Ну и что?
. Источник: Письмо ФНС № ЕД-4-20/14361 от 24.07.17

Почта может пробивать за вас чеки для покупателей

ФНС опубликовала разъяснения по поводу чеков, если покупатель оплачивает что-нибудь почтовым переводом. В таких случаях кассу использует почта, а не интернет-магазин. И в налоговую данные тоже передает почта.

Если вы принимаете деньги почтовым переводом, то не должны использовать онлайн-кассу и отправлять данные в налоговую через оператора. Если организовать оплату только таким способом, можно вообще не покупать кассу и законно работать. Но есть нюансы — вот в них и разберемся.

Что там с чеками?

Почему при оплате почтовым переводом чек пробивает почта?

Так дословно написано в письме ФНС, и этого достаточно. В письме нет подробных разъяснений. А они такие.

Почта работает по правилам, которые утвердила Минкомсвязь. Смысл почтового перевода в том, что интернет-магазин или условный исполнитель поручает почте принять деньги от покупателя. Потом эту сумму почта должна переслать продавцу.

В таких случаях кассу использует тот, кто принимает деньги. Это законно и правильно.

Как магазин получит свои деньги? Нужно будет всё равно пробить чек при получении?

Нет, чек пробивать не нужно. Интернет-магазин, продавец или исполнитель заранее заключает с почтой договор. В нем указано, как почта передаст деньги от покупателей. Например, переведет их на расчетный счет фирмы или ИП.

Такие расчеты не попадают под действие закона № 54-ФЗ. Чек не нужен, а деньги получены законно. Нет ни расходов на онлайн-кассу, ни штрафов от налоговой.

Почта сделает это бесплатно?

Почта ничего не делает бесплатно. За почтовый перевод придется заплатить комиссию. Ее можно заранее включить в цену или переложить на покупателя. Тарифы зависят от срочности, суммы, города и других факторов. Это может быть 2% или больше. Точные суммы можно узнать в отделении своего региона. И там же заключить договор.

К сожалению, почта так устроена, что в общем доступе официального договора нет. И по запросу его тоже не предоставляют. Узнать условия можно только при заключении договора.

Скорее всего, условия будут стандартные, потому что все правила описаны в регламентах.

Кому это нужно? Можно ведь кассу купить.

Кассу удобно покупать тем, кто регулярно получает платежи. Например, магазинам канцтоваров, бытовой техники или напольных покрытий. Сервисам по подписке, например, выгоднее подключиться к платежному агрегатору со встроенной онлайн-кассой. Решений много. Это удобно, но дорого.

Есть интернет-магазины, которые только начинают работать, и у них нет 30—40 тысяч рублей на кассу, программное обеспечение и абонплату оператору. Для них почтовые переводы — это шанс законно работать, пока не появится возможность и смысл купить кассу.

Еще есть предприниматели, которые продают штучные товары — например обувь и сумки ручной работы, сувениры или бижутерию, по пять заказов в месяц. Им тоже подойдет вариант с почтовыми переводами.

Зачем заморачиваться с почтой, если можно оплатить через Клиент-банк из дома?

Оплата физическим лицом через Клиент-банк или по квитанции — это повод пробить чек. Для таких расчетов у интернет-магазина должна быть онлайн-касса. Здесь не работает такое правило, как с почтой.

Мы уже писали об этом раньше, и тогда это вызвало споры. Еще недавно налоговая говорила, что при оплате картой или через банк нужно пробивать чек. Даже если нет расчетов наличными, а деньги поступают на расчетный счет. Иначе будут штрафовать.

Сейчас есть и другие разъяснения. Говорят, что до 1 июля 2018 года чеки можно не пробивать. Здесь есть поле для дискуссии. Каждый сам решит, что делать и кому верить. Может быть, скоро появятся внятные и однозначные разъяснения для всех. Мы расскажем.

Я хочу получать почтовые переводы. Как всё оформить?

Заключить договор с почтой. Можно сразу идти в отделение или оформить заявку на сайте. Дальше вам всё расскажут.

Если есть вопросы, можно написать в чат, но не рассчитывайте на подробности. Всё равно отправят на почту и не покажут договор. Мы проверяли.

Имейте в виду, что покупатели смогут оплачивать через почту только наличными. Картой на почте можно оплатить только услуги самой почты. Обязательно напишите это на сайте, чтобы не было недоразумений.

Когда платежи будут регулярными, купите кассу и подключите эквайринг.

Ну и что?
. Источник: Письмо ПФ от 10.07.17 № НП-30-26/9994

Даже если ИП не работает, ему могут начислить страховые взносы по максимуму. Но потом пересчитают

22.09.17 г. Мы обещали держать вас в курсе по поводу ситуации со взносами ИП. Минфин провел совещание с председателем Пенсионного фонда. Ведомства договорились, что всё-таки пересчитают взносы опоздавшим с декларацией. Но это не поможет тем, с кого долги уже взыскивают по решению суда.

Ситуация такая: предпринимателям начали присылать уведомления, что у них долги по пенсионным взносам на десятки и даже сотни тысяч рублей. При этом предприниматели либо не работали, либо уже платили взносы — просто забыли подать декларацию.

Это выглядит диковато: человек не работал, не получал доход и даже вовремя всё платил. Просто он по незнанию или из-за халатности не сдал один документ — а ему больше ста тысяч рублей недоимки. Или даже двести.

Это может коснуться всех ИП, даже если они не работали и не зарабатывали все последние годы. И даже тех, кто пока никаких уведомлений не получал.

Корень проблемы в декларации. Каждый год ИП должны сообщать в налоговую, сколько они заработали и сколько заплатили налогов и взносов. Если этого не сделать вовремя, могут начислить взносов по бешеной ставке. Такой закон.

Но камень преткновения не в самом законе, а в таком нюансе: можно ли ИП исправиться? Например, он забыл подать декларацию, но по факту платил взносы и вообще вел себя хорошо. Может ли он подать декларацию и получить перерасчет, чтобы не платить бешеные взносы? Например, если вспомнит сам или узнает от налоговой о нарушении.

Пенсионный фонд сказал: нет, нельзя. Пропустили подачу декларации — платите огромные взносы, мы ничего не знаем и пересчитывать не будем. Формально у пенсионного фонда нет оснований для уменьшения начислений опоздавшим с отчетами.

Всё это касается взносов и начислений, которые пришлись на период до 2017 года, когда ими занимался пенсионный фонд. По всему новому действуют другие правила: сейчас взносами занимается налоговая, а в кодексе отдельная глава. И там такого правила по доначислениям из-за просроченной декларации нет.

Давайте подробнее

За что начисляют повышенные страховые взносы?

Повышенные взносы начисляют за то, что предприниматель не отчитался о своих доходах за год. Даже если доходов вообще не было, всё равно нужно подать декларацию. Декларация — это отчет. В нем может быть ноль, но сам отчет должен быть.

По закону все ИП платят за себя фиксированные взносы — в пенсионный фонд и на медицинское страхование. Сумма зависит от МРОТ и дохода. В 2015 году каждому ИП даже при нулевом доходе нужно было заплатить 22 тысячи рублей. В 2016 году — 23 тысячи, а в 2017 — почти 28 тысяч.

И вот каждый год предприниматели подают декларацию в налоговую. Там они указывают, сколько заработали и сколько страховых взносов заплатили. Пенсионный фонд и налоговая получают эти данные и проверяют, правильно ли предприниматель посчитал взносы и всё ли заплатил в бюджет. Если правильно — его не трогают. Ну или что-то доначислят.

А если предприниматель не подавал декларацию, то пенсионный фонд не мог проверить начисления. Тогда взносы считали с повышенным коэффициентом — в 8 раз больше, чем фиксированная сумма. Это не прихоть пенсионного фонда, а требование закона.

Пенсионный фонд каждый год ждал данных о доходах из налоговой до 15 июня. Потом имел полное право доначислить по максимальному тарифу.

Но ведь этот закон о взносах уже не действует!

Этот закон действовал до 1 января 2017 года, пока страховыми взносами занимался пенсионный фонд. Потом их передали налоговой — сейчас начисления и уплату проверяет она.

Но теми суммами, которые предприниматели начисляли по 2016 год включительно, заведовал пенсионный фонд. Если накопились долги, налоговая не имеет права их пересчитывать — это не их сфера ответственности. А вот взыскивать их она обязана.

Кого тогда это касается?

Некоторые предприниматели не ведут бизнес и не подают декларации. Кто-то оформил ИП на себя по просьбе родственника и думает, что за него всё сдают и платят в срок. Бывает, что человек не знает, что и когда нужно сдавать в налоговую: взносы платит, а отчеты не отправляет. Или думает, что нет дохода — нет и декларации. Все они под угрозой начисления по повышенному тарифу.

Даже если за 2015 год предприниматель ничего не заработал и всего лишь не подал нулевую декларацию, пенсионный фонд выставит ему недоимку по страховым пенсионным взносам — 148 тысяч рублей. Даже если ИП честно и вовремя заплатил положенный минимум 18 тысяч.

Если не подать декларацию еще и за 2014 год, пенсионные взносы тоже посчитают по максимуму — 138 тысяч рублей плюсом к положенным 17 тысячам.

Данные о долгах на 1 января 2017 года пенсионный фонд передал в налоговую. И взыскивать эти недоимки теперь будет она. Сделать это очень просто: ИП отвечают по своим долгам личным имуществом. Из-за двух просроченных деклараций можно запросто лишиться машины или вляпаться во что-нибудь похуже.

Если не подал декларацию вовремя, можно ведь подать позже. Тогда начисления скорректируют и уберут недоимку?

О том и речь, что нет. Свою позицию по этому поводу пенсионный фонд как раз и разъяснил в недавнем письме. Чтобы пересчитали взносы за 2014 год, декларацию нужно было подать в 2015. За 2015 год пересчитают, только если отчитаться в 2016.

А если подать декларацию на год позже положенного — например в 2017, — пенсионный фонд не будет пересчитывать взносы. Так и оставят максимум.

Говорят, что для пересчета нет оснований по закону. Даже если налоговая передаст в пенсионный фонд просроченную декларацию, из которой будет понятно, что ИП в прошлые годы заработал меньше лимита в 300 тысяч или вообще ничего, недоимку не уменьшат. Даже если за 2014 или 2015 годы предприниматель перечислил все взносы, придется доплатить еще кучу денег.

Пока это официальная позиция пенсионного фонда. Ее должны придерживаться все территориальные отделения.

Что по этому поводу думает налоговая?

Налоговая на стороне предпринимателей и считает, что это незаконно. Такой подход нарушает права налогоплательщиков. Если предприниматель исправился и отчитался, взносы нужно пересчитать с учетом реальных доходов.

Налоговая и пенсионный фонд обмениваются информацией по своим каналам. Если какой-то ИП опомнится и пришлет декларацию за прошлые периоды, пенсионный фонд точно узнает об этом.

В законе нет прямого указания, что пенсионный фонд обязан пересчитать взносы. Но и запрета на пересчет тоже нет. И если бы пенсионный фонд согласился пересчитывать взносы, он бы ничего не нарушил. Но он не соглашается.

Пока это всего лишь мнение налоговой против позиции пенсионного фонда. Ситуацию обещают обсудить на совещании в Минфине. Может быть, тогда все договорятся и предпринимателям спишут долги. А может быть, Минфин согласится с ПФ и придется платить. Мы расскажем, чем всё закончится.

Если налоговая согласна пересчитать взносы, почему она сама не может этого сделать?

Налоговая администрирует взносы с 1 января 2017 года. Повлиять на начисления до этой даты она не может. Пенсионный фонд говорит: вот у этого ИП есть долг 150 тысяч рублей из-за несданной декларации. Налоговая не может уменьшить эту сумму и обязана взыскивать недоимку.

Разбираться по долгам и переплатам до 2017 года нужно с пенсионным фондом. Если получится, фонд передаст в налоговую новые данные.

Если я сдал декларацию — хоть и с просрочкой, но всё-таки сдал, — что теперь будет?

Главное — успеть сдать в тот год, когда положено по закону — то есть в течение следующего за отчетным. Например, за 2015 год нужно отчитаться в 2016. Тогда пенсионный фонд согласен пересчитывать взносы с учетом реального дохода даже при просрочке.

Если декларацию за 2015 год сдать в 2017 году, тогда всё — не пересчитают. Но никто не запрещает отстаивать свои права в суде. Пока практика противоречивая, поэтому гарантии успешного исхода дела никто не даст.

Это грабеж! За нулевую декларацию десятки тысяч недоимки?

Это требование закона. Оно не новое — так было и раньше. Чтобы не переплачивать, нужно вовремя сдавать декларации или закрыть ИП за ненадобностью. Это проще и дешевле, чем кажется.

Я не помню про свои декларации. Как проверить, вдруг что-то должен?

В налоговой можно запросить список отчетностей и акт сверки за любой период. Это удобно делать через систему отправки отчетности или ведения бухгалтерии.

Но даже если такого нет, тратить деньги на сверку не придется: сейчас у ИП есть личные кабинеты прямо на сайте nalog.ru.

На всякий случай можно свериться и с пенсионным фондом: отправить запрос по почте или сходить лично.

Ну и что?
. Источник: Банк России

ЦБ снизил ключевую ставку до 8,5%

15.09.2017 г. На очередном заседании совета директоров Центробанк снизил ключевую ставку до 8,5%. Это на 0,5 процентных пункта меньше, чем было. Ставка все еще высокая, но кто-то уже сэкономит. В следующий раз вопрос по ставке будут рассматривать 27 октября.

28.07.2017 г. В этот раз Центробанк не снизил ставку. Но и не повысил, хотя инфляция стала выше, а нефть дешевле. Пока оставили 9%. Теперь ждем заседания 15 сентября и посмотрим, что решит совет директоров на этот раз.

16.06.2017 г. Совет директоров Центробанка в третий раз за этот год снизил ключевую ставку. С 19 июня она составит 9%, и это на 0,25 процентного пункта меньше, чем было. Очередное заседание состоится 28 июля 2017 года. От прогнозов лучше воздержаться, но надеяться не запрещено.

28.04.2017 г. Центробанк снова снизил ключевую ставку. В этот раз на 0,5 процентного пункта — со 2 мая 2017 года она будет равна 9,25%. Следующее заседание правления ЦБ состоится 16 июня. Как изменится ставка, никто предсказать не может. Некоторые банки уже объявили о снижении ставок по кредитам.

27.03.2017 г. С 27 марта ключевая ставка снижена на 0,25 процентного пункта. Было 10% — стало 9,75%. Новая ставка точно будет действовать до 28 апреля. Потом обещают провести заседание совета директоров Банка России — ставку снова могут снизить. А могут не изменить и даже повысить. Этого никто не знает.

Приятное падение

Что это вообще за ставка?

В упрощенном варианте ключевая ставка — это стоимость кредитов для коммерческих банков. Ее устанавливает и меняет только Центробанк.

Обычные банки, в которых все берут кредиты и открывают счета, просят деньги у ЦБ, а потом перепродают их населению и организациям. Еще коммерческие банки могут сделать вклад в ЦБ: максимальный процент тоже будет равен ключевой ставке.

Как это касается меня?

Если ключевая ставка понижается, кредиты для бизнеса и населения, по идее, дешевеют, а банки лояльнее относятся к надежным заемщикам. Люди чаще берут деньги в банках, предприятия активнее расширяют производства, открываются новые бизнесы, предприниматели больше зарабатывают, а безработица снижается.

Ключевая ставка прямо влияет на стоимость ипотеки и косвенно — на цены на потребительские товары, бензин и коммунальные услуги.

Еще от ключевой ставки зависит, сколько пени начислят за просрочку налогов, придется ли заплатить НДФЛ, если взять на работе беспроцентный заем, и какую компенсацию выплатят при задержке зарплаты.

Просто так поднять или опустить ключевую ставку нельзя: это может навредить экономике и обычным людям.

Что мне с этим делать?

С этим ничего не нужно делать специально. Ключевая ставка влияет на всё без вашего участия.

Когда ставку снижают, это лучше, чем когда ее повышают. Но это не спасение от роста цен, рисков для бизнеса и дорогой ипотеки.

Просто имейте в виду, что сейчас 8,5%. Ее снижали три раза подряд, а потом оставили на прежнем уровне. И вот снова снизили сразу на 0,5 процентных пункта.

Если есть накопления, стоит подумать, куда их вложить кроме банковских вкладов: ставки и так невысокие, а теперь могут еще снизиться. Рассмотрите биржевые инструменты: облигации и акции.

Если у вас ипотека в АИЖКс плавающей ставкой, следите за сообщениями на сайте: ваши платежи зависят от действий ЦБ. Можно учесть это в семейном бюджете.

Если собираетесь брать ипотеку, не рассчитывайте на снижение ставки в октябре. Многие банки уже и так снизили ставки, но могут снизить еще. А могут и не снизить. Посчитайте выгоды ипотеки конкретно для своей ситуации. Создайте финансовую подушку на полгода и защитите ее от инфляции. Потом еще раз подумайте и только тогда берите ипотеку.

Не надейтесь, что в следующий раз ключевую ставку снизят и ипотека подешевеет в два раза. И что кредиты будут как в Европе под 0,5%, тоже не надейтесь. Не верьте ничьим советам, прогнозам.

Если ипотека уже есть, присмотритесь к новой программе господдержки. Она уже работает, но деньги могут закончиться в любой момент.

А как у других?

В Японии и Швейцарии отрицательные ключевые ставки. В скандинавских странах за кредиты иногда даже доплачивают. Например, взял человек кредит, а через несколько лет ему заплатили какие-то деньги из-за отрицательной ставки. Так происходит, когда деньги не обесцениваются, а, наоборот, дорожают. В Китае ключевая ставка 4,35%, в Дании — 0,05%, в Англии — 0,25%, в Бразилии — 12,25%, а в Турции — 8%.