«Дропбокс» — хранилище файлов в интернете для совместной работы. Компания выпустила финансовый отчет за 2 квартал 2018 года. У Dropbox выросла выручка, а расходы выросли сильнее — прибыль упала. Но не все так просто.
Выручка
Dropbox увеличил выручку на 27% по сравнению со 2 кварталом 2017 года: с 266,7 до 339,2 млн долларов. Выручка выросла благодаря росту платящей аудитории на 20% за год — до 11,9 млн пользователей.
До 2015 года в Dropbox можно было только хранить файлы. Сейчас в линейку продуктов входят Paper для совместной работы в документах и Showcase для презентации работ для клиентов и сотрудников. На основе прогнозов консалтинговых компаний Dropbox оценивает текущий рынок сервисов для совместной работы в 50 млрд долларов.
Dropbox планирует увеличить количество платящих подписчиков за счет интеграции своего сервиса с другими. Руководство считает, что это поможет привлечь корпоративных клиентов, которые платят больше.

Расходы
Dropbox увеличил операционные расходы на 28% по сравнению со 2 кварталом 2017 года: с 201,2 до 256,9 млн долларов. Операционные расходы — это траты бизнеса на зарплаты, аренды, маркетинг и исследования.
Раньше Dropbox продвигался преимущественно за счет сарафанного радио. Во 2 квартале компания потратила на рекламу 87,4 млн долларов. Мне кажется, руководство серьезно ошибалось раньше, когда не инвестировало так серьезно в рекламу: стоимость рекламы в интернете растет. Теперь компании приходится наверстывать упущенное большими рекламными бюджетами.
Если сравнивать по полугодиям, расходы выросли на 136% — до 918,5 млн долларов. Такой скачок произошел из-за выплаты компенсаций сотрудникам: когда Dropbox вышел на фондовый рынок, сотрудникам бесплатно раздали часть акций. По бухгалтерским правилам у акций должна быть оценка: Dropbox раздал сотрудникам акций на 541,6 млн долларов. Но по факту компания ничего не заплатила. Это сильно искажает чистую прибыль.
Прибыль и операционный денежный поток
У Dropbox чистый убыток 4,1 млн долларов за 2 квартал 2018 года. Но ранее я писал: на это повлиял бумажный убыток 541,6 млн долларов на компенсацию акциями для сотрудников — 55,1 млн долларов заплатили во 2 квартале.
Чистая прибыль может быть искажена: например, компания подписала контракт, планирует перевести деньги с отсрочкой на полгода, а потом банкротится — денег по факту никто не получит, а чистая прибыль есть. Поэтому нужно смотреть на операционный денежный поток — деньги, которые компания получила на свои счета. Это те деньги, с которых компания реально платит налоги и проценты по кредитам.
Dropbox увеличил операционный денежный поток на 30% по сравнению со 2 кварталом 2017 года: с 86,1 до 111,9 млн долларов. По реальным деньгам у компании все неплохо. Но нужно понимать, как компания получает деньги: скорее всего, крупные корпорации покупают подписку сразу на год. Через год Dropbox нужно удержать пользователей для повторной покупки.
Мультипликаторы Dropbox и конкурентов
Компания | EV / CF | Долг / CF | ROIC | Рост выручки |
---|---|---|---|---|
Dropbox | 23 | 0,3 | 74% | 27% |
Box | 55 | 1,3 | 49% | 9% |
Alphabet | 20,3 | 0,1 | 14% | 25% |
Microsoft | 20,4 | 1,7 | 20% | 17% |
Мультипликаторы — это производные показатели, отражающие отношение между финансовыми результатами компании и ее капитализацией. Мультипликаторы нужны, чтобы оценить, дорого или дешево можно купить компанию, растет ли бизнес и насколько эффективен менеджмент. Акция — это доля в бизнесе, а не движение котировок. Лучше и перспективней бизнес — больше рост.
Финансовые результаты возьмем из финансовой отчетности Dropbox за 2 квартал 2018 года с официального сайта. Чтобы получить честные показатели, нужно суммировать финансовые результаты за 12 месяцев. Эти данные можно взять из предыдущих отчетов на сайте. Вот какие данные я собрал.




Данные по активам, обязательствам и капиталу нужны за последний квартал. Я собрал данные за предыдущие периоды.
Результаты Dropbox за 12 месяцев
Показатель, млн $ | За 12 месяцев | 2 кв. 2018 | 1 кв. 2018 | 3 и 4 кв. 2017 |
---|---|---|---|---|
Выручка Revenue | 1762,3 | 339,2 | 316,3 | 1106,8 |
Деньги Cash | 110,8 | 110,8 | — | — |
Краткосрочные кредиты Capital lease obligation | 87,1 | 87,1 | — | — |
Долгосрочные кредиты Capital lease obligation, non−current | 73,1 | 73,1 | — | — |
Капитал Total stockholders’ equity | 630,9 | 630,9 | — | — |
Амортизация Depreciation and amortization | 257,7 | 40 | 35,9 | 181,8 |
Операционный денежный поток Net cash provided by operating activities | 504 | 111,9 | 61,8 | 330,3 |
Капитальные затраты Capital expenditures | −44,9 | −9,7 | −9,9 | −25,3 |
Revenue
Cash
Capital lease obligation
Capital lease obligation, non−current
Total stockholders’ equity
Depreciation and amortization
Net cash provided by operating activities
Capital expenditures
Для расчетов понадобится рыночная капитализация. В нашей таблице она подгружается из «Гугл-финансов» автоматически. В таблице можно посмотреть расчет мультипликаторов. Конкурентов добавил для сравнения — может, другие компании лучше Dropbox. Расскажу, какие мультипликаторы и зачем считал.
EV, или Enterprise Value — стоимость компании. Формула: рыночная капитализация + сумма кредитов − денежные средства. Вы покупаете акции компании вместе с долгом.
Операционный денежный поток — деньги, которые компания получила на свои счета. Показатель отличается от чистой прибыли. В операционном денежном потоке учитывают только деньги, полученные на счета компании. Например, Dropbox выплатила сотрудникам премию в виде акций компании: бухгалтеры посчитали стоимость акций, получился бумажный убыток в 541 млн долларов.
EV / CF, или EV to Cash Flow — отношение стоимости компании с долгом к денежной прибыли компании. Возможно, акция недооценена, если стоит от 0 до 15. Учитывая, что компания растет быстрее гигантов, — компания оценена адекватно.
Долг / Cash Flow — показывает, за сколько денежных прибылей можно погасить долг. Меньше 3 — у компании нет проблем с долгами.
CROIC — рентабельность инвестированного капитала. Для мультипликатора нужны показатели операционной прибыли и инвестированного капитала. Операционная прибыль — это доходы компании от основной деятельности без учета единоразовых прочих доходов. Инвестированный капитал — это сумма всех средств, которые были использованы в бизнесе. Хороший показатель — от 15%. У Dropbox показатель выше остальных, но нужно понимать — у Dropbox моно-продукт. С одной стороны, хорошо: можно сконцентрироваться на одном продукте. С другой — плохо: если Гугл скопирует функции Dropbox, компании будет трудно выжить.
CROIC = (Операционный денежный поток × 1 − ставка налога) / Инвестированный капитал.
Ставка налога = Уплаченный налог / Операционный денежный поток до уплаты налогов.
Инвестированный капитал = Капитал + Краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы − Деньги.
Стоит ли инвестировать
У Dropbox растут нужные показатели: аудитория, средний чек, выручка и операционный денежный поток. В компании считают, что потенциал рынка — 50 млрд долларов. Даже если не доверять цифрам и поделить прогноз надвое, Dropbox не захватил даже 5% рынка. Есть куда расти. Только вопрос: какими дополнительными продуктами и функциями привлечет новых пользователей Dropbox? Есть же бесплатный «Гугл-диск» для совместной работы в документах.
Пока Dropbox нацелен на рост и не платит дивиденды, другие компании зарабатывают много и делятся с инвесторами:
- Apple заработал 11,5 млрд за квартал: платят каждый квартал 0,73 $ дивидендов.
- Microsoft заработал 16,5 млрд за год: на свободные деньги выкупят акции и заплатят дивиденды.
- «Роснефть» за полугодие заработала 309 млрд рублей. Половину отдадут дивидендами.