На словах продавцы франшиз обычно обещают окупаемость за пару месяцев и миллионы прибыли. Но в их договорах все зачастую не так радужно: десяток консультаций, брендбук, таблички в экселе и никакой ответственности.

Я юрист по интеллектуальной собственности, и каждую неделю мне приносят очередной франшизный договор, чтобы я его прочитал, рассказал о рисках и помог их устранить. На примере истории одного из моих доверителей я расскажу, на что смотреть в договоре франшизы, чтобы не остаться без денег и бизнеса.

Какой договор будем разбирать

Мы познакомились с Сергеем пару недель назад. Он написал мне, что готов купить франшизу и хочет, чтобы я проверил договор. Сергей выбрал франшизу клининговой компании, съездил к ним в офис и пообщался с руководителем. Осталось только проверить договор и заплатить.

Компания занимается уборкой подъездов и дворов, а деньги получает от управляющих компаний многоквартирных домов. На рекламу практически не тратятся: сами ходят по управляющим компаниям и предлагают свои услуги. Всю работу выполняют нанятые компанией уборщики. Прибыль складывается из денег, полученных от управляющих компаний, за вычетом зарплат, налогов и расходов на хозтовары.

Компания обещает научить своих франчайзи зарабатывать так же и получать от полумиллиона рублей прибыли каждый месяц. Звучит все здорово: регулярные платежи от ЖКХ и почти нулевые затраты на рекламу. Все, что нужно для бизнеса, — договориться с десятком клиентов, купить бытовую химию, нанять уборщиков и снять офис, чтобы считать прибыль. Бизнес выглядит идеальным в своей простоте.

Но если бы все было так легко, вы бы не читали сейчас эту статью. Давайте посмотрим, что нам обещают в рекламе, а потом почитаем договор.

Как вести бизнес по закону
Подпишитесь на нашу рассылку для предпринимателей, чтобы быть в курсе
💎💎💎💎💎

Что в рекламе

Компания предлагает франшизу по трем тарифам: дешевому, стандартному и дорогому.

Дешевый: паушальный взнос — 290 000 Р, роялти — 10% от выручки. Сначала франчайзер проводит для франчайзи двухнедельный обучающий курс. Затем передает материалы: брендбук, рекламу, стандартные формы документов и договоров, базу контактов потенциальных клиентов и рекомендации по работе с персоналом. Дальше франчайзи сам запускает бизнес, консультируясь с франчайзером в случае необходимости. Когда бизнес выходит на стабильный режим, франчайзер продолжает консультировать франчайзи и дает некую техническую и юридическую поддержку.

Стандартный: паушальный взнос — 540 000 Р, роялти — 10% от выручки. Представитель франчайзера приезжает в город франчайзи и сам открывает точку: нанимает персонал, заключает первые договоры. Дальше в течение месяца он учит франчайзи работать со всем этим добром и уезжает, убедившись, что франчайзи может дальше вести бизнес самостоятельно.

Дорогой: паушальный взнос — 950 000 Р, доля франчайзера в компании — 50,1%. Франчайзер на двоих с франчайзи открывает компанию, в которой 49,9% принадлежит франчайзи, а 50,1% — франчайзеру. Дальше франчайзер сам запускает бизнес и ведет его, а франчайзи остается только получать прибыль. По сути, этот вариант работы больше похож на инвестицию, чем на франшизу.

Во всех вариантах работы предполагаются одинаковые финансовые результаты. Франчайзер заверяет, что дело окупится за срок «от трех месяцев». Выручка компании к концу первого года должна составлять около 1 млн рублей в месяц, чистая прибыль — около 500 тысяч в месяц. Предполагается, что компания к концу года должна будет регулярно наводить порядок по меньшей мере в пятидесяти домах.

Сергей выбрал самый дорогой вариант франшизы, по которому он должен только один раз вложить деньги, а управлять бизнесом будет франчайзер.

Что написано в договоре

Франчайзер прислал мне два документа: договор на продажу франшизы и корпоративное соглашение, по которому должна была открываться компания.

Давайте посмотрим на договор страница за страницей. Я закрыл в нем названия и личные данные: похожие истории происходят регулярно, имена и названия не так важны. Я буду выделять места, которые меня насторожили, и рассказывать, что в них не так. Я не буду особо цепляться к ошибкам в юридических терминах, «воде», опечаткам и неточностям, а расскажу о главных проблемах.

Начнем с первой страницы договора. К ней много вопросов.

Название договора уже, чем выбранный нами тариф
Результат сформулирован очень расплывчато
Франчайзер обещал полностью вести бизнес, а не только создать компанию и консультировать

Франчайзер в выбранном тарифе «Дорогой» обещал не просто консультировать, а полноценно вести бизнес, поэтому формулировка «услуги по созданию и информационному (консультационному) сопровождению деятельности Общества» в названии и предмете договора выглядит странно. Дальше нужно будет обратить пристальное внимание на то, что именно обязуется делать франчайзер по договору. Если там обязательства франчайзера будут подробно раскрыты, то здесь можно оставить все как есть.

Расшифровка понятия «планируемый результат» никуда не годится. Гарантии результата должны быть прописаны однозначно. Например, «сумма денежных средств, полученная Обществом от контрагентов в такой-то период по договорам об оказании клининговых услуг, исполненным Обществом надлежащим образом». Здесь же результат обозначен как «сумма заключенных договоров или оборот денежных средств в месяц». Под «суммой заключенных договоров» франчайзер, видимо, имел в виду сумму вознаграждений по договорам. Но даже так это ни о чем не говорит: можно назаключать договоров хоть на миллиард, но что с них толку, если по ним никто не будет платить. Понятие «оборот» в законе никак не прописано, да и раздуть обороты можно искусственно, например если перевести компании деньги и в тот же день получить их назад.

С другой стороны, само наличие понятия «планируемый результат» в договоре — это уже хорошо. В рекламе франчайзер ничего не говорил про гарантии, а тут они, кажется, должны дальше где-то появиться. Обычно бывает наоборот: на словах обещают окупаемость за месяц и новый Порше во второй, а в договоре ни окупаемости, ни Порше, а от гарантий остается только вода вроде «стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ».

С этим разобрались, читаем дальше.

Стандартный блок текста, который можно найти практически в каждом шаблонном договоре
Стандартный блок текста, который можно найти практически в каждом шаблонном договоре

В этом разделе все стандартно. Есть много неудачных формулировок вроде «приступает к выполнению обязанностей по оплате», но это не критично, поэтому не будем это исправлять, чтобы не затягивать процедуру согласования правок.

Идем дальше: права и обязанности сторон.

Размытая формулировка обязанностей
Похоже, нас хотят заставить принять услуги, даже если они будут оказаны плохо
Размытые формулировки

В этом разделе никак не описаны реальные обязательства франчайзера: как именно он будет открывать ООО, нанимать директора, работников, снимать офис, искать клиентов, заключать договоры, отчитываться за работу и так далее. Забегая вперед, скажу, что все эти обязательства франчайзер указал в приложении, однако ссылку на это приложение в договоре не поставил. Чтобы это исправить, в п. 5.2.3 добавим указание «оказывать услуги, предусмотренные Приложением № 1 к настоящему Договору».

Формулировка из п. 5.1.1 «получать от стороны объяснения» без указания конкретных сроков бесполезна: получается, что эти объяснения можно готовить бесконечно долго. Праву должна соответствовать обязанность, подкрепленная санкцией за невыполнение. Нужно дописывать конкретные сроки и наказание. Например: «Сторона-2 обязуется предоставлять письменные консультации в течение трех рабочих дней с даты направления запроса Стороной-1. В случае непредоставления письменной консультации в надлежащий срок Сторона-2 обязуется выплатить штраф в размере 200 рублей за каждый день просрочки». Та же история и с фразами «своевременно» и «качественно»: без указания измеримых показателей своевременности и качества такие положения в договоре ничего не значат.

Отдельного внимания заслуживает формулировка в п. 5.1.4, где франчайзи обязуется «принять услуги в течение пяти дней». Такая фраза словно забирает у покупателя франшизы право отказаться от подписания акта, если услуги оказаны плохо. Конечно, если что, в суде такую формулировку признают недействительной, но лучше ее уточнить в договоре заранее: «принять услуги в случае отсутствия возражений».

Красным шрифтом выделены мои дополнения, без них весь раздел теряет смысл

Красным шрифтом выделены мои дополнения, без них весь раздел теряет смысл

Просто «расходы» и «документально подтвержденные расходы» могут сильно различаться по сумме
Без этого пункта весь раздел не имеет смысла

К фразе «фактически понесенные расходы» в п. 6.4 я добавил критерий «документально подтвержденные». Иначе может оказаться, что франчайзер насчитает себе столько «фактически понесенных расходов», что мы еще останемся ему должны.

Пункта 6.5 в договоре вообще не было. Получается, что в начале договора франчайзер указывает на некий планируемый результат, в приложении раскрывает суммы этого результата, но при этом никакой ответственности на самом деле нести не собирается. Поэтому мы добавляем здесь прямое указание на последствия.

Что написано в соглашении о создании компании

Дальше в договоре идут абсолютно типовые разделы про форс-мажор, порядок разрешения споров и расторжение договора. На них останавливаться не будем и перейдем сразу к «корпоративному соглашению», которое, по представлениям франчайзера, должны заключить стороны, чтобы открыть компанию.

По закону такой документ должен называться иначе. Ошибка
Так не пишут. Ошибка
Так не пишут. Ошибка
Тавтология
Распределение прибыли обещали другое. Фатальная ошибка
Противоречит закону. Ошибка

Снова вызывает вопросы название документа. Если компанию открывает несколько лиц, то по закону они заключают между собой учредительный договор. При регистрации компании этот учредительный договор подается в налоговую и имеет юридическую силу. Никакого «Соглашения о создании хозяйственного общества» закон не предусматривает. Непонятно, собирается ли вообще франчайзер подписывать учредительный договор, или это он и есть, или это вообще другой документ.

Фраза «действующий на основании Гражданского законодательства» выдает юридическую неграмотность автора. Директора действуют на основании уставов своих компаний, потому что устав наделяет их этими правами. Но «действующий на основании закона» — это бессмыслица. Туда же — тавтология «создание общества с ограниченной ответственностью ООО» и словосочетание «новой компании» вместо просто «Общества», учитывая, что термин «Общество» был введен три слова назад. Все это не то чтобы критически важно, но если договор составлен так некачественно, то, возможно, франчайзер так относится и к остальному бизнесу.

Формулировка «вводить в состав учредителей других лиц, что не предполагает участие их в Обществе» тоже довольно странная. Если учредитель введен в ООО, то он как минимум участвует в принятии решений, которые относятся к компетенции общего собрания всех участников общества. К ним относятся самые важные вопросы, например ликвидация компании и распределение прибыли.

С распределением прибыли вообще все сложно. Дело в том, что учредители компании распределяют прибыль согласно своим долям. В п. 1.2 этого договора указано, что доля покупателя франшизы — 49,9%, а доля франчайзера — 50,1%. Получается, что наш покупатель франшизы по дорогому тарифу платит почти миллион рублей и потом получает 49,9% прибыли, а покупатель средней франшизы платит вдвое меньше и потом получает всю прибыль за вычетом роялти — 10% от выручки. Кажется, что дорогой тариф на самом деле гораздо менее выгоден, чем средний.

Кроме этого нужно учитывать, что единственный способ легального получения прибыли для инвестора в компании — это вывод дивидендов. Решение о распределении прибыли принимает общее собрание участников компании, при этом их голоса учитываются пропорционально долям. В нашем случае получается, что все решения о распределении прибыли будет фактически принимать сам франчайзер, потому что его доля больше половины. Учитывая, что и директор компании будет наместником франчайзера, у нашего франчайзи возникает ненулевой шанс попасть в ситуацию, когда прибыль не распределяют, а все деньги компании с подачи директора уходят по левым договорам на счета франчайзера.

При этом компания может даже получать «запланированный результат» по прибыли. Получается, никакого нарушения не будет: ведь договор предусматривает гарантии в части прибыли компании, а не личной прибыли франчайзи. Если прибыль есть, но она не доходит до франчайзи, то сделать он ничего не сможет.

Дальше смотрим на предмет договора.

Получается, мы еще раз должны заплатить
Это уже было в приложении к договору
Непонятно, кто несет затраты до того, как пойдет прибыль

Если буквально толковать п. 2.1, то получается, что наш покупатель франшизы должен еще раз заплатить франчайзеру 950 000 рублей. В этом соглашении вообще нет ссылки на договор, поэтому франчайзи должен платить дважды: и по договору, и по соглашению.

Пункт 2.2 в этом соглашении бесполезен, он повторяет все то, что уже было в приложении к договору, только в урезанной версии.

