Сегодня у нас спекулятивная идея, устремленная в будущее: взять акции производителя программного обеспечения для управления предприятиями Anaplan. Директорам ведь надо выжимать из компаний максимум, не прибегая к насилию.

Потенциал роста: до 15% за несколько месяцев; можно держать 3—4 года и рассчитывать на 10—20% годовых в течение этого срока.

Срок действия: от нескольких месяцев до 3—4 лет.

Почему акции могут вырасти: в США кризис роста продуктивности при росте экономики и зарплат. Программное обеспечение, приди и помоги.

Как действуем: берем акции за несколько дней до публикации отчета или прямо сейчас примерно по 62 $.

Без гарантий

Наши размышления основаны на анализе бизнеса компании и личном опыте наших инвесторов, но помните: не факт, что инвестидея сработает так, как мы ожидаем. Все, что мы пишем, — это прогнозы и гипотезы, а не призыв к действию. Полагаться на наши размышления или нет — решать вам.

Если хотите первыми узнать, сработала ли инвестидея, подпишитесь на Т—Ж в Телеграме: как только это станет известно, мы сообщим.

Любим, ценим,
Инвестредакция

На чем компания зарабатывает

Пока ни на чем. На протяжении всей своей пока недолгой биржевой жизни — IPO было осенью 2018 года — компания терпит убытки. Основным занятием компании следует считать уничтожение денежных масс в промышленном масштабе — излюбленное занятие большинства айтишников.

А вообще, компания делает ПО для моделирования финансовых и операционных процессов на предприятии. С помощью софта Anaplan можно управлять процессом продаж, логистикой, работой с кадрами и т. д.

География продаж, согласно годовому отчету, выглядит так: 57% выручки — это США, еще 13% — Великобритания, а 30% — остальные страны. Всего у компании около 1100 клиентов в 49 странах. Ни одна страна, кроме США и Великобритании, и ни один клиент не обеспечивают более 10% выручки. По данным Enlyft, почти 40% клиентов Anaplan — это компании из сферы ИТ.

Аргументы в пользу компании

Благоприятная экономическая конъюнктура в США. С точки зрения экономики дела в США идут отлично: безработица низкая, зарплаты растут, новые рабочие места создаются быстрее, чем для них находятся работники. А вот с точки зрения владельцев предприятий дела обстоят не так хорошо: стоимость труда работников повышается, но продуктивность растет плохо и постоянно норовит снизиться. Иными словами, расходы на работников растут быстрее пользы от этих самых работников.

В условиях рекордно низкой безработицы американским предприятиям неоткуда ждать новых квалифицированных сотрудников, которые станут работать лучше имеющихся. Более того, согласно результатам опросов Национальной федерации независимого бизнеса США (NFIB), недостаток квалифицированных кандидатов на новые вакансии — это одна из главных проблем для владельцев американских предприятий, притом что они планируют расширять штат и инвестировать в развитие бизнеса. Значит, собственникам надо выжимать максимум из имеющихся ресурсов, в чем им и поможет ПО Anaplan.

Вопрос повышения маржинальности важен уже сегодня, потому что маржинальность бизнеса в США падает. Конечно, у крупных компаний из индекса S&P 500 она растет, но такие компании — это всего лишь 17% всех работников в США.

Общая маржа корпораций в США как процент от ВВП падает. Это должно вызывать у руководства корпораций настойчивое желание доить побольше молока из своих коровок. А ПО вроде того, что делает Anaplan, — это второй после кнута инструмент для повышения продуктивности предприятия.

Инвесторы стерпят все или почти все, лишь бы выручка продолжала расти. Компания до сих пор не зарабатывает деньги, но это не помешало ее капитализации вырасти в 2,5 раза за неполные полтора года, прошедшие с IPO. Инвесторы верят в ее успех при растущих убытках — это неплохой показатель перспективности ее акций. Ничто не мешает Anaplan продолжать расти, особенно в условиях благоприятной экономической конъюнктуры, благодаря которой выручка компании увеличивается на 50—60% в год.

У нас перед глазами есть пример Tesla, которая до сих пор убыточна, но ее акции все обновляют исторические максимумы безо всяких уважительных причин. При этом Илон Маск на протяжении всей жизни Tesla периодически проводил допэмиссию акций. Их цена от этого не только не падала, но и росла до совсем неприличных значений.

Пока Anaplan будет увеличивать объемы выручки, недалекие инвесторы, скорее всего, продолжат надувать капитализацию компании, потому что «ну перспективно же».

Стабильный источник денег. Большинство технарей — это кровососы, и Anaplan с его валовой прибылью, составляющей 72% от выручки, не исключение. Как мы помним из «Дракулы» Брэма Стокера, умный вампир пьет кровь своей жертвы очень долго. Так и компания, согласно своему годовому отчету, почти 90% выручки получает по модели подписки. Остальное дают контракты на конкретные работы.

В целом подписная модель — это более-менее прогнозируемый источник выручки, и он растет на 50% в год. Хорошо, что основной акцент в своей деятельности компания делает именно на этом.

Низкая концентрация. Ни один из клиентов компании не дает ей больше 10% выручки. Это очень хорошо, так как компания меньше зависит от отдельных клиентов.

Низкая концентрация. Ни один из клиентов компании не дает ей больше 10% выручки. Это очень хорошо, так как компания меньше зависит от отдельных клиентов.

Что может помешать?

Неразумные инвесторы — это не только рост капитализации, но и проблемы. Компания все еще терпит довольно большие убытки. Неясно, когда она начнет зарабатывать. Выше мы уже рассматривали пример роста капитализации в условиях отсутствия прибыли, но у таких историй всегда есть оборотная сторона: когда у «вчерашних стартапов» рост выручки не превышает прогнозов или даже не дотягивает доли процента до прогноза, то акции валятся — и это большая угроза для Anaplan.

Хорошим примером будет работающая в смежной сфере управления кадрами Insperity: прибыль на акцию у компании растет, но стоимость акций буксует и периодически обваливается. А ведь раньше, когда дела у Insperity были значительно хуже, акции росли бешеными темпами. Просто инвесторы привыкли к сверхрезультатам, а когда их не видят, им кажется, что все пропало.

Иными словами, иррациональная любовь дураков — дело совершенно непредсказуемое: непонятно, в какой момент она обернется ненавистью и падением котировок.

Цифры не сходятся. Согласно прогнозным данным самой компании, указанным в годовом отчете, объем выручки мирового рынка ПО для анализа и управления предприятиями к 2021 году составит около 21 млрд долларов. Сейчас компания стоит 8,33 млрд долларов, при этом у нее очень много конкурентов: Oracle, SAP, IBM, Adaptive Insights, Tableau, Leadspace, Workday и т. д. Такая раздутая капитализация при небезразмерном рынке — это аргумент в пользу падения акций компании в будущем.

Иностранные продажи. Высокий процент продаж компании за рубежом — больше 40% выручки — это повод для беспокойства по двум причинам.

Во-первых, выручку в отчете считают в долларах. Если в каком-то квартале был слишком высокий курс доллара, то выручка в долларах будет меньше, чем могла бы быть.

Во-вторых, возможности продаж за пределами США ограничены из-за огромной разницы в условиях ведения бизнеса. Эта проблема куда более абстрактная, но в перспективе она может серьезно повлиять на компанию.

Дело в том, что стремительный экономический взлет США в первой половине 20 века при отсутствии собственной высокой культуры вызвал просадку страны в гуманитарных науках. Увеличение экономического потенциала требовало повышения качества управления. В этой сфере американцы продвинулись очень далеко, создав огромное количество метрик и методик. Крутые специалисты по обычным гуманитарным наукам вроде экономики и истории — это часто европейцы, а вот лучшие специалисты по таким прикладным вещам, как менеджмент и бухгалтерия, — это американцы.

На этом поприще американцы ускакали довольно далеко в плане продуктивности труда, но самые крутые страны Западной Европы вроде Германии и Франции им почти не уступают. При этом подход к управлению в этих странах совсем другой, нежели в США. В странах Азии и Африки вообще своя атмосфера, на массовую «американизацию» управления их предприятиями я бы не рассчитывал.

Я считаю, что возможности успешного внедрения ПО Anaplan за пределами США сильно ограничены наиболее продвинутыми и не очень представительными в плане их доли в ВВП отраслями вроде ИТ, где подход к управлению ближе всего к американскому. Он может масштабироваться в пределах англоязычных стран вроде Британии и ее доминионов ввиду общности языка и некоторой близости культур. Но чем дальше от англоговорящих стран и ИТ, тем меньше шансы компании на успешные продажи.

Возможно, автор испорчен опытом общения с некомпетентными руководителями бизнеса в России: от замдиректора заводов, отказывающихся экономить несколько миллионов рублей в год на валютной конвертации, до директоров агропромышленных предприятий, не заинтересованных в снижении издержек при закупках зерна на 10—15%. Это в США руководство стремится сэкономить каждую копеечку, а в других странах ситуация может отличаться.

Что в итоге?

У компании 27 февраля выходит отчет. Можно взять акции за пару дней до этого или сейчас по 62 $ за штуку.

Стоит помнить о том, что Anaplan — это, по сути, убыточный стартап, а рост акций основывается на запредельных ожиданиях инвесторов. Правда, ничто не мешало им неприлично расти последние полтора года — так с чего им останавливать это безумие?