«Черкизово» — крупнейший производитель мясной продукции в России. 14 января компания опубликовала операционные результаты за 2019 год. В последние годы компания активно развивала собственное производство, запускала новые линейки продуктов и поглощала конкурентов. И это дает свои плоды: практически все направления бизнеса продемонстрировали рост натуральных показателей в 2019 году.

У «Черкизово» есть несколько крупных сегментов бизнеса: растениеводство, птицеводство, свиноводство и мясопереработка. Вот чего добился «Черкизово» в 2019 году в каждом сегменте.

Птицеводство

В сегмент входит производство и продажа курицы и индейки. «Черкизово» — лидер в России по выпуску брендированной продукции из птичьего мяса.

Производство и продажи курицы. У компании функционируют 7 собственных производственных площадок. Еще арендуют комплекс «Белая птица», который находится в залоге у «Черкизово». «Черкизово» выкупил долги находящейся в предбанкротном состоянии компании «Белая птица — Курск» в 2018 году. Куриную продукцию выпускают под брендами «Петелинка» и «Куриное царство».

Продажи куриного мяса в 2019 году выросли на 22% относительно 2018 года: с 544 до 663 тысяч тонн. Быстрый рост «Черкизово» произошел из-за приобретения других компаний в конце 2018 года. Средняя цена реализации выросла на 9% — до 106 рублей за килограмм. Компания стала продавать больше брендированной продукции с высокой добавленной стоимостью. В результате выручка от продажи курицы выросла за год на 33%: с 52,7 до 70,3 млрд рублей.

Производство и продажа индейки. Компания запустила направление в 2017 году совместно с испанской компанией Grupo Fuertes. У «Черкизово» 50% в этом совместном предприятии. Производство располагается в Тамбовской области на площадке «Тамбовская индейка», а продукцию продают под брендом «Пава-Пава».

Продажи индейки остались на уровне 2018 года и составили 39,4 тысячи тонн. Средняя цена реализации выросла на 14% — до 169,2 рубля за килограмм — возможно, из-за роста спроса на диетическое мясо. Выручка от реализации индейки увеличилась на 15,5%: с 5,8 до 6,7 млрд рублей.

В октябре 2019 года «Черкизово» объявил, что планирует инвестировать с Grupo Fuertes в расширение совместного предприятия «Тамбовская индейка» около 4 млрд рублей, что позволит нарастить производство индейки более чем на 50% в 2021 году — до 82 тысяч тонн в год.

Свиноводство

«Черкизово» выращивает свиней для последующей продажи мясокомбинатам и переработчикам. Компания владеет собственным мясоперерабатывающим комплексом для производства конечной продукции.

В 2019 году благодаря расширению производства и вводу в эксплуатацию пяти новых площадок для доращивания и откорма свиней продажи сегмента выросли на 16% относительно 2018 года: с 237 до 274,6 тысячи тонн. Средняя цена реализации снизилась за год на 9% — до 89,1 рубля за килограмм — из-за роста предложения со стороны российских свиноводческих предприятий и падения цен на свинину во второй половине года. Итоговая выручка сегмента выросла на 5%: с 23,2 до 24,5 млрд рублей.

Мясопереработка

«Черкизово» производит и продает колбасные изделия и полуфабрикаты из свинины. Основной актив — Черкизовский мясоперерабатывающий завод (ЧМПЗ), расположенный на северо-востоке Москвы.

В 2019 году мясопереработка выросла на 7%: с 229,5 до 245,6 тысячи тонн. Около 44% объема составляет производство колбасных изделий, которое увеличилось за год на 1% — до 107,8 тысячи тонн.

Полутуша занимает второе место по объемам. Ее производство выросло на 32% — с 70,3 до 93 тысяч тонн, — что стало следствием роста объемов производства товарных свиней.

Средняя цена реализации продукции снизилась на 4% — со 169,4 до 163 рублей за килограмм. Рост объемов мясопереработки при снижении цены реализации привел к тому, что итоговая выручка выросла лишь на 3% — до 40,1 млрд рублей.

В конце 2018 года «Черкизово» приобрел 75% мясопереработчика «Самсон — продукты питания», чье производство находится в Санкт-Петербурге. Объем продаж данного предприятия составил в 2019 году 2,3 тысячи тонн при средней цене продукции 195,5 рубля за килограмм.

Растениеводство

«Черкизово» занимается выращиванием, хранением, переработкой и реализацией зерновых культур. Часть урожая компания использует для производства комбикормов на собственных заводах.

В 2019 году благодаря более эффективному выращиванию пшеницы и кукурузы урожай вырос на 24%: с 479,7 до 593 тысяч тонн. Но объем продаж снизился на 25% — до 524 тысяч тонн — из-за падения продаж пшеницы на 21% и кукурузы на 45%.

Средняя цена реализации продукции выросла на 11% — до 11 рублей за килограмм. Падение продаж привело к тому, что выручка сегмента упала на 16,5%: с 6,9 до 5,8 млрд рублей.

Что в итоге

2019 год вышел успешным для «Черкизово»: компания нарастила объем продаж практически во всех сегментах, кроме растениеводства. Выручка выросла на 20%: со 100,4 до 120,1 млрд рублей. Половину выручки принесли продажи птицы благодаря росту объемов продаж и средней цены на мясо курицы и индейки.

С финансами гораздо хуже. Чистая прибыль компании упала на 44%: с 12 до 6,6 млрд рублей. В следующей статье я попробую разобраться, почему рост объемов производства и реализации не привел к росту прибыли компании в прошедшем году.