Весь прошлый год российский авторынок переживал стресс: цены выросли, а машин было меньше, чем желающих их купить. Несмотря на все это, в 2021 продали больше машин, чем годом ранее. В этой статье мы разберемся, почему так произошло, кому стоит покупать новую машину, а кому лучше подождать.

Что происходит с рынком автомобилей в России

Новые автомобили в России в 2021 году, по данным разных аналитических агентств, подорожали примерно на 20—40%.

«Автостат» пишет, что по итогам минувшего года средневзвешенная цена нового авто выросла на 20% и незначительно превысила 2 млн рублей. А с учетом дилерских наценок и допов покупатели ощутили рост на все 40%.

При этом продажи за 2021 год подросли: по сравнению с 2020 годом удалось отыграть 4,3%. За прошлый год в России продали 1,7 млн новых легковушек. Ситуация начала исправляться во втором квартале, когда государство смягчило карантинные меры и люди смогли свободно передвигаться по своим городам.

Автомобили с пробегом, по данным «Автостата», подорожали в среднем на 52%, или на 361 000 Р. Средняя цена выросла с 688 000 до 1 049 000 Р. Наиболее резкий скачок произошел под конец года: в ноябре цены поднялись на 6%, то есть примерно на 49 000 Р. В сентябре и октябре — на 4—5%.

Быстрее всего дорожали автомобили в возрасте от 3 до 7 лет, за год они выросли в цене на 30%. При этом многое зависит от конкретных моделей: пятилетняя Киа Спортейдж подорожала на 26%, а Шкода Октавия — на 19%. Так сильно машины не дорожали с кризисного 2014 года.

Причины роста цен на автомобили

Цены начали расти еще с конца 2014 — из-за падения курса рубля. Но 2020 год этот процесс подстегнул: из-за пандемии по всему миру остановились заводы производителей электронных чипов, полупроводников и других электронных компонентов. Вслед за ними временно встали конвейеры автозаводов.

Что за дефицит микрочипов

Микрочипы нужны для блоков управления двигателем, панели приборов, мультимедийной системы, трансмиссии и многих других систем. На чипах также работают компьютеры, смартфоны и прочая электроника.

Нехватка возникла из-за антиковидного локдауна: производство приостановили, а спрос на электронику, наоборот, подскочил. Это нарушило поставки и спровоцировало рост цен на автомобили и многие электронные устройства. Усугубил ситуацию пожар на японской фабрике Renesas в марте 2021 — это один из ключевых поставщиков микросхем. По этой причине мировой объем производства авто упал на 7%. Работу завода восстановили только летом.

Микросхем не хватает до сих пор, предприятия все еще не работают на полную мощность. Аналитики прогнозируют, что дефицит будет влиять на рынок электроники и автомобилей еще несколько лет.

В России чаще всего останавливали производство Лады Гранты — самой доступной и востребованной в стране модели. В 2019 за нее просили примерно 444 тысячи, а к июню 2021 года цена выросла до 559 900 Р.

Группа ГАЗ выкручивалась по-своему: временно выпускала некомплектные автомобили, а недостающую электронику предлагала установить, как только та будет доступна.

Дилеры в таких условиях потеряли в продажах. Потери они компенсировали за счет повышения доходности с каждой проданной машины. Продавцы в салонах навешивают на авто дополнительное оборудование, которое отдают по завышенной цене. В результате из-за каких-нибудь ковриков, камеры заднего вида, антикора и примитивной сигнализации за машину, которая стоит миллион, просят 1,3—1,5 млн.

Удорожание валют и инфляция также повлияли на ценообразование. В валюте, к примеру, расплачиваются за логистику и комплектующие. В 2021 году производители и импортеры закладывали курс доллара на уровне 72 Р, однако он превысил отметку в 77 Р — и это ощутимо повлияло на издержки автоконцернов.

Обзор рынка автомобилей за 2021 год

В 2021 году авторынок подрос относительно 2020, но само это сравнение не совсем корректно. Первый год пандемии больно ударил по автомобильной сфере: в 2020 году рынок упал сразу на 9,1%, тогда как в 2019 — на 2,3%. В последний раз он рос в 2018 году. Получается, что положительная динамика прошлого года обусловлена лишь низкой базой для сравнения.

В наиболее выгодном положении в 2021 году оказались авто массового сегмента. Самыми популярными по типу кузова стали седаны, за ними шли кроссоверы и хэтчбэки.

Рост продаж показали китайские марки: их производители не были так подвержены влиянию общего дефицита микрочипов, а для покупателей преимуществом стала их относительная дешевизна, дизайн и позитивные изменения в плане качества.

В 2021 году в 1,6 раза выросли продажи китайских электромобилей, в выгодном положении также оказались независимые китайские бренды. В отличие от совместных предприятий вроде SAIC Volkswagen, FAW Volkswagen, FAW Mazda и Dongfeng Honda, они быстро подстроились под ситуацию и наладили поставки полупроводников с внутреннего рынка Китая. В результате на рынке нет дефицита новых китайских автомобилей: в 2021 году в России продали больше автомобилей Джили, Чери и Хавейл, чем когда бы то ни было.

Самые подорожавшие автомобили 2021 года

За прошедшие 12 месяцев сильнее всего подорожали премиальные бренды — в среднем на 11,9%. Серьезно подорожали авто не самых массовых в России марок: Джип и Дунфэн — на 18%, Дженезис — на 17%, Мини и Кадиллак — на 16%.

Масс-маркет прибавил 10,5%. Ценники на модели Лады в течение года переписывали семь раз, цена выросла на 15%. Продукция УАЗа тоже подорожала на 15%. Для сравнения: Киа, Шкоды и Фольксвагены подорожали на 13%. Но все это справедливо, если смотреть только на рекомендуемую розничную цену без дополнительного оборудования дилера, по которой машину не купить.

Рост цен на самые продаваемые в России автомобили с учетом стоимости дополнительного оборудования

Модель Декабрь 2020 Декабрь 2021 Динамика
Киа Спортейдж 1 958 055 Р 2 801 189 Р 43%
Рено Дастер 1 263 293 Р 1 647 579 Р 30%
Киа Рио 1 200 194 Р 1 547 783 Р 29%
Мазда CX-5 2 502 180 Р 3 231 944 Р 29%
Шкода Рапид 1 133 574 Р 1 437 153 Р 27%
Хендай Крета 1 481 543 Р 1 866 068 Р 26%
Мицубиси Аутлендер 2 178 759 Р 2 608 670 Р 20%
Тойота RAV4 2 685 688 Р 3 199 795 Р 19%
Ниссан Икс-трейл 2 352 000 Р 2 776 258 Р 18%
Тойота Камри 2 558 048 Р 3 006 665 Р 18%
Киа Спортейдж
Декабрь 2020
1 958 055 Р
Декабрь 2021
2 801 189 Р
Динамика
43%
Рено Дастер
Декабрь 2020
1 263 293 Р
Декабрь 2021
1 647 579 Р
Динамика
30%
Киа Рио
Декабрь 2020
1 200 194 Р
Декабрь 2021
1 547 783 Р
Динамика
29%
Мазда CX-5
Декабрь 2020
2 502 180 Р
Декабрь 2021
3 231 944 Р
Динамика
29%
Шкода Рапид
Декабрь 2020
1 133 574 Р
Декабрь 2021
1 437 153 Р
Динамика
27%
Хендай Крета
Декабрь 2020
1 481 543 Р
Декабрь 2021
1 866 068 Р
Динамика
26%
Мицубиси Аутлендер
Декабрь 2020
2 178 759 Р
Декабрь 2021
2 608 670 Р
Динамика
20%
Тойота RAV4
Декабрь 2020
2 685 688 Р
Декабрь 2021
3 199 795 Р
Динамика
19%
Ниссан Икс-трейл
Декабрь 2020
2 352 000 Р
Декабрь 2021
2 776 258 Р
Динамика
18%
Тойота Камри
Декабрь 2020
2 558 048 Р
Декабрь 2021
3 006 665 Р
Динамика
18%

Самые дешевые автомобили 2021 года

Вряд ли уместно искать «дешевый новый автомобиль»: даже за самые простые модели в базовой комплектации просят приличные суммы. Тем, кто ищет бюджетную машину из салона, приходится отказываться от самого необходимого или даже экономить на безопасности.

Почти половина спроса пришлась на внедорожники. В 2021 году самой недорогой в этом сегменте в России по-прежнему оставалась Лада, только теперь она называется не просто 4 × 4, а Нива Ледженд. Следом по популярности шли Хендаи и Рено, продажи которых выросли на 2%.

