9 мая компания «Хедхантер» — которая владеет сервисом для поиска работы и сотрудников — стала публичной: ее акции теперь может купить любой желающий, у кого есть доступ к американским биржам. Для покупки нужен специальный статус или счет у американского брокера, но разобраться в новичке российского ИТ-сектора стоит хотя бы для того, чтобы оценить потенциал Яндекса в этой сфере.

Владельцы бизнеса

Текущие владельцы «Хедхантера» решили зафиксировать прибыль и продать часть своей доли инвесторам на американской бирже. Покупая акции «Хедхантера», мы покупаем долю в кипрском холдинге.

На фондовом рынке торгуются американские депозитарные акции «Хедхантера», или ADS. Иностранные компании используют ADS, чтобы разместить свои акции на американской бирже. Одна ADS равна одной акции. Всего у компании 50 млн ADS.


Где зарабатывают

Кипрскому холдингу принадлежат акции в локальных подразделениях, которым, в свою очередь, принадлежат права на сайты, бренд и базу данных в конкретной стране. Ключевой актив — российское подразделение, которому принадлежит HH.ru. Он приносит 93% выручки. Холдингу принадлежит 100% в подразделении.

Остальные подразделения, которые работают в Беларуси, Казахстане и Азербайджане, совокупно приносят оставшиеся 7% выручки. Холдингу принадлежит от 50 до 66% акций.

На чем зарабатывают

«Хедхантер» зарабатывает на работодателях и соискателях через собственный сайт. У компании четыре услуги. Подробнее о них — чуть ниже. Но нужно учитывать, что в конце 2017 года «Хедхантер» приобрел Job.ru. Рост некоторых показателей в 2018 году к предыдущему году слишком большой из-за присоединения.


Подписка на пакет услуг. Работодатель покупает подписку и получает доступ к базе резюме и возможность публиковать вакансии. Подписки есть на разный срок — от одного дня до года. Пакетный сегмент растет медленнее, чем две входящие в него услуги по отдельности: 25% против более 33% роста к предыдущему году. В проспекте заявляется о включенной дополнительной ценности для клиентов в пакетном предложении, но, кажется, она не такая большая, раз все больше клиентов выбирают отдельные услуги.

Руководство видит рост своих доходов в росте расходов компаний на услуги в интернете. На 2016 год всего 10% предприятий России использовали онлайн-платформу для подбора персонала. Для сравнения: аналогичный показатель в Австралии — 30%, в Германии — 25%.

В компании считают, что цены на услуги не такие высокие по сравнению с конкурентами — есть куда расти. Тоже возможность для роста дохода.

Публикация объявлений о работе. Работодатель может опубликовать свои вакансии на сайте на срок до 30 дней. Размер оплаты зависит от количества опубликованных вакансий. Треть вакансий из Москвы, Санкт-Петербурга и их областей.


Доступ к базе резюме. Треть резюме — опять Москва, Санкт-Петербург и их области. Две трети — «белые воротнички». 50% людей, опубликовавших резюме, откликалось на вакансию. Компания заявляет, что 70% резюме проходит проверку с помощью искусственного интеллекта — это позволяет не тратить деньги на черновую работу.

Больше половины резюме — рабочие профессии. Здесь руководство тоже видит потенциал роста: для этого покупали Job.ru и его базу. Чтобы привлечь аудиторию рабочих, будут использовать рекламу на телевидении и в газетах.

Руководство ориентируется на то, что население будет стареть и наступит дефицит кадров. Из-за этого расходы на привлечение новых сотрудников вырастут.

База данных резюме в миллионах штук

Показатель2015201620172018
Резюме19,223,027,436,2
Рост год к годуНет данных20%19%32%
Резюме
2015
19,2
2016
23,0
2017
27,4
2018
36,2
Рост год к году
2015
Нет данных
2016
20%
2017
19%
2018
32%

Дополнительные услуги для соискателей. За плату «Хедхантер» поднимет резюме в списке для работодателей, поможет с резюме, проконсультирует по вопросам карьеры. Осталось научиться делать что-то полезное 🤔 Еще компании принадлежит сайт Career.ru для студентов и выпускников. Он приносит меньше 10% резюме. На сайте зарабатывают за счет баннерной рекламы.

Клиенты

Компания выделяет три сегмента клиентов: ключевые, малые и средние, остальные. Ключевые клиенты подписаны на базу резюме минимум 180 дней и могут публиковать до десяти вакансий. Малые и средние клиенты — те, кто не подходит под описание ключевых. Остальные — иностранные клиенты и клиенты дочерних компаний.

Большая часть доходов с клиентов — за счет Москвы, Санкт-Петербурга и их областей: количество клиентов и средний чек там больше. Руководство видит драйвер роста в работодателях из регионов: предприятия могут расти, интернет — распространяться, бюджеты компаний на онлайн-рекламу вакансий — увеличиваться.

Доходы «Хедхантера» не зависят от нескольких клиентов: десять крупнейших клиентов принесли суммарно 1,6% дохода. Поэтому потеря крупнейших клиентов «Хедхантеру» не страшна.


Конкуренты

У «Хедхантера» несколько прямых конкурентов: «Суперджоб», «Зарплата-ру», «Яндекс-работа» и «Авито». В России «Хедхантер» — абсолютный лидер по трафику на сайте, в мире занимает второе место среди рекрутинговых сайтов, уступая лишь американскому Indeed.com. Но это все по мнению Similarweb.com — в мире может быть чуть другой расклад, но в России «Хедхантер» точно лидер.

Самый большой трафик на сайте и количество резюме «Хедхантер» считает конкурентным преимуществом. Большое количество резюме — больше резона работодателю заплатить за услуги. Узнаваемый бренд — в первую очередь работу и работников будут искать на «Хедхантере».

Количество визитов на сайтах российских онлайн-рекрутеров в миллионах

СайтНоябрь 2018ДекабрьЯнварь 2019ФевральМартАпрель
HH.ru55,542,357,558,058,857,4
Superjob.ru16,912,916,214,915,214,5
Rabota.ru9,958,510,09,859,559,25
HH.ru
Ноябрь 2018
55,5
Декабрь
42,3
Январь 2019
57,5
Февраль
58,0
Март
58,8
Апрель
57,4
Superjob.ru
Ноябрь 2018
16,9
Декабрь
12,9
Январь 2019
16,2
Февраль
14,9
Март
15,2
Апрель
14,5
Rabota.ru
Ноябрь 2018
9,95
Декабрь
8,5
Январь 2019
10,0
Февраль
9,85
Март
9,55
Апрель
9,25

Ситуацию с большим трафиком могут испортить Яндекс и «Линкед-ин». Яндекс — если сделает собственный сервис по поиску работы, а не агрегатор вакансий. Часть трафика перейдет в «Линкед-ин», если его разблокируют. Но вроде тут без шансов.

Вне Москвы и Санкт-Петербурга конкуренты «Хедхантера» — местные газеты с объявлениями о вакансиях. «Хедхантер» рассчитывает на рост бизнеса за счет «синих воротничков», которые, скорее всего, как раз аудитория газет. Чем больше интернет проникает в жизнь людей, тем больше трафика онлайн-конкуренты отнимают у газет.

Сколько стоит бизнес

Инвесторы считают мультипликаторы, чтобы оценить, дорогой или дешевый бизнес по отношению к его текущим и потенциальным финансовым показателям. При выходе на биржу компании любят дорого оценить себя по мультипликаторам: больше денег смогут привлечь от инвесторов. Но на рынке может не найтись большого количества инвесторов, готовых покупать по высоким мультипликаторам акции компании. Есть риск, что акции начнут падать.

Финансовые результаты российских ИТ-компаний за последние 12 месяцев

КомпанияСтоимость предприятия (EV), млрд рублейВыручка, млрд рублейEBITDA, млрд рублей
«Хедхантер»56,56,12,8
Яндекс799,8138,442,7
Mail.ru30778,920,8
«Авито»26418,611,3
«Хедхантер»
Стоимость предприятия
56,5 млрд рублей
Выручка
6,1 млрд рублей
EBITDA
2,8 млрд рублей
Яндекс
Стоимость предприятия
799,8 млрд рублей
Выручка
138,4 млрд рублей
EBITDA
42,7 млрд рублей
Mail.ru
Стоимость предприятия
307 млрд рублей
Выручка
78,9 млрд рублей
EBITDA
20,8 млрд рублей
«Авито»
Стоимость предприятия
264 млрд рублей
Выручка
18,6 млрд рублей
EBITDA
11,3 млрд рублей

Оба мультипликатора показывают, сколько лет понадобится компании, чтобы окупить себя. «Авито» — непубличная компания, но публикует финансовые данные. Стоимость компании я взял из сведений о последней сделке между текущими владельцами. Кажется, «Хедхантер» дороговат: более устойчивую бизнес-модель Яндекса оценили чуть дешевле.


Дивиденды

Владельцы «Хедхантера» ожидают, что руководство будет направлять на дивиденды 50% скорректированной чистой прибыли, из которой убирают единоразовые доходы и расходы.

Вот на какой размер дивидендов можно рассчитывать: за 2018 год компания заработала 1,54 млрд рублей скорректированной чистой прибыли. 50% — 0,77 млрд рублей. У компании 50 млн акций — получаются дивиденды 15,4 Р на акцию. Одна акция «Хедхантера» стоит около 1000 Р — получается доходность менее 2% годовых.

Угрозы для бизнеса

Новые бизнес-модели. Некоторые небольшие стартапы пробуют такую бизнес-модель: обучают человека какой-то профессии, он устраивается на работу и оплачивает обучение из своей зарплаты. Другие в ручном режиме отбирают кандидатов и сводят с работодателями. Обычно такие проекты работают с «белыми воротничками»: дизайнерами, редакторами, архитекторами. Возможно, в таких бизнес-моделях может быть большой средний чек. Но тут вопрос масштаба этих проектов по сравнению с «Хедхантером».

База резюме. Ценность «Хедхантера» — в его базе резюме. Некоторые пользователи через самописные программы выкачивают эту базу. Таких пользователей «Хедхантер» блокирует. Но угроза утечки базы — урон для бизнеса. Если госструктуры зафиксируют утечку данных с сайта, то «Хедхантера» ждут санкции. Компания уверяет, что базу резюме защищают как могут — даже доступ к информации имеют только ключевые сотрудники.

Что в итоге

  1. «Хедхантер» оценили дороже других российских ИТ-компаний. С чего — непонятно. Бурный рост акций после выхода на биржу может смениться последующим падением.
  2. Руководство считает, что отрасль будет расти: расходы компаний перетекут из офлайна в онлайн, простых рабочих в интернете станет больше, а лидерство на рынке онлайн-рекрутинга поможет «Хедхантеру» повышать цены.
  3. «Хедхантер» полностью зависит от российского подразделения. То есть бояться блокировки в условной Украине или прекращения работы в другой стране бессмысленно. Единственный негатив: компания потеряет потенциальный небольшой рынок.
  4. Собираются платить дивиденды, но доходность небольшая.