Ну и что? 47 944

10 самых интересных требований госта для интернет-магазинов

До сих пор у нас не было национального стандарта для продажи через интернет и мы все невозможно страдали. Доколе! Наконец-то Росстандарт опубликовал гост для интернет-магазинов. Новый гост официально принят и вступит в силу с 1 января 2018 года. Тогда и заживем!

Мы внимательно его изучили и выбрали 10 самых интересных, непонятных и странных требований. Если у вас есть сайт, через который можно заказать какой-то товар, ради интереса изучите новый стандарт. Вдруг вы уже всё сделали по госту — можно будет получить сертификат и показать маме.

Коротко

Гост официально принят, но еще не вступил в силу.

Он необязательный. За несоответствие госту магазин не оштрафуют и не закроют.

Получить сертификат можно с 1 января 2018 года. Возможно, он поможет выделиться на фоне конкурентов.

Кроме госта для интернет-магазинов есть другие требования, которые выполнять обязательно.

Какие требования к интернет-магазинам установил этот гост?

В стандарте для дистанционной продажи товаров 12 разделов. Там описано, что нужно публиковать на сайте о продавце, товарах и оформлении заказа. Ничего особенного и сложного мы там не нашли: в некоторых маркетплейсах требований больше и они строже. Если магазин работает, например, на «Яндекс-маркете» или смог подключить платежную систему, скорее всего, он соответствует госту.

Большинство правил очевидные. Но некоторые условия для интернет-магазинов либо странные, либо непонятные. Например такие.

1. Интерфейс. Интернет-магазин должен иметь интуитивно понятный интерфейс, обеспечивающий оперативность взаимодействия покупателя с продавцом (п. 3.1).

Непонятно, кто и как будет это оценивать. Никаких внятных критериев в госте нет. Повлияет ли на это цвет кнопки «купить», расположение иконки с корзиной и возможность заказа без регистрации, неясно.

Может быть, нужно обязательно установить на сайте чат для ответов на вопросы или кнопку заказа обратного звонка? Гост не уточняет.

Мы нашли еще один малоизвестный гост для веб-интерфейсов. Его ввели еще в 2015 году, и там много важного про навигацию, ссылки, строку поиска, время загрузки и обратную связь. Если нет толкового айтишника, изучите — будете знать, что требовать от разработчиков.

2. Характеристики. В интернет-магазине должна быть размещена максимально детализированная информация об основных потребительских свойствах товара (п. 5.1).

Насколько детализированная, непонятно. Нужно указывать вес упаковки для ламината или это необязательно? Высота ворса для ковролина важна или хватит общей толщины? Кто решает, какие характеристики важны для смартфона, купальника или пылесоса? Если перечислены все режимы в духовке, но непонятно, есть ли в комплекте противень, это детализированная информация или нет?

Ответов на эти вопросы в госте нет.

3. Условия продажи. Нужно указывать срок, в течение которого действует предложение на этих условиях (п. 5.1).

Речь не об акциях — про них отдельный пункт. Получается, для каждого товара нужно установить, до какой даты или в течение какого периода магазин готов продать его по этой цене и с такими характеристиками. Непонятно, откуда продавцам брать такую информацию и как ее гарантировать.

Наверное, разработчики госта хотели как лучше, чтобы покупатель знал, что вот такая цена и такой срок поставки действует еще месяц или полгода. Но поставщики не предупреждают о конкретной дате повышения цен для заказного товара. И не каждый производитель заранее скажет, что через месяц снимет коллекцию с производства.

Значит, придется писать бессмысленную фразу о том, что все предложения действительны на момент размещения.

4. Фотографии. На сайте нужно обязательно размещать фотографии товара с разных ракурсов (п. 5.2).

Это требование без проблем выполнит интернет-магазин по продаже смартфонов и пылесосов. Но непонятно, что делать, например, продавцам строительных смесей и керамической плитки. И вообще всем, кто продает товар по фотографиям от производителя, а своих не делает. Часто это требование завода и условие контракта.

Для многих магазинов это будет настоящей проблемой, если они захотят уважить гост. Сделать разноракурсные фото тысяч наименований напольных покрытий или книг — долго, дорого и часто бессмысленно.

5. Подтверждение заказа. Продавец должен незамедлительно отправить покупателю подтверждение, что заказ принят, покупка оформлена и вот на каких условиях (п. 6.1).

Непонятно, как это сделать, когда нужно согласовать с покупателем точное количество и список комплектующих. Покупатель может не знать, что ковролин продается только рулонами и отрезать 10 квадратных метров нельзя. Или что к раскраске по номерам стоит заказать багет, потому что иначе это не картина. Или что для теплого пола не подходит терморегулятор, который добавлен в заказ: нужен другой, но его нет в наличии.

И как отправлять моментальное подтверждение, если еще нужно уточнить наличие на заводе и сообщить точный срок поставки, в госте тоже не объясняют.

6. Чеки. Если кассовый чек выдает не магазин, а его агент по договору, об этом нужно предупреждать при оформлении заказа (п. 7).

Что нужно сообщить покупателю, который оформляет заказ в один клик через специальную форму и не сообщает о способе доставки, в госте не написано. И как предупредить покупателя, который пока не решил, как он будет оплачивать товар, тоже непонятно. Например, если он приедет на склад забирать самовывозом, чек пробьет магазин. А если выберет доставку курьером, то чек выдаст служба доставки.

Как всё это учесть, чтобы соответствовать госту, магазины будут думать сами.

7. Упаковка. В описаниях способа доставки нужно указывать, в какой материал упакован товар и как это защитит его от повреждений (п. 10.5).

Если вы думали, что для вашего товара это очевидно, вы ошибались. Продаете пластилин — опишите, как он упакован. Продаете платья — расскажите, как пакет защищает их от механических повреждений. Если делаете резиновую плитку или профиль для гипсокартона, которые не нужно упаковывать, не знаем, что вам посоветовать.

8. Возврат товаров надлежащего качества. В госте перечислены варианты, как покупатель может связаться с магазином, чтобы вернуть товар, который не подошел. Но там нет обычной почты (п. 11.4).

Международные бренды и крупные интернет-магазины не просят никаких уведомлений по электронной почте, звонков или смс, если не подошли кроссовки или пуховик. Достаточно просто вернуть товар в пункте выдачи или отправить по почте с заполненным бланком. Этот бланк обычно лежит прямо в посылке: заполнил, отправил — и всем хорошо.

В госте нет такого варианта для возврата. Что будут делать «Пума» и «Озон», если захотят соблюсти гост, мы не знаем. До сих пор им можно было вернуть товар без предварительных звонков и электронных писем. С 1 января это будет не по госту.

9. Учет обращений. Магазинам нужно присваивать номера обращениям покупателей и вести электронный журнал учета (п. 11.6).

Что это за журнал и в какой форме его нужно вести? Подойдет ли для этих целей ЦРМ-система, админка сайта или нужно заводить какой-то специальный журнал, непонятно.

Еще неясно, как это проверит орган по сертификации. Они попросят предоставить этот журнал с персональными данными покупателей или поверят на слово? А если никто пока не возвращал товары и никакого журнала нет? Как тогда подтвердить, что магазин выполняет эту рекомендацию, — дать честное слово?

10. Бракованные товары. Если выяснится, что товар ненадлежащего качества, магазин должен сам забрать его у покупателя — там, где тот скажет (п. 12.6).

Понятно, что так хотели защитить права покупателей, чтобы им не пришлось идти на почту или в магазин, чтобы вернуть бракованную вещь. Но многие интернет-магазины в таких случаях оплачивают почтовые расходы или предлагают покупателю приехать в пункт самовывоза. По госту они должны будут сами приезжать, куда скажет покупатель: на дачу, в другой город или к метро.

Это все требования госта к интернет-магазинам?

Нет, чтобы узнать все требования, нужно полностью прочитать гост. Это дело на пятнадцать минут.

Некоторые требования вполне адекватные, и, если их соблюдать, это полезно и продавцам, и покупателям.

Всем интернет-магазинам нужно соответствовать госту?

Нет, этот гост необязательный. Если ему не соответствовать, санкций не будет. По крайней мере, пока.

Но сертификат о соответствии стандартам — это преимущество перед конкурентами и аргумент для покупателей.

Не забудьте, что кроме госта есть нормативные акты, которые должны соблюдать все продавцы — даже те, кто работает в интернете. Если нарушить закон, можно потерять много денег и даже весь бизнес.

Закон о защите прав потребителей

Правила дистанционной торговли

Я хочу получить сертификат. Что делать и куда идти?

Получить сертификат можно в органе по сертификации, который аккредитован конкретно для этой услуги. Мы обзвонили пять таких органов, но ни один пока не получил аккредитацию. Это понятно: гост новый и еще не вступил в силу.

Получить сертификат можно будет только после 1 января 2018 года. Это платно. Сколько будет стоить, пока неизвестно. Некоторые компании назвали нам ориентир 20−30 тысяч рублей — столько стоит сертификация других услуг по госту.

Если собираетесь получать сертификат, изучите все требования и подготовьте магазин. Даже если у вас удобный сайт, много заказов и отличные отзывы, это не значит, что магазин соответствует госту.

Хотите официальный сертификат — подойдите формально.

Если я получу сертификат, это поможет мне больше зарабатывать?

Мы не знаем. Это поможет условно выделиться на фоне конкурентов. Покупатели не в курсе, что за требования по госту, и могут думать, что это что-то важное. Может быть, причастность к бренду госта повысит доверие к магазину. Но, как говорят наши коллеги из уважаемых СМИ, это не точно.

Ну и что? 1 899

Минстрой объяснил нюансы по общим собраниям собственников

В жилищном кодексе описаны правила, как проводить общее собрание собственников. Но есть нюансы, о которых в законе ничего нет. Из-за этого управляющие компании путаются, а собственники теряют право голоса.

Минстрой опубликовал письмо, в котором объяснил непонятное: как оформлять документы и правильно себя вести, чтобы полноценно участвовать в управлении домом.

У одного собственника несколько помещений. Он может голосовать по-разному в рамках одного вопроса?

Нет, не может. Один человек — одно решение.

К дому пристроено нежилое помещение. Его собственник может влиять на решения, которые принимаются по дому?

Если помещение является по документам частью дома, то да, может. Нужно проверять технический паспорт — там все указано.

Например, если салон красоты имеет собственную крышу и фундамент, но одной из стен касается дома, то он может быть оформлен по документам как часть дома. А значит, его владелец может участвовать в общем собрании.

От того, как оформлено встроенное или пристроенное помещение, зависит не только голосование. От этого зависит, будут ли жильцы платить за ремонт крыши этого салона красоты или магазина. И будет ли салон красоты платить за уборку общих подъездов в доме.

Уведомление о собрании вручили не только собственнику, но и жильцу квартиры. Это законно?

Это законно.

Тот, кто зовет на собрание, обязан предупредить собственников. В законе написано, как это сделать: лично или заказным письмом за 10 дней до даты собрания. При этом закон не запрещает отправлять дополнительные уведомления кому угодно еще: родственникам собственника, арендаторам квартиры или нежилого помещения.

Уведомление о собрании — это не коммерческая и не служебная тайна, а персональных данных там нет. Чтобы пригласить как можно больше собственников и собрать кворум, их можно вручать кому угодно — за это не накажут.

В протоколе общего собрания нет подписи собственника — только данные о его решении. Так можно?

Так нельзя. В списке обязательных данных нет подписи собственника. Там написано, что должны быть данные только о его решении — как он проголосовал.

Подпись — это и есть подтверждение решения. Без подписи нельзя понять, что это голос конкретного собственника. И хотя в перечне обязательных сведений подписи нет, без нее решение недействительно. Если такое обнаружится, решение можно оспорить.

В расшифровке подписи на решении собственника достаточно инициалов?

Нет, нужно полностью писать имя и отчество. Только инициалы — нельзя. У однофамильцев Минстрой рекомендует внимательнее проверять документы, а если нужно — запрашивать дополнительные.

В протоколе есть ошибки, опечатки или описки. Как исправить?

Ошибки исправляют прямо в документе и заверяют подписью собственника с пометкой «исправленному верить» — так можно.

Если в протоколе есть неисправленные ошибки и опечатки, важно, что это за ошибки и как они могли повлиять на результат. Описка или неразборчивый почерк не повод признавать решение недействительным. Главное, чтобы было понятно: вот голос человека, он живет в конкретной квартире вот такой площади. И проголосовал он вот так. Но если ошибка или опечатка вызывает неустранимые сомнения, это повод признать решение недействительным.

Зачем вообще проводить общее собрание?

На общем собрании решают вопросы многоквартирного дома: когда делать капитальный ремонт, устанавливать ли детскую площадку, платить ли за охрану и сдать ли лифтерную под салон красоты и т. д.

Зачем Минстрой что-то объясняет?

Общее собрание нельзя провести как угодно. Нужно соблюдать правила на всех этапах: от уведомления до подписания протокола. Если что-то нарушить специально или по незнанию, решение могут признать недействительным. Например, общее собрание разрешило делать пристройку для салона красоты, пристройку сделали, а потом один боевой жилец нашел нарушения в процедуре собрания и всё оспорил.

Но в правилах описано не все. Иногда даже Минстрой не знает сразу, как правильно. Постепенно накапливаются вопросы и выходят вот такие разъяснения.

Рекомендации Минстроя исполнять обязательно?

Письмо Минстроя — это не нормативный документ. Можно его не исполнять и поступать на свое усмотрение: разделять голоса одного собственника, не ставить подпись в решении и вместо расшифровки указывать только инициалы. Но тогда нужно быть готовым к тому, что голос не учтут, засчитают не так или оспорят в суде.

Зачем мне это надо?

На общих собраниях решают важные вопросы. Иногда от этого зависит, сможет ли конкретный собственник ставить свою машину на парковке возле дома. Еще это напрямую влияет на расходы: сколько денег нужно платить за управление домом и куда пойдут взносы за капремонт.

Общее собрание не обязательно организует глава ТСЖ или управляющая компания. Это может сделать любой собственник, если хочет что-то изменить и знает, как нужно действовать.

Ну и что? 17 697

Теперь на сайте налоговой можно скачать справку о доходах. Но для кредита она не подойдет

Справку о доходах 2-НДФЛ теперь можно скачать в личном кабинете на сайте nalog.ru. Вы получите официальный документ с электронной подписью. Он имеет такую же силу, как справка с печатью работодателя. Такую справку примет банк, новый работодатель и вообще кто угодно: она заверена налоговой.

Но есть проблема. Скорее всего, вам все равно придется брать справку на работе.

Что за справка вообще?

Справка 2-НДФЛ — это подтверждение официальных доходов и удержанного налога. Работодатель отправляет в налоговую такую справку по каждому сотруднику. Налоговая видит, где конкретный человек работает, какая у него зарплата за год и по месяцам и сколько НДФЛ он заплатил.

Справка 2-НДФЛ нужна для разных целей. Например, для оформления вычета при покупке квартиры или оплате лечения. Еще такой справкой подтверждают официальные доходы для банка, чтобы взять или рефинансировать кредит.

Обычно справку 2-НДФЛ заказывают на работе. Бухгалтерия выдаст ее в любое время и за любой период работы.

Так что, теперь справку получить проще?

Да, теперь ее можно получить прямо на сайте налоговой. Раньше ее можно было только открыть, а скачать и передать кому-то — нет. Теперь можно. Справки выгружаются в формате .pdf или .xml. Этот файл можно переслать по электронной почте или прикрепить к заявке на кредит.

Почему такая справка имеет юридическую силу? Это же просто файл.

Это не просто файл. Из личного кабинета справка выгружается с электронной подписью налоговой. Эту подпись нельзя подделать. Ее проверяют в специальном сервисе. Даже если отправить справку по почте, банк увидит, что она настоящая.

В чем тогда подвох? Почему эти справки не подойдут для кредита?

Работодатели подают справки о доходах сотрудников до 1 апреля следующего года. Налоговая загружает справки в личный кабинет еще позже — к июню. И так каждый год.

Например, в ноябре 2017 года у налоговой есть справка за 2016 год, а за 2017 еще нет. Даже весной 2018 года еще может не быть справки за 2017.

Для кредита нужна справка 2-НДФЛ за полгода до подачи заявки. Если подать заявку сейчас, нужно подтвердить доход с мая по ноябрь 2017 года. Для этого придется брать справку 2-НДФЛ на работе. В личном кабинете на сайте налоговой ее нет и быть не может.

А когда работодатель все-таки передаст данные в налоговую — например в конце марта 2018 года, — банку нужна будет справка о доходах за январь, февраль и март. Этих сведений тоже не будет в личном кабинете, и вам все равно придется идти в бухгалтерию. Или искать банк, который дает кредиты без подтверждения официального дохода.

Получается, задумка хорошая, но пока без большой практической пользы.

Значит, эти справки вообще не пригодятся? Зачем тогда это сделали? Опять бездумно растрачивают бюджет?

Справки за прошлые годы тоже могут пригодиться.

Для вычета. Чтобы получить вычет и вернуть налог за прошлые годы, нужно подать декларацию 3-НДФЛ и справку о доходах. В 2017 году могут понадобиться справки за 2014, 2015 и 2016 годы. Все они будут в личном кабинете.

Для банка. Банк может запросить подтверждение зарплаты за любой период — даже за прошлые годы. В свое время ипотечникам для господдержки нужно было подтверждать доход за 12 месяцев. Может быть, еще пригодится. Тогда справки можно выгрузить и отправить по электронной почте. Печать с работы не нужна.

Для контроля. Вы можете зайти в личный кабинет и проверить, какие данные работодатель передает в налоговую — совпадают ли они с расчетными листками и все ли вычеты правильно оформлены.

Еще в личном кабинете отражаются справки об НДФЛ со списанных долгов и неочевидных доходов: при рефинансировании ипотеки, возврате страховки, компенсаций. По закону их должны прислать налогоплательщикам заранее, но не всегда присылают. Проверьте, вдруг вас ждет сюрприз.

Для суда и пристава. Например, если в суде нужно подтвердить доход за несколько лет. Ситуации могут быть какие угодно: отсрочка выплаты долга, уменьшение пеней по алиментам или раздел имущества.

Для пособий. В 2017 году соцзащита может попросить справку о доходах за прошлый год. Подойдет документ из личного кабинета.

Могут быть и другие ситуации, когда пригодятся справки 2-НДФЛ за прошлые годы. Если так случится, вы сможете распечатать их даже ночью, в отпуске и для всех членов семьи сразу.

Как проверить свои справки 2-НДФЛ?

Зарегистрируйтесь на сайте налоговой. Для этого нужно сходить с паспортом в любую инспекцию и получить логин с паролем.

Можно авторизоваться через госуслуги.

Зайдите в личный кабинет, откройте раздел «Налог на доходы ФЛ и страховые взносы», выберите пункт «Сведения о справках по форме 2-НДФЛ».

Справки можно посмотреть или выгрузить с электронной подписью.