«Дропбокс» — хранилище файлов в интернете для совместной работы. Компания выпустила финансовый отчет за 2 квартал 2018 года. У Dropbox выросла выручка, а расходы выросли сильнее — прибыль упала. Но не все так просто.

Выручка

Dropbox увеличил выручку на 27% по сравнению со 2 кварталом 2017 года: с 266,7 до 339,2 млн долларов. Выручка выросла благодаря росту платящей аудитории на 20% за год — до 11,9 млн пользователей.

До 2015 года в Dropbox можно было только хранить файлы. Сейчас в линейку продуктов входят Paper для совместной работы в документах и Showcase для презентации работ для клиентов и сотрудников. На основе прогнозов консалтинговых компаний Dropbox оценивает текущий рынок сервисов для совместной работы в 50 млрд долларов.

Dropbox планирует увеличить количество платящих подписчиков за счет интеграции своего сервиса с другими. Руководство считает, что это поможет привлечь корпоративных клиентов, которые платят больше.

С какими сервисами есть интеграция у Dropbox. Источник: презентация Dropbox, стр. 9
С какими сервисами есть интеграция у Dropbox. Источник: презентация Dropbox, стр. 9

Расходы

Dropbox увеличил операционные расходы на 28% по сравнению со 2 кварталом 2017 года: с 201,2 до 256,9 млн долларов. Операционные расходы — это траты бизнеса на зарплаты, аренды, маркетинг и исследования.

Раньше Dropbox продвигался преимущественно за счет сарафанного радио. Во 2 квартале компания потратила на рекламу 87,4 млн долларов. Мне кажется, руководство серьезно ошибалось раньше, когда не инвестировало так серьезно в рекламу: стоимость рекламы в интернете растет. Теперь компании приходится наверстывать упущенное большими рекламными бюджетами.

Если сравнивать по полугодиям, расходы выросли на 136% — до 918,5 млн долларов. Такой скачок произошел из-за выплаты компенсаций сотрудникам: когда Dropbox вышел на фондовый рынок, сотрудникам бесплатно раздали часть акций. По бухгалтерским правилам у акций должна быть оценка: Dropbox раздал сотрудникам акций на 541,6 млн долларов. Но по факту компания ничего не заплатила. Это сильно искажает чистую прибыль.

Прибыль и операционный денежный поток

У Dropbox чистый убыток 4,1 млн долларов за 2 квартал 2018 года. Но ранее я писал: на это повлиял бумажный убыток 541,6 млн долларов на компенсацию акциями для сотрудников — 55,1 млн долларов заплатили во 2 квартале.

Чистая прибыль может быть искажена: например, компания подписала контракт, планирует перевести деньги с отсрочкой на полгода, а потом банкротится — денег по факту никто не получит, а чистая прибыль есть. Поэтому нужно смотреть на операционный денежный поток — деньги, которые компания получила на свои счета. Это те деньги, с которых компания реально платит налоги и проценты по кредитам.

Dropbox увеличил операционный денежный поток на 30% по сравнению со 2 кварталом 2017 года: с 86,1 до 111,9 млн долларов. По реальным деньгам у компании все неплохо. Но нужно понимать, как компания получает деньги: скорее всего, крупные корпорации покупают подписку сразу на год. Через год Dropbox нужно удержать пользователей для повторной покупки.

Мультипликаторы Dropbox и конкурентов

КомпанияEV / CFДолг / CFROICРост выручки
Dropbox230,374%27%
Box551,349%9%
Alphabet20,30,114%25%
Microsoft20,41,720%17%
Dropbox
EV / CF
23
Долг / CF
0,3
ROIC
74%
Рост выручки
27%
EV / CF
55
Долг / CF
1,3
ROIC
49%
Рост выручки
9%
EV / CF
20,3
Долг / CF
0,1
ROIC
14%
Рост выручки
25%
EV / CF
20,4
Долг / CF
1,7
ROIC
20%
Рост выручки
17%

Мультипликаторы — это производные показатели, отражающие отношение между финансовыми результатами компании и ее капитализацией. Мультипликаторы нужны, чтобы оценить, дорого или дешево можно купить компанию, растет ли бизнес и насколько эффективен менеджмент. Акция — это доля в бизнесе, а не движение котировок. Лучше и перспективней бизнес — больше рост.

Финансовые результаты возьмем из финансовой отчетности Dropbox за 2 квартал 2018 года с официального сайта. Чтобы получить честные показатели, нужно суммировать финансовые результаты за 12 месяцев. Эти данные можно взять из предыдущих отчетов на сайте. Вот какие данные я собрал.

Страница 5 отчета Dropbox за 2 квартал 2018 год
Страница 5 отчета Dropbox за 2 квартал 2018 год
Страница 6 отчета Dropbox за 2 квартал 2018 год
Страница 6 отчета Dropbox за 2 квартал 2018 год
Страница 8 отчета Dropbox за 2 квартал 2018 год
Страница 8 отчета Dropbox за 2 квартал 2018 год
Страница 17 отчета Dropbox за 2 квартал 2018 год
Страница 17 отчета Dropbox за 2 квартал 2018 год

Данные по активам, обязательствам и капиталу нужны за последний квартал. Я собрал данные за предыдущие периоды.

Результаты Dropbox за 12 месяцев

Показатель, млн $ За 12 месяцев 2 кв. 2018 1 кв. 2018 3 и 4 кв. 2017
Выручка
Revenue
1762,3 339,2 316,3 1106,8
Деньги
Cash
110,8 110,8
Краткосрочные кредиты
Capital lease obligation
87,1 87,1
Долгосрочные кредиты
Capital lease obligation, non−current
73,1 73,1
Капитал
Total stockholders’ equity
630,9 630,9
Амортизация
Depreciation and amortization
257,7 40 35,9 181,8
Операционный денежный поток
Net cash provided by operating activities
504 111,9 61,8 330,3
Капитальные затраты
Capital expenditures
−44,9 −9,7 −9,9 −25,3
Выручка
Revenue
За 12 месяцев
1762,2
2 кв. 2018
339,2
1 кв. 2018
316,3
3 и 4 кв. 2017
1106,8
Деньги
Cash
За 12 месяцев
110,8
2 кв. 2018
110,8
1 кв. 2018
3 и 4 кв. 2017
Краткосрочные кредиты
Capital lease obligation
За 12 месяцев
87,1
2 кв. 2018
87,1
1 кв. 2018
3 и 4 кв. 2017
Долгосрочные кредиты
Capital lease obligation, non−current
За 12 месяцев
73,1
2 кв. 2018
73,1
1 кв. 2018
3 и 4 кв. 2017
Капитал
Total stockholders’ equity
За 12 месяцев
630,9
2 кв. 2018
630,9
1 кв. 2018
3 и 4 кв. 2017
Амортизация
Depreciation and amortization
За 12 месяцев
257,7
2 кв. 2018
40
1 кв. 2018
35,9
3 и 4 кв. 2017
181,8
Операционный денежный поток
Net cash provided by operating activities
За 12 месяцев
504
2 кв. 2018
111,9
1 кв. 2018
61,8
3 и 4 кв. 2017
330,3
Капитальные затраты
Capital expenditures
За 12 месяцев
−44,9
2 кв. 2018
−9,7
1 кв. 2018
−9,9
3 и 4 кв. 2017
−25,3

Для расчетов понадобится рыночная капитализация. В нашей таблице она подгружается из «Гугл-финансов» автоматически. В таблице можно посмотреть расчет мультипликаторов. Конкурентов добавил для сравнения — может, другие компании лучше Dropbox. Расскажу, какие мультипликаторы и зачем считал.

EV, или Enterprise Value — стоимость компании. Формула: рыночная капитализация + сумма кредитов − денежные средства. Вы покупаете акции компании вместе с долгом.

Операционный денежный поток — деньги, которые компания получила на свои счета. Показатель отличается от чистой прибыли. В операционном денежном потоке учитывают только деньги, полученные на счета компании. Например, Dropbox выплатила сотрудникам премию в виде акций компании: бухгалтеры посчитали стоимость акций, получился бумажный убыток в 541 млн долларов.

EV / CF, или EV to Cash Flow — отношение стоимости компании с долгом к денежной прибыли компании. Возможно, акция недооценена, если стоит от 0 до 15. Учитывая, что компания растет быстрее гигантов, — компания оценена адекватно.

Долг / Cash Flow — показывает, за сколько денежных прибылей можно погасить долг. Меньше 3 — у компании нет проблем с долгами.

CROIC — рентабельность инвестированного капитала. Для мультипликатора нужны показатели операционной прибыли и инвестированного капитала. Операционная прибыль — это доходы компании от основной деятельности без учета единоразовых прочих доходов. Инвестированный капитал — это сумма всех средств, которые были использованы в бизнесе. Хороший показатель — от 15%. У Dropbox показатель выше остальных, но нужно понимать — у Dropbox моно-продукт. С одной стороны, хорошо: можно сконцентрироваться на одном продукте. С другой — плохо: если Гугл скопирует функции Dropbox, компании будет трудно выжить.

CROIC = (Операционный денежный поток × 1 − ставка налога) / Инвестированный капитал.

Ставка налога = Уплаченный налог / Операционный денежный поток до уплаты налогов.

Инвестированный капитал = Капитал + Краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы − Деньги.

Стоит ли инвестировать

У Dropbox растут нужные показатели: аудитория, средний чек, выручка и операционный денежный поток. В компании считают, что потенциал рынка — 50 млрд долларов. Даже если не доверять цифрам и поделить прогноз надвое, Dropbox не захватил даже 5% рынка. Есть куда расти. Только вопрос: какими дополнительными продуктами и функциями привлечет новых пользователей Dropbox? Есть же бесплатный «Гугл-диск» для совместной работы в документах.

Пока Dropbox нацелен на рост и не платит дивиденды, другие компании зарабатывают много и делятся с инвесторами:

  1. Apple заработал 11,5 млрд за квартал: платят каждый квартал 0,73 $ дивидендов.
  2. Microsoft заработал 16,5 млрд за год: на свободные деньги выкупят акции и заплатят дивиденды.
  3. «Роснефть» за полугодие заработала 309 млрд рублей. Половину отдадут дивидендами.