Авиаперевозчики отменят нормы бесплатного багажа в самолетах. Почему это хорошо

Обсудить

29 сентября вступят в силу поправки в воздушный кодекс. Новые правила отменяют норму провоза бесплатного багажа в самолетах. По этому поводу поднялся ажиотаж, и некоторые СМИ писали, будто бесплатный багаж вовсе отменили (честно сказать, мы не удивлены).

На самом деле отменили не бесплатный багаж как таковой, а норму бесплатного багажа, которую перевозчики должны включать в стоимость билета. Раньше она была обязательной, а теперь нет. И отменили эту норму не для всех билетов, а только для невозвратных. Для возвратных билетов норма багажа осталась.

Мы изучили все поправки, правила авиаперевозок и разъяснения Минтранса. Объясняем, что конкретно изменится, кому придется доплачивать за багаж и как можно вообще за него не платить. Так как мы не СМИ, мы не обязаны раздувать из этого скандал, поэтому давайте поговорим об этом спокойно.

Что конкретно изменилось в законе об авиаперевозках?

1. Отменили обязательную норму бесплатного багажа для невозвратных билетов. До поправок была обязательная норма 10 кг. Теперь ее отменили. Дословно написали так: «договор… может не предусматривать норму бесплатного багажа». Это значит, что может и предусматривать — как решит перевозчик.

2. Появилось понятие ручной клади. Раньше в законе был только термин «вещи при пассажире». Это не стыковалось с правилами авиаперевозки: в них упоминается и ручная кладь, и вещи с собой. Из-за этой неопределенности случались накладки. Авиакомпании трактовали термины как хотели и устанавливали свои требования. Теперь появились общие правила.

Зачем нужно было отменять норму бесплатного багажа?

Норму бесплатного багажа отменили, чтобы появился сегмент более дешевых билетов, в которых не будет учтена стоимость даже минимального багажа. Сейчас на рынке самые дешевые — невозвратные билеты, а безбагажных нет.

Если пассажир летел в командировку на день без вещей, раньше билет включал стоимость 10 кг багажа, вне зависимости от того, нужен был багаж или нет. По закону авиакомпания должна была принять минимум 10 кг багажа и не брать за это дополнительной платы. Это касалось всех билетов — даже невозвратных и на лоукостеры.

Формально это выглядело так, будто 10 кг багажа на борт берут бесплатно. На самом деле за это не брали именно дополнительную плату. Норма была заложена в цену билета.

С 29 сентября авиакомпании смогут предложить своим пассажирам невозвратный безбагажный билет — по идее, он должен стать самым дешевым. Минтранс считает, что такие билеты могут быть на 20% дешевле. Но на сколько именно — решат перевозчики.

Кому это надо? Все летают с багажом!

На самом деле нет. По статистике Минтранса без багажа летают 25% пассажиров. Сейчас эти люди вынуждены переплачивать за багаж, которого у них нет.

То есть вообще нельзя с собой ничего брать?

Новые правила распространяются только на багаж в чемоданах, который вы сдаете в багажный отсек самолета.

Ручная кладь и вещи с собой, которые пассажир берет в салон, — это не багаж. Такие вещи можно провозить без дополнительной платы и сейчас, и после 29 сентября. И даже по невозвратным и безбагажным билетам.

Главное — разобраться, что именно входит в ручную кладь и какие нормативы для нее установлены.

Как отличить ручную кладь от вещей с собой? И какие есть нормативы по весу?

Ручная кладь — это рюкзак или сумка, которую пассажир берет с собой в салон. Фактически это тоже багаж, только небольшой. Его нужно взвесить и промаркировать биркой при регистрации. В салоне можно положить в специальный отсек или под кресло.

В действующих правилах нет нормативов для ручной клади. Но скоро они могут появиться — Минтранс готовит изменения. Проект нового приказа уже опубликован.

Как сейчасКак хотят сделать
В законе нет нормы по весу. Перевозчики устанавливают лимиты на свое усмотрение.Минимальная бесплатная норма — 5 кг. Перевозчик может установить больше, но не меньше.

Как сейчасВ законе нет нормы по весу. Перевозчики устанавливают лимиты на свое усмотрение.
что хотят убрать из спискаМинимальная бесплатная норма — 5 кг. Перевозчик может установить больше, но не меньше.

Вещи при пассажире или вещи с собой — то, что пассажирам разрешают бесплатно взять в салон помимо ручной клади. Их не нужно взвешивать, регистрировать и маркировать. Просто взял и пошел с ними в салон. Например: портфель, дамская сумочка, детская люлька, папка для бумаг. В правилах есть четкий закрытый список таких вещей. Перевозчики не имеют права требовать за них доплату.

Список вещей, которые можно взять с собой в салон, тоже изменится. Его предлагают сократить. Новый перечень пока не окончательный.

Как сейчасКак хотят сделать
Дамская сумочка
Портфель
Детское питание
Костюм в портпледе
Детская люлька
Костыли
Складное кресло-коляска

Папка для бумаг
Зонтик
Трость
Букет цветов
Верхняя одежда
Печатные издания
Телефон
Фотоаппарат
Видеокамера
Ноутбук
Дамская сумочка
Портфель
Детское питание
Костюм в портпледе
Детская люлька
Костыли
Складное кресло-коляска

Остальное — в багаж или ручную кладь

Как сейчасДамская сумочка
Портфель
Детское питание
Костюм в портпледе
Детская люлька
Костыли
Складное кресло-коляска
Папка для бумаг
Зонтик
Трость
Букет цветов
Верхняя одежда
Печатные издания
Телефон
Фотоаппарат
Видеокамера
Ноутбук
Что хотят убрать из спискаДамская сумочка
Портфель
Детское питание
Костюм в портпледе
Детская люлька
Костыли
Складное кресло-коляска
Остальное — в багаж или ручную кладь

Любую вещь из списка «с собой» можно положить в ручную кладь или сдать в багаж. Но если билет безбагажный или есть лимит по весу, детское питание и костюм можно провезти отдельно. И ничего за это не платить.

Значит, всё-таки хотят урезать список и ухудшить условия для пассажиров?

Изменения по поводу ручной клади и вещей при пассажире пока не утверждены. Официальный представитель Минтранса говорит, что список еще будут дополнять.

Но и урезали его не просто так. Эксперты проанализировали багаж и поняли, что ноутбуки, фотоаппараты и журналы чаще всего возят в багаже или ручной клади. Цветы возят очень редко. А по верхней одежде вообще не может быть вопросов: ее не считают багажом и не запрещают проносить в самолет.

Если появится непредвиденный багаж, меня не пустят в самолет?

Пустят, конечно. Но за непредвиденный багаж придется доплатить при регистрации на рейс по тарифам авиакомпании.

Если пассажир откажется доплачивать за багаж, который не входит в билет, его могут не пустить на рейс. Но это — не прихоть авиакомпании, а нормы закона.

Билеты точно не подорожают?

Конкретно в этих изменениях нет оснований, чтобы билеты подорожали. Наоборот: у компаний появилась возможность сделать билеты дешевле.

Билеты могут подорожать по другим причинам, но конкретно эти поправки в воздушный кодекс ни при чём.

Я уже купил билет, но вылетаю в октябре. По каким правилам меня оформят на рейс?

Если просто: по старым.

По умолчанию вас должны оформить на рейс по тем правилам, которые действовали, когда вы покупали билет. Формально авиакомпания может включить какое-нибудь хитрое условие об изменении условий перевозки, но оно, скорее всего, будет незаконным. На всякий случай уточните у перевозчика.

Новые правила действуют на всех рейсах? Даже для иностранных авиакомпаний?

Правила действуют только для тех авиакомпаний, которые работают по российскому законодательству. У иностранных перевозчиков или на совместных рейсах могут быть другие правила.

Как купить билет на самолет, чтобы не переплачивать?

Если летите без багажа, после 29 сентября выбирайте безбагажные невозвратные билеты. Насколько они будут дешевле, пока никто не знает. Это решат авиаперевозчики.

Если летите с багажом, внимательно читайте условия на сайте, где покупаете билет. Продавец обязан четко написать условия по багажу.

Правильно распределяйте вещи между багажом, ручной кладью и вещами с собой. Пока ноутбук и фотоаппарат выгоднее проносить отдельно от рюкзака или чемодана. Когда правила изменятся, придется положить его в рюкзак — это будет ручная кладь. Или в портфель — это будет вещь с собой.

Если правила перевозчика нарушают закон, их можно оспорить. Тогда авиакомпания возместит ущерб. Собирайте документы, пишите жалобу в Роспотребнадзор и готовьтесь ходить по судам. Вот истории, когда перевозчики проиграли:

Следите за изменениями в правилах авиаперевозок. Если есть конструктивные предложения по поводу ручной клади и багажа, участвуйте в обсуждениях проекта Минтранса.

Также не забывайте, что изменения в правилах авиаперевозок еще не окончательные. Ждем уточнений по ручной клади и списку вещей с собой. Подпишитесь на Тинькофф-журнал, и мы расскажем, какие в итоге правила утвердят и что с этим делать: j.tinkoff.ru/subscribe.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество