимания человека его сначала надо внимательно выслушать.

Кубок — пятый навык: Win win.

Толпа — шестой навык: «синергия». Нужно объединяться с другими людьми, чтобы быстрее достичь одну цель.

Пила — седьмой навык: «затачивай пилу».

Когда мне нужно вспомнить эти навыки, я вспоминаю комнату и образы в ней. Так я работаю с любой информацией — использую те или иные мнемотехники.

Прием 5

Метод фонетических ассоциаций

Как использовать. Запоминать новое имя, иностранные слова, термины.

Что делать. Найти созвучное слово — знакомое, при этом фонетически похожее на то, что незнакомо. Если слово длинное и к нему сложно подобрать созвучное слово, его можно разделить. Например, elephant — слон: ele — электричество, phant — фантик. Представляем, как слон достает хоботом до линий электропередач, и из них начинают сыпаться фантики.

При изучении иностранных слов важно проговаривать правильное произношение.

При запоминании имен, фамилий и лиц новых знакомых сначала надо выделить особенную черту во внешности и постараться ее запомнить. Затем придумать образ к имени. Хорошо работают дразнилки. Например, если новую знакомую зовут Анна Башмакова, и она все время носит очки, можно представить ее сидящей в ванной — ассоциация к имени, а на очках у нее висят башмаки — ассоциация к фамилии.

Пример. Kitchen в переводе с английского — кухня. По произношению мне это слово напоминает «китч», то есть что-то яркое, безвкусное. Представляем, как яркие цвета в виде пятен прыгают на кухню и облепляют ее.

Прием 6

«Цепочка»

Как использовать. Запоминать любую последовательность. Например, список покупок или дел, порядок планет Солнечной системы.

Что делать. Представить яркий образ, а затем — склеить его со следующим, тоже ярким. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, надо образовать ее между вторым и третьим.

Когда мы вспоминаем информацию, представленную так, образы подтягиваются друг за другом. Но этим метод и плох: при забывании одного элемента цепочки можно забыть все остальные.

Пример. Вам нужно сходить в магазин и не забыть купить ничего важного, даже если список покупок затеряется где-то в кармане. Ваш список покупок: порошок, сыр, сосиски и хлеб. Представим, что упаковка порошка, причмокивая, поедает сыр. Сыр обвязывают сосиски, но они взрываются, и из них выпрыгивает хлеб.

Обратите внимание на два важных момента:

  1. Первый образ в цепочке всегда левее или выше последующего. Например, в нашем списке продуктов упаковка порошка — первый образ — идет перед сыром — вторым образом. Поэтому и «упаковка порошка, причмокивая, поедает сыр», а не «сыр, причмокивая, поедает упаковку порошка». Для списка продуктов это правило не так важно, но лучшем всегда его соблюдать: в другой последовательности порядок может быть важен.
  2. При запоминании списка надо абстрагироваться от всех образов, кроме того, который был только что запомнен, и того, который идет далее. Допустим, вы придумали: «упаковка порошка, причмокивая, поедает сыр». Затем — забываем про порошок и представляем, как сыр обвязывают сосиски. Сыр здесь — соединительное звено между двумя звеньями цепочки.
Прием 7

«Матрешка»

Как использовать. Запоминать список покупок или любую другую последовательность слов, предметов.

Что делать. Образы соединяются попарно по принципу матрешки, то есть как бы вкладываются один в другой. Первый образ всегда намного больше второго и содержит в себе второй. После соединения первого и второго образов первый исчезает из сознания и внимание переводится на второй. Он мысленно увеличивается и создается ассоциацию между вторым и третьим образами и так далее. Метод немного похож на «Цепочку».

Пример. Снова обратимся к списку покупок: сыр, порошок, сосиски, хлеб. Можно представить огромную головку сыра, о которую разбивается маленький пакет молока. Потом он увеличивается, и из него выпадают крошечные сосиски. Они опять увеличиваются и опутывают маленькую буханку, как паутина.

Прием 8

Метод историй

Как использовать. Запоминать список покупок, список дел или любую другую последовательность слов или предметов.

Что делать. Составить из слов, которые нужно запомнить, фантастическую или абсурдную историю. Для лучшего запоминания стоит добавить эмоции. Преимущество метода в том, что образы не идут один за другим, а картинка вырисовывается сразу, и если вы что-то упустили, это может всплыть.