Рост цен на самые доступные автомобили в базовой комплектации, по материалам «Автоньюс»

Модель Январь 2021 Декабрь 2021 Динамика
Лада Веста От 606 900 Р От 835 900 Р 38%
Рено Сандеро От 697 000 Р От 869 000 Р 25%
Лада Гранта От 499 000 Р От 587 900 Р 18%
Шкода Рапид От 872 000 Р От 1 020 000 Р 17%
Фольксваген Поло От 885 000 Р От 1 033 000 Р 17%
Лада Икс-рей От 690 900 Р От 802 900 Р 16%
Шевроле Нексия От 744 400 Р От 850 900 Р 14%
Хендай Солярис От 815 000 Р От 920 000 Р 13%
Лада Нива Ледженд От 629 000 Р От 693 900 Р 10%
Лада Веста
Январь 2021
От 606 900 Р
Декабрь 2021
От 835 900 Р
Динамика
38%
Рено Сандеро
Январь 2021
От 697 000 Р
Декабрь 2021
От 869 000 Р
Динамика
25%
Лада Гранта
Январь 2021
От 499 000 Р
Декабрь 2021
От 587 900 Р
Динамика
18%
Шкода Рапид
Январь 2021
От 872 000 Р
Декабрь 2021
От 1 020 000 Р
Динамика
17%
Фольксваген Поло
Январь 2021
От 885 000 Р
Декабрь 2021
От 1 033 000 Р
Динамика
17%
Лада Икс-рей
Январь 2021
От 690 900 Р
Декабрь 2021
От 802 900 Р
Динамика
16%
Шевроле Нексия
Январь 2021
От 744 400 Р
Декабрь 2021
От 850 900 Р
Динамика
14%
Хендай Солярис
Январь 2021
От 815 000 Р
Декабрь 2021
От 920 000 Р
Динамика
13%
Лада Нива Ледженд
Январь 2021
От 629 000 Р
Декабрь 2021
От 693 900 Р
Динамика
10%

Анализ вторичного рынка автомобилей

Вторичный рынок перенял многие изменения рынка новых машин. Все, что повлияло на подорожание новых машин, привело к росту цен и на авто с пробегом.

Если в 2019 году на «Авито» можно было встретить неплохой Форд Фокус первого поколения за 250 000 Р, то сегодня за эти деньги можно рассчитывать только на Хендай Акцент.

Киа Спортейдж с пробегом за год подорожала на 26%. В 2020 году в Волгоградской области такую можно было найти за 1,1 млн рублей
Киа Спортейдж с пробегом за год подорожала на 26%. В 2020 году в Волгоградской области такую можно было найти за 1,1 млн рублей

Когда автовладелец продает свою машину, он обычно собирается купить что-нибудь другое. Он смотрит, как растут цены на новые авто, и либо выставляет свое подороже, либо вовсе отказывается от затеи с продажей, что сокращает объем вторичного рынка. Средний срок владения автомобилем в России в 2020 году достиг максимального значения — 4,8 года, по оценкам агентства «Автостат». 10 лет назад он составлял 3,7 года.

Спрос продолжает расти, а это главный драйвер на вторичке: многие решили не откладывать покупку машины, поскольку боялись повышения цен. В 2021 году россияне купили 6,06 млн машин с пробегом — это на 25% больше, чем в 2020. Сейчас покупают даже неликвид. Все приличное с ценой до миллиона сразу забирают перекупы. Так цены на авто с пробегом растут быстрее, чем на новые.

Что повлияет на цены автомобилей в 2022 году

В первые недели января 2022 года произошло традиционное повышение цен на новые машины — из-за одной только инфляции их стоимость проиндексировали в среднем на 3%, а на отдельные модели — сразу на 20%. Лада Гранта подорожала на 11 000 Р, Веста — на 27 000 Р, Шкода Рапид — на 24 000 Р, а Мазда 6 — на 28 000 Р.

Цены на автомобили из наличия остались прежними — и это мы говорим о машинах 2021 года выпуска, которые в обычное время отдавали бы с большой скидкой. Новое подорожание провоцируют те же причины, что и в прошлом году.

Инфляция и дефицит микрочипов никуда не исчезнут. За время пандемии производителям чипов стало выгоднее поставлять их для гаджетов и бытовой техники, а не для автопрома. Поэтому изменение цен будет зависеть в том числе от того, как производители сумеют договориться с поставщиками и какие еще сбои произойдут в дальнейшем.

Проблемы с металлом. Осенью прошлого года цена алюминия обновила максимум с 2008 года, многие эксперты ожидают сохранения этого тренда в 2022 году. Подорожала и сталь, причем даже российские металлурги могут поднять цены на нее как минимум на 20%.

Политика дилеров вряд ли смягчится. В момент дефицита обязательным условием покупки машины стали кредиты, страховка и другие допуслуги. Однако дилерскими наценками уже заинтересовались власти: Минпромторг планирует ограничить наценку автодилеров на новые машины — максимум 10%. Впрочем, закреплять эту идею нормативно пока никто не собирается.

Подорожала логистика — за счет роста цен на топливо. Также не до конца понятно, как государство будет поддерживать автопром в 2022 году. Факторов еще много, но большая их часть провоцирует стагнационные процессы на авторынке.

Стоит ли ждать стабилизации авторынка

Цены вряд ли снизятся, даже если ситуация с микрочипами и металлом придет в норму, а заводы начнут работать в нормальном режиме. Аналитики агентства Russian Automotive Market Research прогнозируют три сценария развития ситуации в 2022 году:

  1. Базовый — дефицит машин продолжится как минимум до середины следующего года. Продажи снизятся на 1,28% и составят 1,5 млн легковых машин.
  2. Пессимистичный — продажи легковых автомобилей упадут на 2,59%, до 1,48 млн.
  3. Оптимистичный — продажи подрастут на 1,87%, примерно до 1,5 млн машин.

Реализация того или иного сценария будет зависеть от волн пандемии и от того, как долго еще продлится дефицит авто. Однако при любом исходе прогнозируют постепенный рост цен в пределах 8—10%. Наибольший скачок придется на второй квартал 2022 года.

Как сэкономить на покупке машины

В 2021 году покупатели машин паниковали. Они приходили к дилерам, потому что «завтра машина будет стоить еще дороже», — так им говорили знакомые, блогеры на «Ютубе» и, конечно же, представители дилеров. Поэтому к дефициту машин добавился повышенный спрос.

Сначала перестали давать скидки на машины, потом — отдавать их без допов на 100 000 Р. К концу года набор допов не изменился, но сильно изменилась цена: теперь даже неопытный автолюбитель чувствует, что это грубая и неприкрытая наценка за право забрать автомобиль из наличия. Вот что мы посоветуем.

Присмотритесь к машине, которой уже владеете. Особенно это касается технически несложных, массовых моделей с недорогими запчастями. Такие машины тоже сильно подорожали.

В 2019 не было смысла красить ржавую арку, менять затертую фару или цепь ГРМ, но сейчас это экономически оправданно — обслужите, отремонтируйте, подкрасьте. Не стоит менять машину просто потому, что ее вот-вот снимут с гарантии или она надоела.

Иногда кажется, что машина постоянно ломается, но и тут есть выход. Если для ремонта вам рекомендуют дешевые китайские запчасти, перейдите хотя бы на хороший неоригинал: вот увидите, машина будет ломаться гораздо реже. Вполне возможно, стоит обратиться за ремонтом или обслуживанием к другим специалистам.

Попытайте счастья в онлайн-шоурумах — например, такие есть у «Хендай» и «Дженезис». Затея очень хлопотная, машину ловить придется долго. Скорее всего, не получится выбрать цвет и комплектацию, но это лучше и выгоднее, чем брать что-то у дилера с допами на несколько сотен тысяч рублей. Другие марки тоже продают машины онлайн, но с допами — покупать в сети немецкий, французский или даже отечественный автомобиль пока что не выгоднее, чем в салоне.

Дальше будут советы для тех, кому все-таки придется пойти к дилеру.

Поищите новую машину в другом городе, даже если за ней надо будет лететь на самолете или ехать на поезде. Что бы ни говорили менеджеры дилеров Москвы и Санкт-Петербурга, условия везде разные. Скидок не будет, без допов не обойтись, но их будет меньше, а с кредитом и навязанными банковскими продуктами будет попроще.

Дождитесь машин 2022 года выпуска. Машины 2021 года продают по той же цене и с теми же допами, что в ноябре и декабре. В такой ситуации лучше немного подождать и взять машину 2022 года.

Вариант «заказать и подождать» часто не работает: все больше покупателей заявляют, что им не отдают заказанные машины без допов.