6 февраля Минфин отчитался об исполнении федерального бюджета в январе 2023 года. По сравнению с январем 2022 года доходы сократились более чем на треть, а расходы выросли почти на 60%. В итоге между ними образовалась пропасть размером 1,76 трлн рублей.

Это самый крупный январский дефицит за всю современную российскую историю — с 1991 года. И больше половины от запланированного по итогам всего 2023 года дефицита.

Разбираемся, отчего так вышло и как это повлияет на положение дел в экономике.

Почему сократились доходы

Наполняемость российской казны сильно зависит от налогов на производителей энергоресурсов. Их доля в годовом бюджете 2023 года по плану составляет 34% от всех доходов. Потому главной причиной сокращения бюджетных поступлений в январе стала низкая цена на продаваемую за рубеж нефть и снижение объемов экспорта газа. Предприятия нефтегазового сектора пополнили казну всего на 426 млрд рублей. Это почти вдвое меньше январских поступлений в прошлом году.

Дешевая нефть. С нефтью все очевидно: российская марка Urals в январе подешевела до 49,5 $ за баррель. Для сравнения: год назад она торговалась в 1,7 раза дороже — по 85,6 $. С учетом того, что к котировкам Urals привязана экспортная пошлина на нефть, доходы бюджета падают так же стремительно.

Российская нефть дешевеет после ввода нефтяного эмбарго и потолка цен от ЕС в декабре 2022 года. Чтобы сохранить объемы добычи и сбыта, экспортеры вынуждены делать существенные скидки оставшимся покупателям.

В первую очередь это связано с более сложной логистикой: поставки в Азию затратнее, чем в Европу. Также приходится считаться с рисками вторичных санкций, которые несут контрагенты наших нефтяников. То есть Россия оказалась в ситуации, при которой цену диктует не продавец, а покупатель. В итоге дисконт Urals к эталонной марке Brent в январе достиг рекордных 43%.

Снижение нефтяных доходов бюджета в январе составило 43,5% по сравнению с январем 2022 года.

Источник: Минфин России
Источник: Минфин России
Источник: Минфин России
Источник: Минфин России

Газовая просадка. С газом ситуация тоже непростая. Поставки в Европу стремительно сокращаются, а рост продаж в Китай, который неоднократно отмечали в «Газпроме», не компенсирует эти потери.

В конце прошлого года бюджет поддержали перечисления от «Газпрома» в виде разового налога на добычу полезных ископаемых. С октября по декабрь монополист ежемесячно выплачивал в казну дополнительные 416 млрд рублей. На фоне этих крупных вливаний газовые доходы января выглядят совсем скромными: 44 млрд от налогов на добычу полезных ископаемых и 71 млрд экспортной пошлины. В сумме это на 42,5% меньше, чем соответствующие доходы января 2022 года.

Запаздывающие налоги. В январском бюджете сильно сократились не только нефтегазовые доходы. По остальным статьям снижение к январю прошлого года совокупно составило 28%. Больше всего просели статьи с НДС и налогом на прибыль.

Как объяснили в Минфине, сборы внутреннего налога на добавленную стоимость сократились из-за нового порядка возмещения НДС, который действует с апреля 2022 года. По нему государство возвращает организациям уплаченный ранее налог быстрее.

Если раньше процедура занимала 3 месяца, то теперь вычет можно получить за несколько дней, чем российский бизнес активно пользуется. В итоге квартальные объемы возмещения перераспределяются в основном на первый месяц. Следовательно, в феврале и марте доходы от внутреннего НДС должны оказаться выше.

В министерстве отмечают, что исчисленный по декларациям налог для уплаты в первом квартале 2023 года составляет 1,96 трлн рублей, а это на 23% больше показателя прошлого года.

Ранее в ведомстве оценили, как повлияло на собираемость налогов введение с 1 января единого налогового счета (ЕНС). Он призван упростить российскому бизнесу процедуру уплаты налогов и взносов, которые теперь будут перечисляться одним платежом.

Новый механизм сдвинул сроки зачисления денег в бюджет, что также сказалось на графике его наполняемости: по состоянию на 1 февраля нераспределенными остались 525,5 млрд рублей.

В общем итоге январские доходы бюджета составили 1,36 трлн рублей и оказались на 35% меньше, чем поступления в январе 2022 года.

Исполнение бюджета РФ, млрд рублей

Январь 2023 Изменение к январю 2022
Доходы в общем 1356 −35,1%
Нефтегазовые доходы 426 −46,4%
Ненефтегазовые доходы 931 −28,1%
Расходы 3117 +58,7%
Дефицит 1760 −1885
Доходы в общем
Январь 2023
1356
Изменение к январю 2022
−35,1%
Нефтегазовые доходы
Январь 2023
426
Изменение к январю 2022
−46,4%
Ненефтегазовые доходы
Январь 2023
931
Изменение к январю 2022
−28,1%
Расходы
Январь 2023
3117
Изменение к январю 2022
+58,7%
Дефицит
Январь 2023
1760
Изменение к январю 2022
−1885

Почему выросли расходы

После ввода западных санкций российский Минфин перестал публиковать детализированный отчет по бюджетным расходам. То есть мы не знаем, на что государство тратит деньги, а лишь можем видеть итоговую сумму. В январе она составила 3,12 трлн рублей. Это на 59% больше, чем годом ранее. Именно рост расходов стал главным фактором рекордного для начала года дефицита.

Минфин поскупился на объяснения этого скачка. В ведомстве сослались на ускоренное заключение контрактов и их раннее авансирование, не уточнив, о каких именно сделках идет речь. Расходы на госзакупки превысили 40% всех бюджетных трат января, составив 1,3 трлн рублей. По сравнению с январем 2022 года рост более чем в пять раз.

Январские расходы этого года не стали рекордными. Месяцем ранее государство потратило больше 7 трлн рублей, сильно увеличив итоговый годовой дефицит. В Минфине это объяснили переносом части дополнительных расходов 2023 года, необходимость в которых появилась уже после сведения трехлетнего федерального бюджета. Характер этих непредвиденных расходов тогда тоже раскрывать не стали.

Источник: Минфин России
Источник: Минфин России
Источник: Минфин России
Источник: Минфин России

Что будет дальше

Если динамику расходов, которые государство не афиширует, прогнозировать все более проблематично, то перспективы доходной части бюджета представляются яснее.

Еще одно эмбарго. В первую очередь на доходы продолжат влиять санкции в отношении российских энергоресурсов. В феврале вступили в силу новые ограничения.

Теперь под запретом морские поставки из России в ЕС не только сырой нефти, но и нефтепродуктов. Также введены предельные цены на дизель и мазут. А с 15 февраля начнет действовать аналогичный потолок на газ.

Очередное эмбарго затронет большую часть российских нефтепереработчиков: Европа была для них крупнейшим рынком сбыта. Совсем не факт, что поставки нефтепродуктов получится перенаправить в Азию, как это произошло с нефтью.

В Китае и Индии сильная нефтеперерабатывающая промышленность, поэтому большой потребности в российском дизеле и мазуте у них может не оказаться. Если такие закупки и будут происходить, то наверняка с большим дисконтом, считают эксперты.

Очевидно, что на наполняемости российского бюджета новые санкции скажутся отрицательно. Предвидя недобор по нефтегазовым доходам, Минфин в феврале принял решение втрое нарастить изъятия из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Очередной цикл продажи валюты из резервов должен пополнить казну на 160 млрд рублей.

В кубышку — за золотом. В правительстве рассчитывают и дальше обеспечивать устойчивость бюджетной системы за счет денег ФНБ. При этом продажей юаней оно себя уже не ограничивает. В январе для компенсации недополученных доходов Минфин впервые пошел на продажу из резервов золота. Масштабы этого изъятия пока скорее символические: 3,6 тонны из более чем 550 имеющихся.

Похоже, в рукаве министерства есть и другие варианты увеличения доходов бюджета. В феврале там заявили, что прорабатывают переход на альтернативную систему налогообложения нефтяной отрасли. В СМИ уже появились версии, как это могут реализовать.

Так, размер налога могут отвязать от котировок Urals и поставить в прямую зависимость от цены марки Brent. В этой ситуации экспортеры должны будут стремиться договариваться на лучших условиях и сокращать свои скидки. А при росте цены продажи вырастут и объемы налогов. Сработает ли этот механизм и будет ли вообще реализован, пока говорить рано.

Каким будет дефицит. Если исходить из плановых показателей доходов и расходов, заложенных в законе о бюджете, 2023 год Россия должна закончить с дефицитом 2,9 трлн рублей. Но 60% этой суммы казна недосчиталась уже по итогам января. Так что сценарий, считавшийся базовым, маловероятен. При нынешних ценах на российскую нефть эксперты пророчат дефицит по итогам года не ниже 5 трлн рублей.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.