Пример. Рассмотрим предыдущий пример: сыр, порошок, сосиски, хлеб. Представим, что сыр скачет по магазину верхом на порошке. Вдруг он видит, что на полу валяются сосиски. Поднимает их и гневно вонзает в хлеб вместо меча так, что тот разлетается на крошки.

Сколько времени нужно, чтобы освоить мнемотехники?

Аватар автора

Андрей Сафронов

чемпион по запоминанию

Страница автора

Как показывает опыт моих учеников, на освоение мнемотехник уходит в среднем восемь недель. Это если тренироваться по 30—60 минут в день. Есть еще нюансы, например, сколько инструментов вы изучаете. Чем больше разных мнемотехник — тем дольше вы учитесь.

Не стоит этого бояться: освоение любого навыка не происходит быстро — просто потому что крепкие нейронные связи в мозге не образуются мгновенно.

Сначала вам будет непривычно запоминать информацию через мнемотехнику и захочется вернуться к привычной зубрежке. Этот этап нужно просто переждать, а длится он примерно два месяца. Лучше, если рядом будет человек, который поможет разобраться со сложностями. Поэтому рекомендую идти на тренинг, а не изучать мнемотехники самостоятельно, без обратной связи.

Как мнемотехники помогают мне в работе и жизни

На занятиях нам говорили: чтобы действительно освоить мнемотехники, нужно тренироваться хотя бы по 5—10 минут в день — даже после того, как курс кончился. Несколько месяцев так и делала: шла на работу — запоминала номера машин, держала список покупок не на листе бумаги, как привыкла, а в голове. Прочитанные главы из книг тоже пыталась запоминать методом Цицерона или пиктограмм. Но мне не нужно удерживать в голове большие объемы информации, и со временем тренировки становились все реже.

Сейчас я помню пароли банковских карт с помощью метода ЧБК. Имена и фамилии новых знакомых запоминаю методом фонетических ассоциаций, а вместо рукописного списка покупок использую «Цепочку». Заметила, что некоторые образы из ЧБК забываются, если их не практиковать. Остальными методами не пользуюсь, потому что незачем, но если понадобится — смогу их вспомнить и применить.

Курсы не укрепили мою память, но решили мою главную проблему: я больше не путаю имена собеседников и запоминаю их лица. А то, что я научилась лучше запоминать цифры и незнакомые слова, стало дополнительным бонусом.

Как не забыть то, что выучил с помощью мнемотехник

Аватар автора

Андрей Сафронов

чемпион по запоминанию

Страница автора

Если человек не будет периодически обращаться к информации, которую выучил, то забудет ее. Это естественный процесс для мозга — не поддерживать нейронные связи, которые очень редко используются.

Нужно понимать: запомнить информацию и сохранить ее — не одно и то же. Запомнить информацию — это когда вы загрузили информацию в голову и можете пересказать ее в ближайшее время. Сохранить информацию — это когда вы вспомните ее и через день, и через неделю, и через 20 лет.

Для запоминания мы используем мнемотехники или зубрежку. Для сохранения — метод интервального повторения. Это выглядит, например, так: вы выучили десять иностранных слов — и повторяете их, причем определенное количество раз через определенные промежутки времени.

Я обычно делаю все по такой схеме: запоминанию информацию — с помощью мнемотехник, сохраняю в памяти — с помощью интервального повторения. Сначала использую мнемотехники, чтобы запомнить новое. Потом — повторяю ее несколько раз в первые 20 минут после освоения. Затем — освежаю знания перед сном. Следующие два-три дня — повторяю утром, в обед и вечером. И только потом перехожу к интервальным промежуткам: через неделю, месяц и так далее. При этом нужно не просто много раз прочитать то, что выучил, а пересказать, ответить на список вопросов или как-то еще усложнить задачу для мозга.

Книги по мнемотехникам

«Как развить суперпамять» Доминика О’Брайена. Автор, который не раз становился чемпионом мира по запоминанию, затрагивает многие аспекты памяти: от ассоциативного мышления и связок образов до научных подтверждений, потребностей мозга и нюансов практического применения.

«Помнить все» Артура Думчева. Автор помнит число пи до 22 528 знаков после запятой и рассказывает, как ему это удалось. А заодно — где и как еще применять мнемотехники. Все рекомендации — а их много — основаны на его личном опыте.

«Суперпамять» Тони Бьюзена. Особенность — детальное рассмотрение использования интеллектуальных карт. Также автор дает упражнения и обещает научить запоминать сны. Книга считается основой обучения мнемотехникам, так как представляет собой базу понятий и пояснения к главным принципам усвоения информации.

