В 2016 году «Автоваз» начал публиковать финансовую отчетность поквартально, а по итогам 1 квартала 2018 впервые показал квартальную прибыль. Порадуемся за ребят!
Раз в Тольятти такое дело, то мы решили разобраться, стоит ли инвестировать в компанию.
Продажи
Количество проданных машин выросло на 29% по сравнению с 1 кварталом 2017: с 61 до 79 тысяч автомобилей. Компания показывает стабильный рост продаж по месяцам.
В 2016 году председатель совета директоров «Автоваза» сказал, что компании нужно продавать от 400 тысяч автомобилей каждый год, чтобы выйти на безубыточность. За 2017 год продали 312 тысяч — этого не хватило, чтобы получить годовую прибыль. В этом году, чтобы продать 400 тысяч, нужно увеличивать продажи на 29% каждый квартал.
Данные по продажам публикуют раньше отчетности — в начале каждого месяца на официальном сайте «Автоваза». Из этих данных мы можем примерно представить, что компания покажет в отчетности: перемножить количество проданных машин на среднюю выручку от продажи автомобиля (500—600 тысяч рублей). Больше результат — больше шансов, что компания покажет квартальную прибыль.

Выручка
Выручка выросла на 40% по сравнению с 1 кварталом 2017 года: с 45,9 до 64,7 млрд рублей. «Автоваз» для меня уникален: редко встретишь компанию с выручкой меньше себестоимости продукции. В 2016 году «Автоваз» был таким, но за последние два года они сократили издержки на закупаемые материалы.
Уоррен Баффетт любит считать валовую маржу, чтобы оценить конкурентоспособность продукта. Валовая маржа — отношение валовой прибыли к выручке, которое показывает, сколько денег остается у компании от продаж за вычетом себестоимости. Меньше 20% — нет конкурентного преимущества, меньше 40% — преимущество неустойчивое, больше 40% — у продукта компании долгосрочное конкурентное преимущество.
У «Автоваза» все так себе с конкурентным преимуществом: из-за роста курса валют придется поднять цены на автомобили на 2%. Для сравнения: валовая маржа ГАЗа — 17,8%, Камаза — 16,3%, «Соллерс» (владелец УАЗа) — 21,5%.
Валовая маржа «Автоваза»
Показатель | 1 квартал 2017 | 1 квартал 2018 |
---|---|---|
Валовая прибыль | 2196 млн Р | 5456 млн Р |
Выручка | 45 983 млн Р | 64 756 млн Р |
Валовая маржа | 5% | 8% |
Прибыль и дивиденды
«Автоваз» получил прибыль за 1 квартал 2018 года — 609 млн рублей. Годом ранее в первом квартале был убыток 2,8 млрд рублей. Гендиректор материнской компании «Автоваза» заявил, что у «Автоваза» есть все шансы получить чистую прибыль за 2018 год.
Если компания получит прибыль, акционеры будут решать, что с ней делать: выплатить дивиденды или отправить на развитие. Если компания выплатит дивиденды, учтите, что на инвестиции направят меньше денег — в следующие годы «Автоваз» может остаться без прибыли.
Долги
У «Автоваза» 118 млрд рублей долгов. Из них 61,4 млрд рублей компании простят в обмен на акции — «Ростех» и «Рено» увеличат свою долю в «Автовазе» с 64,6 до 83,5%.
Плюсы: теперь компании не нужно платить часть процентов по кредитам и займам. Если бы у «Автоваза» не было крупных процентных расходов, он мог раньше стать прибыльным.
Возможные плюсы: владельцы заинтересованы в развитии бизнеса и возврате инвестиций. Варианта два: продать долю другим инвесторам или получить дивиденды.
Мультипликаторы — производные финансовые показатели. Они помогают сравнить компанию с конкурентами и понять, дорого или дешево продают акции на фондовом рынке.
Чтобы не получить искаженные мультипликаторы, берем годовые показатели — суммируем данные из отчетов за последние 4 квартала. Я покажу на примере отчета за 1 квартал 2018 года, какие данные нам нужны.