Пункт 2.4 создает больше вопросов, чем ответов: непонятно, за чьи деньги будет производиться «организация бизнеса» до того, как компания начнет получать прибыль. По идее, франчайзер должен делать это за свой счет, но здесь об этом ничего не сказано.

Непонятно, зачем они здесь об этом пишут
То же самое
Неточные термины
Сделал скриншот, отправил коллегам посмеяться

На последней странице соглашения вместо юридического текста пошла ни к чему не обязывающая беллетристика. Пункт 4.2 про «неигнорирование новых клиентов» звучит очень странно, учитывая, что управление компанией ведет франчайзер, а следовательно, со всеми клиентами работает он сам. Пункт 4.3 про «полное право оформлять кого только пожелает» говорит о том, что франчайзер вообще не имеет представления, как по закону работают компании с несколькими учредителями. У франчайзера больше половины доли в компании, директора тоже выбирает он — получается, что все решения в компании и так принимать будет только он, поэтому непонятно, зачем писать об этом здесь.

Пункты 5.1 и 5.2 — то, что юристы скриншотят и отправляют друг другу, чтобы посмеяться вместе. Эти пункты выглядят как гражданский кодекс, переписанный студентом-копирайтером. Фразы «начатый совместный бизнес», «доля достается родственникам» и особенно «отойти от бизнеса» не имеют никакого отношения к юридическим обязательствам.

Будь моя воля, я бы полностью переписал и это соглашение, и договор. Но разработка франшизного договора — это задача продавца франшизы, а не покупателя. Поэтому задача юриста здесь — обезопасить покупателя франшизы от основных рисков, сообщить ему о недостатках и поделиться мнением о качестве юридической проработки франшизы.

Если франшизные договоры компании составлены из рук вон плохо, то может оказаться, что к остальному бизнесу компания подходит так же. Более того, плохой договор может свидетельствовать о том, что раньше его ни с кем не заключали, иначе люди, которые платили по этому договору, непременно обратили бы внимание на его недостатки.

Выводы для покупателя франшизы

По сути, франчайзер предлагает инвестиции в филиал, а не франшизу. Но при этом в договоре нет норм, которые защищают инвестора. Например, в инвестиционных договорах часто указывают, что вся прибыль новой компании идет на возврат инвестиций и только после полного возврата прибыль начинает делиться между участниками компании. Иногда инвестицию проводят как конвертируемый заем: если получатель инвестиции не возвращает ее из прибыли компании в установленный срок, то инвестиция превращается в обычный долг. Здесь ничего этого нет.

Из договора непонятно, как соотносится распределение долей и ставка роялти. Пока что получается, что дорогой тариф невыгоден для покупателя франшизы.

Доли распределены так, что фактически франчайзер будет принимать все решения внутри компании, в том числе и решение о распределении прибыли.

Никаких адекватных гарантий ни договор, ни соглашение не предусматривают. Франчайзер сможет выводить все деньги себе, и ничего ему за это не будет.

Соглашение о создании хозяйственного общества не несет никакой ценности, не устанавливает никакой ответственности за неисполнение продавцом франшизы обязательств. Неясно, зачем они вообще предлагают его заключать.

Что еще меня насторожило

После того как договор вызвал у меня столько вопросов, я решил заглянуть в государственные базы данных, чтобы узнать больше о самом франчайзере.Оказалось, что товарный знак у франчайзера не зарегистрирован, а значит, никакого бренда у компании на самом деле нет. Получается, что слово «франшиза» здесь неприменимо: компания не продает свой бренд, а учит зарабатывать на клининге. Хотя, с другой стороны, едва ли компания, которая убирает подъезды, зарабатывает благодаря известности бренда.

Также выяснилось, что франчайзер предлагает сделать директором новой компании человека, на котором висит долг у приставов почти на 100 тысяч рублей, а на однофамильце самого основателя франшизы висит долг почти в миллион рублей. Возможно, франчайзер сможет логично объяснить и первое, и второе, но выглядит несколько подозрительно.

Чем все закончилось

В итоге франчайзер не смог внятно ответить на наши вопросы и Сергей отказался от покупки франшизы. Потраченного времени, конечно, жалко, но зато Сергей не попал в ситуацию, когда он отдал почти миллион рублей за то, чтобы стать соучредителем убыточной компании, где второй участник забирает все деньги себе.