Ну и что? 23 808

Сделки с недвижимостью регистрируют по новым правилам

Что стряслось?

В России создан единый реестр недвижимости (ЕГРН). Это электронная база данных о сделках, объектах и операциях. В ней хранится информация о кадастровом учете и регистрации прав на недвижимость.

💻 Каменный век закончился

С 1 января вступил в силу федеральный закон о государственной регистрации недвижимости. Он установил новые сроки и правила для оформления сделок с участками, квартирами и домами.

Как было раньше?

Раньше сделку регистрировали там, где находится объект. И приходилось собирать документы из разных контор.

Регистрацией прав на недвижимость занимался Росреестр. Кадастровый учет вела кадастровая палата. При оформлении сделки или изменении границ участка нужно было обращаться в разные органы. Чтобы присвоить дому новый адрес, приходилось отдельно брать справку в администрации. Если приставы наложили на квартиру арест, а потом его сняли, собственника тоже отправляли за справками. Говоря языком тех, кто этим занимался — «Каменный век».

Регистрировать сделку нужно было по месту нахождения объекта: если вы жили в Москве, а вам досталась по наследству дача в Саратове, то вас ожидало увлекательное путешествие по саратовским учреждениям.

Что изменилось?

Появился новый закон. Он стал полнее и понятнее. Многие процедуры упростились и ускорились. Ответственность государства повысилась и теперь четко прописана.

Главное изменение — это создание единого реестра недвижимости. Теперь госорганы будут автоматически обмениваться информацией о сделках, правах на объекты и обременениях.

  • Например, меняется назначение участка. Городская администрация теперь сама уведомляет об этом Росреестр.
  • Или если нотариус открывает наследственное дело, то он автоматически сообщает об этом в нужные ведомства.
  • Если приставы снимают арест с дома, то теперь не должник бегает с бумажками, а приставы сами делают запись в базе данных.
  • Если для оформления сделки Росреестру не хватит данных, он запросит их в нужном органе. Это называется межведомственное взаимодействие. Собственнику не придется срочно брать еще одну справку или приносить копию какой-то выписки.

Зачем нужен единый реестр в электронном виде?

Единый электронный реестр нужен, чтобы не жить в каменном веке. Чтобы ведомства могли обмениваться документами и уведомлениями. Чтобы было видно, кто какую информацию запрашивает и что меняет. Это то, о чем мечтал любой человек, который хоть раз столкнулся с бюрократией — и теперь это есть.

В реестре хранятся данные об объектах во всех регионах. Теперь можно получить в наследство дачу от бабушки в Саратове и оформить ее в собственность, не выходя из дома в Москве. Или развестись с мужем в Москве, переехать к родителям в Саратов и оттуда зарегистрировать право на долю в московской квартире.

А еще электронный реестр — это меньше возможности для ошибки людей. Больше не будет опечаток, неверно указанных фамилий и «корпусов» вместо «квартир».

А вдруг произойдет сбой и все данные потеряются? Или базу взломают хакеры и переоформят мою квартиру?

Все государственные реестры надежно защищены. Данные несколько раз дублируются. Все доступы в реестр фиксируются, а запросы отслеживаются. Сотрудник не может попасть туда из дома и незаметно внести изменения.

Если меняются данные о какой-то квартире — всегда понятно, кто, когда и на основании каких документов это сделал. Любой подозрительный запрос отклоняется. Сотрудники ведомств пользуются электронными подписями, действуют по инструкции и несут материальную ответственность за свои действия. Если они причинят умышленный ущерб собственнику — государство полностью его возместит, а мошенников посадят в тюрьму.

Говорят, что подать документы на сделку можно через интернет. И теперь парень из Дагестана может за 5 дней оформить на себя 100 квартир в Москве. Это правда?

Нет, это бред. Никто через интернет не оформит на себя 100 квартир. Новый закон только осложняет мошеннические операции с недвижимостью.

Подать документы на регистрацию можно лично в Росреестре, через МФЦ или в электронном виде. Это могут делать только уполномоченные лица.

Нельзя написать в Росреестр по электронной почте и попросить оформить сделку по скану паспорта. Если человек обращается лично, у него проверят паспорт или нотариальную доверенность. При продаже квартиры проверят договор. При снятии ареста отправят запрос приставам. Если погашается ипотека, понадобится согласие банка.

Когда заявление отправляется в электронном виде, его заверяют электронной цифровой подписью. Отправлять заявления в электронной форме можно было и в прошлом году. Зато теперь нельзя подделать справку из администрации или кадастровый план.

Из реестра нельзя удалить данные о запросах или изменениях. В нем хранится история сделок за все время. О каждой операции с недвижимостью Росреестр информирует собственника.

Теоретически мошенничество нельзя исключить. Но если собственник не раздает паспорта незнакомцам и не оформляет генеральные доверенности на социальных работников, квартире ничего не грозит.

А сроки регистрации изменились?

Сроки регистрации изменились. Теперь все будет быстрее.

По новому закону право на квартиру в обычном порядке зарегистрируют за 7 рабочих дней. Если принести документы в МФЦ — за 9. Если суд направит в Росреестр постановление о запрете сделок с квартирой, его зарегистрируют за 3 дня. Если супруг направит документы на долю в общем имуществе в электронной форме, его право зарегистрируют за 1 день.

Что мне с этим делать?

Чтобы исключить сделки со своей квартирой без вашего личного участия, отправьте запрет в Росреестр. Это можно сделать лично или в электронной форме с цифровой подписью. Информация о запрете отразится в единой базе, и совершать сделки без вашего разрешения или по доверенности никто не сможет (кроме случаев, которые предусмотрены законом).

Если вы потеряли паспорт, сделайте это срочно и обязательно!

Если вы давно не обращались в Росреестр и хотите знать, нет ли сейчас проблем с квартирой, закажите выписку из ЕГРН на сайте или в МФЦ. Для уверенности делайте это 1 раз в год. Укажите в реестре способы связи — например, электронную почту или адрес проживания, на который вам нужно отправлять запросы и уведомления.

Заведите личный кабинет на портале госуслуг и получите ЭЦП в удостоверяющем центре в своем городе. О любых действия с вашей недвижимостью вы узнаете в момент их регистрации по смс или в личном кабинете.

Если вам интересно, кто искал данные о вашей квартире, запросите эту информацию в Росреестре.

Если вы покупаете квартиру, проверяйте оригиналы документов. Еще до встречи с агентом или собственником, можно заказать выписку или бесплатно получить справочные данные на сайте. Отдельно можно заказать выписку о переходе прав на объект, чтобы убедиться, что квартира не арестована и ее не продали 5 раз в течение года. Проверьте, за какой период есть данные о сделках в едином реестре — такая информация может отражаться не за все время.

Если вы хотите оформить сделку с недвижимостью в другом регионе, обратитесь в Росреестр или МФЦ в своем городе или отправьте заявление в электронной форме.

Если вас пугают новости на разных сайтах или что-то непонятно, позвоните на горячую линию Росреестра 8 (800) 100–34–34.

Росреестр несет ответственность только за свою работу. Если сделка будет признана ничтожной из-за невнимательности покупателя, государство не поможет. Пользуйтесь электронными услугами грамотно, проверяйте документы и никому не верьте на слово.

Ну и что? 16 799

Купили билет на верхнюю полку — там и сидите

РЖД объяснили, как быть пассажирам верхних полок в поездах. Они не могут сидеть на нижней полке, если владелец билета сам это не разрешит. Потребовать и сослаться на дискомфорт и правила не получится. Даже если дорога занимает трое суток, на верхней полке едет ребенок, пожилой человек или беременная женщина, требовать от соседей уступить место нельзя. Просить можно, требовать — нет.

Привлекать проводника для разрешения таких конфликтов в свою пользу тоже бесполезно. Но можно договориться мирно.

Одновременно с этим увеличили срок предварительной продажи билетов — теперь место можно выбрать даже за 90 дней до поездки.

Кого это касается?

Это касается тех, кто ездит на поездах в плацкартных вагонах и купе. Пассажирам будет полезно знать, как работают общие и обязательные для всех правила. Кто едет на нижней полке, будет понимать, обязан ли он уступать место соседу с верхней полки и терпеть его полдороги. А пассажиры с местами на верхних разберутся в своих правах и сориентируются, стоит ли экономить и как общаться с попутчиками.

Что РЖД говорит про верхние полки?

РЖД ссылается на общие правила, которые установлены приказом Минтранса. Там написано, что каждый имеет право занимать только то место, которое указано в билете. Пассажир, который оплатил место на верхней полке, не может занимать место на нижней. Это прямо запрещено правилами — а они обязательные для всех.

А если предстоит долгая поездка?

В правилах перевозок на этот счет нет оговорок. Нельзя заставить пассажира с нижней полки предоставить место или его часть. Даже если дорога долгая, а человеку неудобно. Вообще нет таких причин, чтобы можно было требовать уступить место, подвинуться, проснуться, пересесть или выйти.

Можно только договориться и спросить разрешения. Если пассажир с нижнего места против того, чтобы рядом сидел кто-то из соседей, он имеет на такой запрет полное право. Нельзя повесить свою куртку над его головой или отодвинуть матрас, чтобы посидеть перед прибытием.

Как быть с багажом? Для него есть правила в зависимости от места?

Да, для багажа тоже есть правила в зависимости от занимаемого места. Это касается и мест в купе, и боковых.

Приоритеты такие:

  • места под нижней полкой — для пассажира, который ее занимает;
  • верхняя багажная полка — для пассажира, который едет на верхней полке.

Пассажир с верхней полки не может потребовать освободить для его чемодана место внизу, если там уже занято. И нет такого правила, что под нижним сиденьем багажные места надо распределять поровну. Исключение могут составлять вагоны, в которых нет верхней полки, — тогда все поставят чемоданы под нижнее сиденье.

В любом случае в вагон можно взять с собой ручную кладь в пределах лимита, а остальное положено сдавать в багажный отсек или специальное купе.

Как пользоваться столиком?

Конкретные правила и приоритеты пользования столиком не установлены. Столик общий, им наравне могут пользоваться все пассажиры: оставлять там напитки или принимать пищу. Но заставить соседа по купе пересесть на время трапезы нельзя. Таких требований нет. Не написано, как быть с чаепитиями и питанием тем, кто едет на верхних полках. Можно только договориться.

А если соседи не хотят уступать место соседу с верхней полки, придется есть стоя?

Потребовать от соседей уступить место нельзя. Вот какие есть варианты.

Обратиться к проводнику. Он поможет найти подходящее место, чтобы пообедать или покормить ребенка.

Сменить место с доплатой. Но только если есть свободные, а проводник не против. Можно даже перейти в вагон классом выше с доплатой на месте. Но тоже только при наличии свободных мест — потребовать предоставить удобное место только потому, что неудобно ехать на верхней полке, нельзя. Даже беременной женщине и маме с маленьким ребенком.

Пойти в вагон-ресторан. Там есть все для нормального питания для взрослых и детей.

Что за дискриминация пассажиров с верхних полок? Почему такие правила?

Дискриминации нет: это отношения сторон договора. Когда пассажир покупает билет, он заранее знает, какое место займет. Можно на это не согласиться и купить билет в другой вагон — например в СВ, где вообще нет верхних полок. Если пассажир хочет сэкономить, он получит тот уровень обслуживания, за который заплатил.

Что делать тем, кому тяжело ехать на верхней полке?

Нужно заранее выбирать места для поездки. При этом учитывать длительность путешествия, класс вагона, тип купе и уровень комфорта. Сейчас можно выбрать даже пол соседей.

С 10 декабря 2017 года билет на поезд по России можно купить за 90 дней до поездки (раньше было за 60). Если предстоит долгий путь или нужно поехать с ребенком, лучше выбрать билет заранее. Это можно сделать на сайте: он хоть и не всем кажется удобным, но выбор мест там работает адекватно. Если пройти электронную регистрацию, не придется брать бумажный билет — в поезд пустят по паспорту и фотографии купона.

Билеты на верхнюю и нижнюю полки часто стоят одинаково. Если поездка не срочная, лучше не откладывать бронирование мест.

Если удобных мест не осталось и пришлось купить верхнее, нужно договариваться с соседями. На самом деле проблемы с тем, чтобы поесть или посидеть на нижней полке, чаще всего не бывает. Адекватных и приветливых попутчиков больше. Соседи даже сами уступают место перед прибытием: чтобы собрать белье, переодеться или попить чай.

Если знать о своих правах, не бросаться заявлениями о несуществующих законах и не злоупотреблять статусом, соседи пойдут навстречу и конфликта по поводу мест не возникнет.

Ну и что? 48 327

Нет ИНН — нет посылки

Таможня выпустила новый приказ об оформлении посылок из иностранных интернет-магазинов. Теперь службы экспресс-доставки смогут привезти заказ только тем покупателям, которые указали свой ИНН. Если его нет, посылка не пройдет через таможню. Транспортные компании уже сообщили об этом своим клиентам.

Если вы ждете посылку из-за границы, проверьте почту: возможно, вам уже прислали письмо с просьбой предоставить ИНН. Исключение — доставка Почтой России, там пока этого ограничения нет.

Кроме ИНН нужны паспортные данные и ссылки на товары из интернет-магазина. Эти правила действуют даже для тех посылок, которые уже оплачены, отправлены, но пока не прошли таможню. Если не выполнить требования, груз не дойдет.

Но это еще не самое интересное. С введением новых требований схемам с незаконным предпринимательством и уходом от таможенных пошлин пришел конец. Объясняем, как это работает и чего вам ждать.

Кого это касается?

Это касается всех, кто заказывает что-то из зарубежных интернет-магазинов для личных нужд. Например на «Айхербе», «Ибэе», «Алиэкспрессе» и «Амазоне». Такие посылки проходят таможенный контроль. Обычно оформлением занимается таможенный представитель — это служба экспресс-доставки, которая везет посылку из Америки, Европы или Китая.

Чтобы оформить посылку и правильно рассчитать пошлины, курьерской службе нужны данные о ввозимых товарах: при оформлении их передают в электронный реестр.

Хотя этот приказ формально касается только тех, кто везет товары для себя, на самом деле не только их. Еще тех, кто оформляет товар как для себя, а на самом деле на этом зарабатывает.

Что изменилось в оформлении посылок на таможне?

Раньше для оформления посылки нужны были только паспортные данные покупателя, список покупок и адрес доставки. Теперь требуют еще и ИНН.

Иногда курьерская служба просит предоставить ссылки на товары или скрины из интернет-магазинов. Их придется прислать — это может быть запросом таможни, который лучше не игнорировать.

Службы доставки уже объявили о новых требованиях и запрашивают эти данные у клиентов. Без ИНН покупателя с 7 декабря 2017 года они не смогут оформить посылку на таможне.

Зачем таможне нужен ИНН?

Все дело в пошлинах. По закону без пошлин из иностранного интернет-магазина можно доставить 31 кг товаров для личных нужд. Или вложиться в лимит по стоимости — он равен 1000 евро на человека. Это лимиты на календарный месяц.

Важно, чтобы товары были не для перепродажи, а именно для себя. Если в месяц заказано больше 31 кг или посылки конкретного человека стоят больше 1000 евро, ему насчитают пошлину. В итоге товары обойдутся дороже.

Опытные покупатели это понимают и используют с выгодой для себя. Схемы разные. Кто-то делит посылки на мелкие. Кто-то оформляет несколько заказов, чтобы каждый был дешевле 1000 евро. Еще предприниматели заказывают как будто для себя, а на самом деле продают товары из Китая в своих интернет-магазинах.

Государство задумалось и решило надежнее все контролировать. Для этого просят ИНН. Так можно точно идентифицировать покупателя и проверить вес и стоимость его посылок за месяц. Данные о посылках попадут в общую базу. По ИНН будет легко проверить, что, когда и на какую сумму заказал конкретный человек. Если выяснится, что лимиты превышены, будут начислять пошлины.

А еще по ИНН можно проследить заказы по разным периодам. Статистика может оказаться весьма любопытной для таможни и налоговой.

При чем здесь налоговая?

Кажется, что формально ни при чем: ИНН ведь просит таможня. Но кое-что стоит иметь в виду. Базы таможни и налоговой связаны: ведомства обмениваются данными, а что-то берут из общих источников.

По ИНН таможня будет вести учет посылок по каждому человеку — ей это нужно для расчета пошлин. Налоговая тоже может заинтересоваться этими данными.

Например, если кто-то регулярно привозит из Китая большие партии товаров или одни и те же наименования, а официально не занимается бизнесом и не платит налог с доходов. Если такое выяснится, у налоговой будут вопросы. Закончиться все может начислением налогов и штрафами.

Но как они узнают, что конкретно в посылке и в каком количестве?

Список и стоимость товаров указаны в декларации. Попытка указать неправильные данные теперь может провалиться. Таможенники могут проверить ссылки на конкретные товары. Или попросят скрины из интернет-магазина, чтобы убедиться, что стоимость товара указана правильно.

Лучше не экспериментировать: все посылки таможня проверяет с помощью рентгентехники. Если данные не сойдутся, могут не пропустить посылку или начислить пошлину. Тем более будут проблемы, если под видом игрушек или техники кто-то захочет провезти что-то запрещенное.

Чем это грозит обычному человеку?

Физическим лицам, которые покупают товары в Китае или брендовую одежду в США, это ничем не грозит. Посылки и так проходят таможенный контроль, а с лимитами и пошлинами ничего не изменилось. Всего лишь нужно указывать ИНН при оформлении и на всякий случай делать скрины всех товаров, чтобы в случае чего подтвердить цену или скидку.

Что, если заказы не для себя, а для бизнеса?

Теперь такое будет проще вычислить и доказать. Товары для перепродажи нужно оформлять не так, как для личных нужд. Об этом стоит подумать заранее.

Если маскировать предпринимательство под личные закупки, это может обойтись дороже, чем пошлины по-честному.

Теперь посылки будут идти дольше?

Таможенники официально пообещали, что все это не отразится на сроках доставки. Но только если получатель посылки укажет свой ИНН. Для новых посылок с этим проще: ИНН будут запрашивать при оформлении. Посылка дойдет в обычные сроки с поправкой на предновогодний ажиотаж.

А вот по заказам, которые уже в транспортной компании, ИНН придется передавать дополнительно. Службы доставки рассылают клиентам такие запросы. Некоторые покупатели не знают о новых требованиях и игнорируют эти письма. Тогда посылку не пропустят на таможне и срок доставки увеличится.

У меня уже оформлен заказ. Что мне делать, чтобы его не задержали?

Узнайте в службе доставки, которую выбрали при оформлении, как передать ИНН. Иногда его просят отправить по почте или через личный кабинет. А может быть, вашу посылку успели внести в реестр и оформить до того, как заработал новый приказ. Транспортные компании точно знают, что нужно делать: таможня провела для них отдельное совещание.

Обязательно убедитесь, что курьерская служба ничего от вас не ждет. Может быть, вам отправляли запрос, а вы не заметили или он попал в спам. Передадите ИНН, и с доставкой все будет как обычно.

Я не хочу, чтобы за моими посылками следили. Как этого избежать?

Этого нельзя избежать. Вы и раньше указывали паспортные данные и адрес, поэтому таможня все знала.

Пока есть один способ доставлять товары для личного пользования без ИНН: его все еще не требует Почта России. Там какой-то свой порядок, или их не интегрировали с общей базой, но таможенники официально подтвердили, что посылки через почту пройдут и без ИНН. Если это принципиально, можно попробовать так.

Но сэкономить на пошлинах или скрыть закупки для бизнеса вряд ли получится: в 2018 году к общей системе таможенного контроля присоединится и Почта России.

Я покупаю со скидками и на распродажах. Потом цена меняется. Как доказать, что на момент заказа цена была ниже?

Обязательно делайте скрины и сохраняйте ссылки на каждый товар. Если удастся купить телевизор за 35 тысяч рублей, а завтра он будет стоить 70 тысяч, таможня может засомневаться в правдивости данных. Если не докажете факт скидки, заплатите пошлину.

Я не знаю свой ИНН. Где его взять?

Узнать ИНН можно на сайте налоговой. Это бесплатно.

У меня остались вопросы. Кому их задать?

Мы рассказали то, что знаем сами. Но в таможенном законодательстве много непонятного. Если не можете разобраться, проконсультируйтесь с экспертами.

Бесплатно можно почитать разбор вопросов на сайте таможенной службы. Если не поможет, отправьте свой вопрос или запишитесь на личный прием — там все для этого предусмотрено.