«Дропбокс» — хранилище файлов в интернете для совместной работы. Компания выпустила финансовый отчет за 2 квартал 2018 года. У Dropbox выросла выручка, а расходы выросли сильнее — прибыль упала. Но не все так просто.

Выручка

Dropbox увеличил выручку на 27% по сравнению со 2 кварталом 2017 года: с 266,7 до 339,2 млн долларов. Выручка выросла благодаря росту платящей аудитории на 20% за год — до 11,9 млн пользователей.

До 2015 года в Dropbox можно было только хранить файлы. Сейчас в линейку продуктов входят Paper для совместной работы в документах и Showcase для презентации работ для клиентов и сотрудников. На основе прогнозов консалтинговых компаний Dropbox оценивает текущий рынок сервисов для совместной работы в 50 млрд долларов.

Dropbox планирует увеличить количество платящих подписчиков за счет интеграции своего сервиса с другими. Руководство считает, что это поможет привлечь корпоративных клиентов, которые платят больше.

С какими сервисами есть интеграция у Dropbox. Источник: презентация Dropbox, стр. 9
С какими сервисами есть интеграция у Dropbox. Источник: презентация Dropbox, стр. 9

Расходы

Dropbox увеличил операционные расходы на 28% по сравнению со 2 кварталом 2017 года: с 201,2 до 256,9 млн долларов. Операционные расходы — это траты бизнеса на зарплаты, аренды, маркетинг и исследования.

Раньше Dropbox продвигался преимущественно за счет сарафанного радио. Во 2 квартале компания потратила на рекламу 87,4 млн долларов. Мне кажется, руководство серьезно ошибалось раньше, когда не инвестировало так серьезно в рекламу: стоимость рекламы в интернете растет. Теперь компании приходится наверстывать упущенное большими рекламными бюджетами.

Если сравнивать по полугодиям, расходы выросли на 136% — до 918,5 млн долларов. Такой скачок произошел из-за выплаты компенсаций сотрудникам: когда Dropbox вышел на фондовый рынок, сотрудникам бесплатно раздали часть акций. По бухгалтерским правилам у акций должна быть оценка: Dropbox раздал сотрудникам акций на 541,6 млн долларов. Но по факту компания ничего не заплатила. Это сильно искажает чистую прибыль.

Прибыль и операционный денежный поток

У Dropbox чистый убыток 4,1 млн долларов за 2 квартал 2018 года. Но ранее я писал: на это повлиял бумажный убыток 541,6 млн долларов на компенсацию акциями для сотрудников — 55,1 млн долларов заплатили во 2 квартале.

Чистая прибыль может быть искажена: например, компания подписала контракт, планирует перевести деньги с отсрочкой на полгода, а потом банкротится — денег по факту никто не получит, а чистая прибыль есть. Поэтому нужно смотреть на операционный денежный поток — деньги, которые компания получила на свои счета. Это те деньги, с которых компания реально платит налоги и проценты по кредитам.

Dropbox увеличил операционный денежный поток на 30% по сравнению со 2 кварталом 2017 года: с 86,1 до 111,9 млн долларов. По реальным деньгам у компании все неплохо. Но нужно понимать, как компания получает деньги: скорее всего, крупные корпорации покупают подписку сразу на год. Через год Dropbox нужно удержать пользователей для повторной покупки.

Мультипликаторы Dropbox и конкурентов

КомпанияEV / CFДолг / CFROICРост выручки
Dropbox230,374%27%
Box551,349%9%
Alphabet20,30,114%25%
Microsoft20,41,720%17%
Dropbox
EV / CF
23
Долг / CF
0,3
ROIC
74%
Рост выручки
27%
EV / CF
55
Долг / CF
1,3
ROIC
49%
Рост выручки
9%
EV / CF
20,3
Долг / CF
0,1
ROIC
14%
Рост выручки
25%
EV / CF
20,4
Долг / CF
1,7
ROIC
20%
Рост выручки
17%

Мультипликаторы — это производные показатели, отражающие отношение между финансовыми результатами компании и ее капитализацией. Мультипликаторы нужны, чтобы оценить, дорого или дешево можно купить компанию, растет ли бизнес и насколько эффективен менеджмент. Акция — это доля в бизнесе, а не движение котировок. Лучше и перспективней бизнес — больше рост.

Финансовые результаты возьмем из финансовой отчетности Dropbox за 2 квартал 2018 года с официального сайта. Чтобы получить честные показатели, нужно суммировать финансовые результаты за 12 месяцев. Эти данные можно взять из предыдущих отчетов на сайте. Вот какие данные я собрал.

Страница 5 отчета Dropbox за 2 квартал 2018 год
Страница 5 отчета Dropbox за 2 квартал 2018 год
Страница 6 отчета Dropbox за 2 квартал 2018 год
Страница 6 отчета Dropbox за 2 квартал 2018 год
Страница 8 отчета Dropbox за 2 квартал 2018 год
Страница 8 отчета Dropbox за 2 квартал 2018 год
Страница 17 отчета Dropbox за 2 квартал 2018 год
Страница 17 отчета Dropbox за 2 квартал 2018 год

Данные по активам, обязательствам и капиталу нужны за последний квартал. Я собрал данные за предыдущие периоды.

Результаты Dropbox за 12 месяцев

Показатель, млн $За 12 месяцев2 кв. 20181 кв. 20183 и 4 кв. 2017
Выручка
Revenue
1762,3339,2316,31106,8
Деньги
Cash
110,8110,8
Краткосрочные кредиты
Capital lease obligation
87,187,1
Долгосрочные кредиты
Capital lease obligation, non−current
73,173,1
Капитал
Total stockholders’ equity
630,9630,9
Амортизация
Depreciation and amortization
257,74035,9181,8
Операционный денежный поток
Net cash provided by operating activities
504111,961,8330,3
Капитальные затраты
Capital expenditures
−44,9−9,7−9,9−25,3
Выручка
Revenue
За 12 месяцев
1762,2
2 кв. 2018
339,2
1 кв. 2018
316,3
3 и 4 кв. 2017
1106,8
Деньги
Cash
За 12 месяцев
110,8
2 кв. 2018
110,8
1 кв. 2018
3 и 4 кв. 2017
Краткосрочные кредиты
Capital lease obligation
За 12 месяцев
87,1
2 кв. 2018
87,1
1 кв. 2018
3 и 4 кв. 2017
Долгосрочные кредиты
Capital lease obligation, non−current
За 12 месяцев
73,1
2 кв. 2018
73,1
1 кв. 2018
3 и 4 кв. 2017
Капитал
Total stockholders’ equity
За 12 месяцев
630,9
2 кв. 2018
630,9
1 кв. 2018
3 и 4 кв. 2017
Амортизация
Depreciation and amortization
За 12 месяцев
257,7
2 кв. 2018
40
1 кв. 2018
35,9
3 и 4 кв. 2017
181,8
Операционный денежный поток
Net cash provided by operating activities
За 12 месяцев
504
2 кв. 2018
111,9
1 кв. 2018
61,8
3 и 4 кв. 2017
330,3
Капитальные затраты
Capital expenditures
За 12 месяцев
−44,9
2 кв. 2018
−9,7
1 кв. 2018
−9,9
3 и 4 кв. 2017
−25,3

Для расчетов понадобится рыночная капитализация. В нашей таблице она подгружается из «Гугл-финансов» автоматически. В таблице можно посмотреть расчет мультипликаторов. Конкурентов добавил для сравнения — может, другие компании лучше Dropbox. Расскажу, какие мультипликаторы и зачем считал.

EV, или Enterprise Value — стоимость компании. Формула: рыночная капитализация + сумма кредитов − денежные средства. Вы покупаете акции компании вместе с долгом.

Операционный денежный поток — деньги, которые компания получила на свои счета. Показатель отличается от чистой прибыли. В операционном денежном потоке учитывают только деньги, полученные на счета компании. Например, Dropbox выплатила сотрудникам премию в виде акций компании: бухгалтеры посчитали стоимость акций, получился бумажный убыток в 541 млн долларов.

EV / CF, или EV to Cash Flow — отношение стоимости компании с долгом к денежной прибыли компании. Возможно, акция недооценена, если стоит от 0 до 15. Учитывая, что компания растет быстрее гигантов, — компания оценена адекватно.

Долг / Cash Flow — показывает, за сколько денежных прибылей можно погасить долг. Меньше 3 — у компании нет проблем с долгами.

CROIC — рентабельность инвестированного капитала. Для мультипликатора нужны показатели операционной прибыли и инвестированного капитала. Операционная прибыль — это доходы компании от основной деятельности без учета единоразовых прочих доходов. Инвестированный капитал — это сумма всех средств, которые были использованы в бизнесе. Хороший показатель — от 15%. У Dropbox показатель выше остальных, но нужно понимать — у Dropbox моно-продукт. С одной стороны, хорошо: можно сконцентрироваться на одном продукте. С другой — плохо: если Гугл скопирует функции Dropbox, компании будет трудно выжить.

CROIC = (Операционный денежный поток × 1 − ставка налога) / Инвестированный капитал.

Ставка налога = Уплаченный налог / Операционный денежный поток до уплаты налогов.

Инвестированный капитал = Капитал + Краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы − Деньги.

Стоит ли инвестировать

У Dropbox растут нужные показатели: аудитория, средний чек, выручка и операционный денежный поток. В компании считают, что потенциал рынка — 50 млрд долларов. Даже если не доверять цифрам и поделить прогноз надвое, Dropbox не захватил даже 5% рынка. Есть куда расти. Только вопрос: какими дополнительными продуктами и функциями привлечет новых пользователей Dropbox? Есть же бесплатный «Гугл-диск» для совместной работы в документах.

Пока Dropbox нацелен на рост и не платит дивиденды, другие компании зарабатывают много и делятся с инвесторами:

  1. Apple заработал 11,5 млрд за квартал: платят каждый квартал 0,73 $ дивидендов.
  2. Microsoft заработал 16,5 млрд за год: на свободные деньги выкупят акции и заплатят дивиденды.
  3. «Роснефть» за полугодие заработала 309 млрд рублей. Половину отдадут дивидендами.