Рыночную капитализацию можно брать с Investfunds.ru. В нашей таблице с расчетами рыночная капитализация автоматически загружается из «Гугл-финансов». Мультипликаторы будут актуальны до следующего квартального отчета «Автоваз».
Результаты «Автоваза» за 12 месяцев
Показатель | Сумма, млн Р |
---|---|
Выручка | 244 421 |
Валовая прибыль | 19 503 |
Прибыль до налогов | −6944 |
Проценты полученные | 1470 |
Проценты уплаченные | −8420 |
Чистая прибыль | −6244 |
Денежные средства и их эквиваленты | 11 759 |
Краткосрочные кредиты и займы | 46 296 |
Долгосрочные кредиты и займы | 55 939 |
Капитал | −60 417 |
Амортизация | 3369 |
Капитализация | 150 515 |
Я посчитал мультипликаторы. Расчеты можно посмотреть в таблице. Объясняю, что и зачем считал.
Мультипликаторы «Автоваза»
Мультипликатор | Значение |
---|---|
P/E | −21,7 |
P/BV | −2,5 |
EV | 185 052 |
EBITDA | −5045 |
EV/EBITDA | −36,7 |
Долг/EBITDA | −20,3 |
ROE | −0,5% |
Gross Margin | 8% |
P/E, или Price to Earning, — отношение рыночной капитализации к прибыли. Показывает, за сколько лет компания окупит себя. Для российского рынка хороший результат — от 0 до 5.
P/BV, или Price to Book Value, — отношение рыночной капитализации к капиталу компании. Показывает, хватит ли компании денег, чтобы рассчитаться с инвесторами в случае банкротства. От 0 до 1 — хороший результат; больше единицы или отрицательный результат — всем инвесторам денег не хватит. У «Автоваза» отрицательный капитал: если компания обанкротится, она не сможет раздать все долги.
EV, или Enterprise Value, — стоимость компании, учитывающая рыночную капитализацию и долг компании.
EBITDA — идеальная прибыль компании, не учитывающая расходы на проценты кредиторам, уплату налогов и амортизацию.
Долг — сумма краткосрочных и долгосрочных кредитов. В абсолютном значении показатель нам не интересен, важен в сравнении.
EV/EBITDA — аналог P/E, но учитывает больше данных. Показывает, за сколько лет компания окупит себя. Меньше 5 — возможно, компания недооценена.
Долг/EBITDA — показывает, сколько компании потребуется лет, чтобы раздать долги. Меньше 3 — у компании нет проблем с долгами, больше 5 — могут возникнуть проблемы с выплатой долга, если в бизнесе что-то пойдет не так. У компании все печально: владельцам приходится списывать долги.
ROE — рентабельность капитала, отношение прибыли к капиталу компании. Показывает, сколько бизнес приносит на 1 рубль собственных денег. Больше — лучше. У «Автоваза» отрицательный капитал и нет прибыли, поэтому мультипликатор сейчас не имеет смысла. Но «Автоваз» увеличит капитал за счет покупки «Ростехом» и «Рено» дополнительных акций, а 2018 год может закончить с прибылью — тогда ROE будет иметь смысл.
Gross margin — валовая маржа, отношение валовой прибыли к выручке. Показывает, сколько денег остается у компании после вычета себестоимости производства или покупки товара.
Что дальше
Следите за продажами «Автоваза», если готовы добавить акции компании в свой шортлист. «Автоваз» — градообразующее предприятие, поэтому компанию будут тянуть из долгов как можно дольше. Другое дело, что инвесторов интересует способность компании приносить прибыль: нет прибыли — нет дивидендов.
Но в инвестициях не все так грустно. У этих компаний все гораздо лучше:
- Материнская компания Гугла заработала 9,4 млрд долларов за квартал.
- «Нетфликс» продолжает получать бумажную прибыль, а с денежной — проблемы.
- У российской «Северстали» все так хорошо, что они готовы платить еще больше дивидендов.