«Учебник мнемотехники» Владимира Козаренко. В книге собрана информация о мнемотехниках самого разного рода — от создания образов и работы с ними до периодичности повторения и коэффициента увеличения способности запоминания. Доступ свободный, можно скачать текст прямо сейчас.

«Эйнштейн гуляет по луне» Джошуа Фоера. Победитель чемпионата по памяти США рассказывает, как живут люди, владеющие приемами мнемотехники. Внутри — интервью, юмористические зарисовки из реальной жизни чемпионов по запоминанию, а также множество полезных советов и рекомендаций.

Онлайн-тренажеры

Мнемоника.ру. Сайт бесплатный. На нем можно тренировать запоминание чисел и информации на основе образов. Также есть статьи по мнемотехнике, коллекция отдельных фраз и небольших стихотворений, предназначенных для запоминания фактов из различных областей знаний.

MemoryMan. Можно тренировать запоминание цифр, карт, имен и лиц, слов. Для каждого тренажера выставляется время на запоминание, количество слов, чисел или лиц, которые надо запомнить. Сайт бесплатный.

Максимально допустимое количество слов, которое можно включить в тренировку на MemoryMan — 1000, а минимальное время, с которым слова могут сменять друг друга — 0,5 секунды. Но можно настроить и более щадящий режим для запоминания — с меньшим количеством слов и более долгим временем на запоминание
Максимально допустимое количество слов, которое можно включить в тренировку на MemoryMan — 1000, а минимальное время, с которым слова могут сменять друг друга — 0,5 секунды. Но можно настроить и более щадящий режим для запоминания — с меньшим количеством слов и более долгим временем на запоминание

Курсы по мнемотехникам

Во многих городах России есть школы и курсы по мнемотехникам, которые можно посещать очно. При выборе стоит обращать внимание на достижения директора школы или автора курсов: он должен иметь собственные рекорды по запоминанию и/или наработки по запоминанию — это подтверждает его экспертность.

Некоторые из курсов по мнемотехникам рассчитаны на детей. Например, их предлагает сеть детских языковых центров «Полиглотики». Стоимость зависит от длительности. Один месяц занятий из 26 уроков по 30 минут стоит 3000 ₽.

Можно подать заявку на бесплатный пробный урок, во время которого преподаватель оценит уровень развития памяти и внимания
Можно подать заявку на бесплатный пробный урок, во время которого преподаватель оценит уровень развития памяти и внимания

Иногда заниматься очно неудобно: не подходит график, далеко добираться. Тогда можно выбрать онлайн-курсы. Вот несколько вариантов.

Онлайн-курс «Как быстро запоминать иностранные слова?». Автор — Андрей Сафронов, победитель фестиваля InChamp 2019 в категории «Память» и автор книги «Суперпамять за семь шагов». Курс состоит из трех модулей. В первые два входит теория о разных способах кодирования информации и практика — отработка навыков с разными заданиями на запоминание. Это стандартный пакет курса, он стоит 6900 ₽ и дает доступ к урокам на два месяца. Третий модуль — вип: с дополнительными видео, тремя индивидуальными занятиями и доступом к закрытому телеграм-чату с тренером. Доступ к урокам — на пять месяцев. Стоит такой вип-пакет 13 900 ₽.

Курс Владимира Козаренко. Система запоминания, о которой упоминает в своих книгах трехкратный чемпион Швеции по запоминанию, обладатель статуса гранд-мастера памяти Маттиас Риббинг. Обучение проходит по видеозаписям. К каждому занятию прилагаются консультации, конспекты и дополнительные учебные материалы. Курс включает в себя 22 занятия, их общая продолжительность — 66 часов, а стоит 11 900 ₽.

Программы для тренировки памяти. Внутри — тесты на память и разные программы для запоминания. Можно, например, протестировать, насколько хорошо вы запоминаете числа, или быстро выучить слова и словосочетания на английском и других языках. Доступ бесплатный.

«Нейробика». Программа, разработанная командой онлайн-платформы 4brain, у которых также есть курс по мнемотехникам. Для начала надо пройти тестирование, после чего будет сформирована индивидуальная программа занятий. Это более 20 упражнений на внимание, память, мышление и саморазвитие. Предполагается, что лучше всего занимается ежедневно по 10—20 минут. Бесплатно.

«Викиум». На сайте — 15 уроков по теории мнемотехник и онлайн-тренажеры для их тренировки. Стоит курс 1990 ₽.


Поделитесь способами быстро запоминать информацию:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество