25 июля Фейсбук выпустил отчет с финансовыми результатами за 2 квартал 2018 года. Показатели выросли, но результаты оказались хуже ожидания аналитиков из «Рейтер»: расходы увеличились, а выручка и аудитория растут медленнее прогнозов. Хотя это уже было очевидно из отчета за 1 квартал. Разбираемся, стал ли бизнес Фейсбука хуже.

Активные пользователи
Фейсбук увеличил количество активных пользователей в течение дня на 11% по сравнению со 2 кварталом 2017 года: с 1,32 до 1,47 млрд пользователей. А аналитики ожидали 1,49 млрд. Замедление прироста новых активных пользователей идет пятый квартал подряд. Мы уже говорили об этом в отчете Фейсбука за 2017 год.
Рост активных пользователей Фейсбука, млн пользователей. Цветом — рост к тому же периоду год назад Рост активных пользователей Фейсбука, млн пользователей. В скобках — рост к тому же периоду год назад
Год | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал |
---|---|---|---|---|
2016 | 1090 +16% | 1128 +16% | 1179 +17% | 1227 +18% |
2017 | 1284 +18% | 1325 +17% | 1368 +16% | 1401 +14% |
2018 | 1449 +13% | 1471 +11% |
Еще одна проблема: компания достигла потолка в США и Канаде в 185 млн. Скорее всего, рост замедлился из-за скандалов с утечкой данных: часть пользователей публично удаляла аккаунты в Фейсбуке.
Проблема в том, что пользователи из США и Канады приносят 47% всей выручки. Получается так: объем аудитории не растет, чтобы повысить цену на рекламу, Фейсбук должен тратить деньги на разработку алгоритмов, которые помогут рекламодателям точнее находить покупателей. И тогда можно будет повысить стоимость рекламы.
В целом во всех регионах замедляется рост новых активных пользователей.
Рост активных пользователей Фейсбука по регионам, млн пользователей
Период | США и Канада | Европа | Азия | Остальной мир |
---|---|---|---|---|
3 квартал 2017 | 185 +4% | 274 +7% | 476 +29% | 433 +15% |
4 квартал 2017 | 184 +2% | 277 +6% | 499 +26% | 441 +14% |
1 квартал 2018 | 185 +2% | 282 +5% | 529 +24% | 453 +11% |
2 квартал 2018 | 185 +1% | 279 +3% | 546 +20% | 461 +10% |
Выручка
Фейсбук увеличил выручку на 42% по сравнению со 2 кварталом 2017 года: с 9,3 до 13,2 млрд долларов. Аналитики ожидали 13,36 млрд долларов.
Фейсбуку тяжелее зарабатывать: в Северной Америке количество пользователей достигло потолка. В Европе заработали новые правила по работе с данными пользователей — пользователи могут не предоставлять свои данные, данные должны быть обезличенными, а утечка данных будет наказываться серьезными штрафами. Но данные пользователей — это основной ресурс соцсети. Его используют, чтобы получить деньги от рекламодателей.
Выручка Фейсбука, млн долларов
Год | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал |
---|---|---|---|---|
2016 | 5382 +52% | 6432 +59% | 7011 +73% | 8809 +51% |
2017 | 8032 +49% | 9321 +45% | 10328 +47% | 12972 +47% |
2018 | 11966 +49% | 13231 +42% |
Фейсбук не смог компенсировать замедление роста пользователей ростом цен на рекламу — рост выручки на одного пользователя упал во всех регионах. Кажется, новый закон о защите данных в Европе сильно ударит по будущей выручке компании.
Выручка Фейсбука от одного пользователя по регионам в долларах
Период | США и Канада | Европа | Азия | Остальной мир |
---|---|---|---|---|
3 квартал 2017 | 21,2 +35% | 6,85 +45% | 2,27 +20% | 1,59 +31% |
4 квартал 2017 | 26,76 +35% | 8,86 +48% | 2,54 +23% | 1,86 +32% |
1 квартал 2018 | 23,59 +38% | 8,12 +50% | 2,46 +24% | 1,68 +32% |
2 квартал 2018 | 25,91 34+% | 8,76 +39% | 2,62 +23% | 1,91 +29% |
Прибыль
Фейсбук увеличил прибыль на 33% по сравнению со 2 кварталом 2017 года: с 3,9 до 5,1 млрд долларов. Прибыль тоже стала расти медленнее: у компании выросли расходы на 50%.
Руководство компании еще два квартала назад предупреждало инвесторов: расходы увеличатся из-за борьбы с фейковыми новостями. Плюс из-за скандала с утечкой данных и нового закона об обработке данных в Европе придется тратить деньги на оборудование и специалистов.
Мультипликаторы Фейсбука
Показатель | Фейсбук | «Альфабет» (владелец Гугла) | «Твиттер» | «Тенсент» |
---|---|---|---|---|
EV / EBITDA | 22,4 | 25,0 | 629,0 | 34,8 |
EV / CF | 21,9 | 20,1 | 393,0 | — |
Долг / EBITDA | −0,2 | −0,3 | 0,4 | −0,2 |
ROIC | 39% | 14% | 2% | 30% |
Прирост выручки | 46% | 25% | 11% | 49% |
Мультипликаторы — это производные показатели, отражающие отношение между финансовыми результатами компании и ее капитализацией. Мультипликаторы нужны, чтобы оценить, дорого или дешево можно купить компанию, растет ли бизнес и насколько эффективен менеджмент.
Финансовые результаты Фейсбук публикует в финансовой отчетности. Компания обязана раскрывать эти данные, потому что ее акции торгуются на бирже. Возьмем отчет компании за 2 квартал 2018 финансового года с официального сайта Фейсбука для инвесторов. Чтобы мультипликаторы получились честными, нужно взять данные за 12 месяцев. Я покажу, что нам понадобится.



Переносим данные в таблицу.
Результаты Фейсбука за 12 месяцев
Показатель | Сумма, млн $ |
---|---|
Выручка | 48 497 |
Операционная прибыль | 23 786 |
Прибыль до налогов | 24 171 |
Уплаченные налоги | 5106 |
Денежные средства | 11 552 |
Краткосрочные кредиты | 0 |
Долгосрочные кредиты | 6239 |
Капитал | 79 382 |
Амортизация | 3608 |
Операционный денежный поток | 27956 |
Рыночную капитализацию можно брать с Ycharts.com. В нашей таблице с расчетами рыночная капитализация автоматически загружается из «Гугл-финансов». Мультипликаторы будут актуальны до следующего квартального отчета Фейсбука.
Расчеты мультипликаторов Фейсбука можно посмотреть в гугл-таблице. Чтобы оценить компанию, нужно сравнить данные с конкурентами — вдруг их бизнес лучше. Конкуренты Фейсбука — рекламные площадки: Гугл, «Твиттер» и китайская ИТ-компания «Тенсент».
EV, или Enterprise Value, — стоимость компании. Формула: рыночная капитализация + сумма кредитов − денежные средства. Вы покупаете акции компании вместе с долгом.
EBITDA — идеальная прибыль компании, которая не учитывает налоги и расходы, не связанные с основной деятельностью. Формула: операционная прибыль + амортизация. По EBITDA можно сравнивать компании из разных стран.
EV/EBITDA — показывает, за сколько лет компания окупит себя. Меньше 10 — возможно, компания недооценена. Инвесторы любят технологическую отрасль — показатели растут быстро, конкурентов мало, вложений в бизнес нужно меньше, чем добывающим компаниям. Нормально значение в отрасли — 20—40. По этому показателю все более-менее справедливо оценены, кроме «Твиттера». Но он наконец вышел из убытков, и инвесторы обращают на него внимание.
EV / CF, или Price to Cash Flow, — отношение рыночной капитализации к денежной прибыли компании. Мультипликатор аналогичен по смыслу EV / EBITDA, но в EV / CF берется реальная денежная прибыль, а не бухгалтерская. Ни одна из представленных компаний не обманывает инвесторов бумажной прибылью — EV / CF почти равен EV / EBITDA.
Долг / EBITDA — показывает, сколько компании потребуется лет, чтобы раздать долги. Меньше 3 — у компании нет проблем с долгами, больше 5 — могут возникнуть проблемы с выплатой долга, если в бизнесе что-то пойдет не так. У Фейсбука отрицательное значение — компания может погасить долги из собственных средств.
ROIC — рентабельность инвестированного капитала. Для мультипликатора нужны показатели операционной прибыли и инвестированного капитала. Операционная прибыль — это доходы компании от основной деятельности без учета единоразовых прочих доходов. Инвестированный капитал — это сумма всех средств, которые были использованы в бизнесе. Хороший показатель — от 15%.
ROIC = Операционная прибыль × (1 − ставка налога) / Инвестированный капитал
Ставка налога = Уплаченный налог / Прибыль до налогов
Инвестированный капитал = Капитал + Краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы
Что дальше
В США индустрия инвестиций существует давно. Если результаты компании не сошлись с прогнозом аналитиков, цена акции падает. Хоть Фейсбук и продолжает расти быстрее всех в отрасли, есть три но:
- Фейсбук не защитил данные американских пользователей. Часть пользователей удалилась, другие пересмотрели настройки обработки данных. Данные для Фейсбука нужны, чтобы рекламодатели точнее настраивали рекламу и не уходили на другие рекламные площадки.
- В Европе заработал новый закон об обработке данных — это может навредить росту выручки в регионе.
- Фейсбук не делится прибылью через дивиденды и выкуп акции. Поэтому инвесторы требовательны к темпам роста показателей компании.
Хочется рвать волосы, но подождите. Если у вас уже есть акции — падение состоялось, уже нет смысла паниковать. Из плюсов: Фейсбук по-прежнему растет быстрее многих компаний. Про рост расходов предупреждали еще в феврале. Если вы долгосрочный инвестор — ждите следующего отчета. Когда произошел скандал с утечкой данных акции упали в цене на 17% в течение нескольких дней — через два месяца все вернулось на свое место.
В США всё как-то без души: ожидания аналитиков не оправдали — сразу падение. А в России душевные инвестиции — почитайте о них: