В 2018 году нефтяники росли, а финансы и акции «Аэрофлота» пикировали. И вот почему.

Пассажиропоток

«Аэрофлот» увеличил пассажиропоток на 11% — до 55,7 млн человек. План на 2019 год — увеличить показатель на 9—10%. У компании есть стратегия, по которой к 2023 году пассажиропоток должен увеличиться до 90—100 млн человек, — чтобы добиться такого показателя, нужен среднегодовой рост на 10%.

Для начала разберемся в структуре компании:

  1. Сам «Аэрофлот» — для премиум-класса.
  2. Лоукостер «Победа» — авиакомпания для людей, экономящих на всем.
  3. «Россия» — осуществляет региональные перевозки и чартерные рейсы.
  4. «Аврора» — осуществляет регулярные рейсы между городами Дальнего Востока и Сибири.

Руководство планирует к 2023 году увеличить пассажиропоток на 37—43 млн пассажиров:

  1. Получат 5—10 млн человек за счет международного пассажиропотока. Преимущество компании перед конкурентами в экономии до трех часов при транзите между Европой и Азией. Из-за этого затраты на этом направлении ниже, чем у конкурентов.
  2. Еще 10 млн человек — за счет региональных перевозок («Аврора», «Россия», внутренние рейсы «Аэрофлота»).
  3. Еще 22—23 млн пассажиров — за счет «Победы».

«Аэрофлот» — компания с государственным участием, поэтому частично реализует социально значимые проекты. Например, предлагает рейсы на Дальний Восток по фиксированным ценам. Также компания закупает российские самолеты — Sukhoi Superjet 100 и МС-21. Хотя у SSJ-100 есть проблемы с двигателем.

С одной стороны, у «Аэрофлота» плоские тарифы на Дальнем Востоке, билеты по 5 рублей во время чемпионата мира по футболу и российские самолеты. С другой — «Аэрофлот» получает деньги от международных компаний за то, что они летают по России маршрутами «Аэрофлота»: мол, вы тут летаете, отбиваете у нас клиентов — так платите нам за это дань.


Выручка и операционная прибыль

Выручка «Аэрофлота» в 2018 году выросла на 15% по сравнению с 2017 годом: с 532,9 до 611,6 млрд рублей. Предположим, насколько может вырасти выручка в 2019 году. Если довериться плану руководства, то в 2019 году вырастет пассажиропоток. Судя по данным Росавиации за январь, пассажиропоток «Аэрофлота» и дочерних компаний вырос на 15% к показателю год назад — то есть на текущий момент план в 61,3 млн человек компании по силам. Средние цены на билеты, по данным «Известий», выросли на 4—25% в первом квартале 2019 года. Все это даст рост выручки минимум на 10%.

В презентациях «Аэрофлот» указывает показатели RASK и CASK. RASK — средний заработок на одном кресле за пройденный километр, CASK — средний расход. По этим показателям бизнес «Аэрофлота» совместно с «Авророй» и «Россией» убыточен. «Аэрофлот» получает доход на авиаперевозках за счет «Победы». Но доля «Победы» в выручке компании — всего 6,4%. Ситуация такая: «Аэрофлот» планирует увеличивать пассажиропоток при убыточной бизнес-модели.




Операционная прибыль «Аэрофлота» в 2018 году упала на 51% по сравнению с 2017 годом: с 40,4 до 19,7 млрд рублей. Топливо, аренда и обслуживание самолетов составляют почти 70% всех расходов компании. Расплачиваться за аренду самолетов приходится в долларах, а доллар за год вырос на 7,5%. Вместе с арендой выросли расходы на обслуживание. Расходы на керосин выросли почти в два раза из-за роста цен на нефть. Дешеветь керосин пока не собирается.

Одна из идей, которая может увеличить цену акции «Аэрофлота»: помощь со стороны правительства в виде субсидии или повышения суммы возмещения акцизов на топливо. Но пока правительство к такому не готово и предлагает авиакомпаниям закупать керосин на бирже. Есть другой вариант: кратно повысить цены на билеты, но, по заявлениям главы компании, тогда пассажиры не станут покупать билеты.

Чистая прибыль и дивиденды

По дивидендной политике «Аэрофлот» планирует платить 25% от чистой прибыли по МСФО. Но более 50% акций компании принадлежит государству через Росимущество. Правительство требует, чтобы такие компании направляли на дивиденды 50% чистой прибыли. Компания исполняла требование с 2016 по 2018 год.

«Аэрофлот» готов направить на дивиденды 50% чистой прибыли, если этого попросит правительство. Тогда при чистой прибыли 5,7 млрд рублей на дивиденды пойдет 2,85 млрд. У компании 1,11 млрд акций — получается 2,57 Р дивидендов на акцию. Текущая доходность — 2,5% годовых.

Кажется, что руководство не очень хочет платить такие дивиденды. В сентябре 2018 года глава компании заявил, что «рынок немножко поменялся, поэтому надо будет разговаривать». Могут вернуться к выплате дивидендов от 25% чистой прибыли. Тогда дивиденды уменьшатся до 1,28 Р на акцию с доходностью 1,3% годовых.


Что делать инвестору

Если хотите покупать акции «Аэрофлота» — придется ждать поддержки со стороны государства или падения стоимости керосина.

Если хотите продать акции «Аэрофлота», есть варианты. Компания может закупиться дополнительными самолетами, чтобы реализовать план. Если «Аэрофлот» подпишет контракт на сумму больше 158 млрд рублей, это будет считаться крупной сделкой — акционерам «Аэрофлота» придется проголосовать за ее принятие. А если инвестор не проголосует или проголосует против, «Аэрофлоту» придется выставить оферту на выкуп его акций. Возможно, тогда появится удачный шанс продать акции по цене чуть выше текущей.

А еще можно заработать на падении акций, но сначала почитайте, как это работает.