В прошлой части я разобрал операционные результаты компании: она увеличила торговую площадь на 10%, а выручку — на 16%. «Детский мир» — один из немногих российских ретейлеров, который продолжает активно расширять торговую сеть и выходить на новые рынки, несмотря на кризис 2014 года и падение доходов россиян.

Компания выпустила финансовый отчет, а менеджмент раскрыл планы по дальнейшим инвестициям.

Выручка и прибыль

За 2019 год «Детский мир» увеличил выручку на 16% относительно 2018 года — со 110,9 до рекордных 128,8 млрд рублей — благодаря увеличению количества магазинов до 842, росту продаж в магазинах, проработавших более года, а также росту выручки от интернет-магазина на 65% — до 14,5 млрд рублей.

Около 96% всей выручки, или 123,5 млрд рублей, пришлось на торговую сеть «Детского мира» в России, еще 3%, или 3,7 млрд рублей, — на сеть в Казахстане. Остальное пришлось на сети детских товаров для развития и творчества ELC и ABC.

У компании выросли расходы почти пропорционально росту выручки: себестоимость увеличилась на 18% — до 87,2 млрд рублей, а операционные расходы на 12% — до 28,6 млрд рублей. Из-за этого операционная прибыль возросла на 15% — до 12,9 млрд рублей.

За 2019 год «Детский мир» увеличил чистую прибыль на 15% относительно 2018 года: с 5,7 до рекордных 6,5 млрд рублей. Кроме роста торговой сети и сопоставимых продаж на прибыль повлияло увеличение доли продукции собственных торговых марок и прямого импорта в товарообороте с 36 до 42%. Прямой импорт — это покупка товаров у зарубежных производителей напрямую, без участия перекупщиков.

Компания получила убыток от курсовых разниц в 0,1 млрд рублей в 2019 году — против прибыли в 0,1 млрд рублей в 2018 году. Скорректированная чистая прибыль за год выросла на 11%: с 7,2 до 8 млрд рублей. При расчете показателя не учитывают единоразовые доходы и расходы, не связанные с основной деятельностью, включая валютные переоценки.

Финансовые показатели «Детского мира»
в миллиардах рублей

ПериодВыручкаОперационная прибыльЧистая прибыльСкорректированная чистая прибыль
201560,54,21,02,2
201679,56,63,83,8
201797,08,04,85,5
2018110,911,25,77,2
2019128,812,96,58,0
2015
Выручка
60,5
Операционная прибыль
4,2
Чистая прибыль
1,0
Скорректированная чистая прибыль
2,2
2016
Выручка
79,5
Операционная прибыль
6,6
Чистая прибыль
3,8
Скорректированная чистая прибыль
3,8
2017
Выручка
97,0
Операционная прибыль
8,0
Чистая прибыль
4,8
Скорректированная чистая прибыль
5,5
2018
Выручка
110,9
Операционная прибыль
11,2
Чистая прибыль
5,7
Скорректированная чистая прибыль
7,2
2019
Выручка
128,8
Операционная прибыль
12,9
Чистая прибыль
6,5
Скорректированная чистая прибыль
8,0

Дивиденды

В 2016 году руководство утвердило новую дивидендную политику: на дивиденды может быть направлено не менее 50% от годовой чистой прибыли по МСФО. Из-за российского законодательства выплаты ограничены размером чистой прибыли, рассчитанной по РСБУ. Последние два года компания направляет 100% от чистой прибыли по РСБУ на дивиденды.

В декабре 2019 года компания выплатила промежуточные дивиденды по итогам 9 месяцев 2019 года в размере 5,06 Р на одну обыкновенную акцию. За 2019 год менеджмент планирует снова направить на дивиденды 100% от чистой прибыли по РСБУ, или 10,61 Р на акцию. Тогда дивиденды за 4 квартал 2019 года составят 5,55 Р на акцию.

Балансовые показатели

За 2019 год «Детский мир» увеличил активы на 6,5% относительно 2018 года: с 87 до 92,7 млрд рублей. У компании вырос объем основных средств в результате открытия новых магазинов, приобретения торговых помещений и торгового и складского оборудования. Также выросла стоимость торговых марок и программного обеспечения.

Эта статья могла быть у вас в почте
Подпишитесь на Инвестник — рассылку для инвесторов, и получайте письмо с главными новостями каждый понедельник

Последние годы «Детский мир» увеличивает активы за счет роста размера обязательств, который в 2019 году увеличился на 7% — до 94,3 млрд рублей. Рост произошел из-за увеличения арендных платежей на 14% — до 27,6 млрд рублей — и кредитной задолженности на 11% — до 32,9 млрд рублей.

У «Детского мира» с 2016 года отрицательный капитал, который в 2019 году достиг рекордных 1,7 млрд рублей дефицита. У компании есть непокрытый убыток, который достиг в конце прошлого года суммы в 7,3 млрд рублей. 7 млрд из них — это дивидендные выплаты. А значит, на данный момент развитие бизнеса и выплаты акционерам происходят в долг, за счет роста обязательств.

При этом чистый долг компании сократился на 4% — до 17,5 млрд рублей. Компания рассчитывает чистый долг как сумму обязательств по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам без учета обязательств по аренде и вычитает из показателя деньги на своих счетах.

Инвестиции в бизнес, или капитальные расходы, в 2019 году выросли на 8% — до 3,5 млрд рублей. Около 3 млрд рублей потратили на открытие новых магазинов, на программное и техническое обеспечение. Сумма инвестиций выросла из-за покупки недвижимости для открытия флагманского магазина в Москве за более чем 0,84 млрд рублей и модернизации распределительных центров, на которую потратили 0,45 млрд рублей. По прогнозам менеджмента, компания вложит 2,3 млрд рублей в 2020 году.

Что в итоге

Оценивая отчетность компании, можно сделать вывод: рекордные выручка и прибыль за 2019 год показывают, что падение доходов россиян не мешает «Детскому миру» расширяться, а также увеличивать выручку старых магазинов.

Но у компании отрицательный капитал, потому что она платит большие дивиденды и инвестирует в бизнес, а со всем этим справляется с помощью роста размера обязательств.

Большие дивидендные выплаты «Детского мира» выгодны контролирующему акционеру — АФК «Система», у которой выросли долги после проигранного «Роснефти» судебного дела на 100 млрд рублей.

Если рост бизнеса «Детского мира» замедлится и у компании начнутся финансовые проблемы, которые приведут к сокращению дивидендов, то котировки ее акций могут резко упасть.