Ну и что? 28 853

Консультантов «Лаборатории инвестиционных технологий» заподозрили в массовом обмане

Что произошло?

Вкладчики уже несколько месяцев пытаются вернуть деньги, которые они проинвестировали через «Лабораторию инвестиционных технологий». С виду приличные инвестконсультанты, судя по всему, оказались мошенниками. Пострадавшие пишут заявления в полицию, но дело почти безнадежное. Об этом сообщает «Коммерсант-деньги».

В чем схема?

Схема была такой: «Лаборатория инвестиционных технологий» через СМИ привлекала людей на инвестиционные семинары. На самих семинарах рекламировали дружественный супердоходный фонд.

После семинаров люди решались вложить в фонд, отдавали деньги и получали доступ в личный кабинет. В кабинете они видели прибыль, но когда пытались вывести деньги со счета, их начинали кормить «завтраками». По документам оказывалось, что инвестфонд заграничный, а «Лаборатория инвестиционных технологий» никаких обязательств перед этими людьми не имеет.

Как им удалось надурить людей?

Мошенники с самого начала играли вдолгую. Первые упоминания о «Лаборатории инвестиционных технологий» в интернете — еще в 2014 году. Чтобы побудить клиентов записаться на бесплатный семинар, «Лаборатория» уже тогда начала рекламироваться в СМИ.

Представьте: вы слушаете блок экономических новостей по радио. Диктор описывает ситуацию на фондовом рынке, озвучивает курс валют и цены на нефть. Затем передает слово эксперту «Лаборатории». Эксперт комментирует валютные курсы, дает макроэкономические прогнозы и оценивает доходность финансовых инструментов. Всё это похоже на полезную информацию. В конце эксперт приглашает слушателей записаться на бесплатный семинар и диктует телефонный номер.

С помощью пиара и рекламы консультанты создавали себе имидж экспертности. В поддержку работает целая машина пропаганды: участие в дискуссиях на ТВ, хвалебные отзывы в поисковиках, образовательные статьи в уважаемых интернет-изданиях (сейчас их удалили).

Мошенники очень качественно 👔 косили под честных консультантов

После всего этого шума человек приходит на семинар. Занятия проходят в центре Москвы, преподаватели — с виду опытные трейдеры в дорогих костюмах. Сначала всё безобидно: консультанты объясняют, какие бывают инвестиционные инструменты и как на них заработать — рисуют схемы, советуют литературу.

В какой-то момент клиенту предлагают легкий и доступный заработок через рекомендованного форекс-дилера. Обещают доходность в два-три раза выше, чем по вкладу. Многие инвесторы соглашаются и подписывают договор.

С этого момента «Лаборатория» как бы не при делах. По бумагам это учебное заведение, которое проводит семинары по финансовой грамотности в центре Москвы. Деньги у другой компании.

Далее мошенники создают иллюзию, что деньги принадлежат клиенту и приносят ему доход. Долевые инвесторы видели в личном кабинете, как растут в цене их вложения.

Проблемы начнутся тогда, когда вкладчик решит вывести деньги вместе с прибылью. Представители фонда будут пытаться отсрочить выплату, ссылаясь на временные юридические проблемы.

Похоже на МММ! Куда смотрит Банк России?

Загвоздка в том, что дружественный инвестфонд был в юрисдикции Сейшел и формально не подчиняется ни Банку России, ни российским законам.

Чтобы задержать преступников, требуется совместная работа правоохранительных органов двух стран.

Российские полицейские неохотно берутся за такие дела, а если и берутся, то производство затягивается на годы. Мошенники делают ставку на неповоротливость правоохранителей: быстро собирают деньги и исчезают за границей.

Ситуация осложняется тем, что с юридической точки зрения виноваты едва ли не сами вкладчики, которые передали деньги в руки мошенникам. Многие из них понимают, что шли на риск, и поэтому не обращаются в полицию.

В «Коммерсант-деньгах» выяснили, что сотрудники «Лаборатории» ранее имели отношение к компании «Биржевый университет», которая несколько лет назад таким же образом украла деньги у российских инвесторов. Известно минимум о 70 пострадавших. В случае с «Лабораторией» счет идет на сотни.

Почему люди так просто отдают свои деньги?

Мошенники пользуются низким уровнем финансовой грамотности вкладчиков. «Вклад приносит мало денег? Не верите в пенсию? Боитесь повторной девальвации рубля? Приходите к нам на семинар, научим зарабатывать».

Но на своих семинарах мошенники не расскажут, что трейдинг — ежедневный рутинный труд, который к тому же рискованный. Они обещают, что вкладчик больше не будет «работать на дядю», переедет в теплую страну и будет иметь пассивный доход.

И что мне с этим делать?

Если вы уже отдали деньги представителям «Лаборатории инвестиционных технологий» или аффилированного хедж-фонда, смело требуйте вернуть деньги и пишите заявление в полицию. Но у нас плохие новости: сейчас шансы вернуть накопления малы — судя по всему, пирамида уже рушится.

Если вы частный инвестор и кто-то обещает научить вас зарабатывать на фондовом рынке, подумайте десять раз. Если они предлагают вам выгодно вложить деньги в какое-то предприятие, подумайте еще сто раз.

Как выявить мошенников?

Сходу отличить мошенника от нормального консультанта или управляющего почти невозможно. Но есть несколько индикаторов, по которым мошенника почти всегда можно вычислить.

Акцент на легком заработке. Вам обещают, что вы будете зарабатывать не выходя из дома и без лишних усилий? Вами манипулируют, так не бывает.

Спешка. Вам названивают по телефону и обещают уникальную возможность «заставить деньги работать», которая больше не повторится? Стоит насторожиться.

Несколько компаний. Вы принесли деньги в «Форекс Турбо Профит Лимитед», а в договоре фигурирует «Супер Глобал Инвестмент Груп»? Верный признак мошенничества: рекламируется одна компания, а деньги берет другая.

Оставьте заработки на форексе, товарных рынках, хедж-фондах и другие краткосрочные спекуляции профессионалам. Если собираетесь вкладывать в ценные бумаги, откройте счет у лицензированного брокера и готовьтесь самостоятельно вкладывать в долгосрочные инструменты.

Ну и что? 8 909

Купили билет на верхнюю полку — там и сидите

РЖД объяснили, как быть пассажирам верхних полок в поездах. Они не могут сидеть на нижней полке, если владелец билета сам это не разрешит. Потребовать и сослаться на дискомфорт и правила не получится. Даже если дорога занимает трое суток, на верхней полке едет ребенок, пожилой человек или беременная женщина, требовать от соседей уступить место нельзя. Просить можно, требовать — нет.

Привлекать проводника для разрешения таких конфликтов в свою пользу тоже бесполезно. Но можно договориться мирно.

Одновременно с этим увеличили срок предварительной продажи билетов — теперь место можно выбрать даже за 90 дней до поездки.

Кого это касается?

Это касается тех, кто ездит на поездах в плацкартных вагонах и купе. Пассажирам будет полезно знать, как работают общие и обязательные для всех правила. Кто едет на нижней полке, будет понимать, обязан ли он уступать место соседу с верхней полки и терпеть его полдороги. А пассажиры с местами на верхних разберутся в своих правах и сориентируются, стоит ли экономить и как общаться с попутчиками.

Что РЖД говорит про верхние полки?

РЖД ссылается на общие правила, которые установлены приказом Минтранса. Там написано, что каждый имеет право занимать только то место, которое указано в билете. Пассажир, который оплатил место на верхней полке, не может занимать место на нижней. Это прямо запрещено правилами — а они обязательные для всех.

А если предстоит долгая поездка?

В правилах перевозок на этот счет нет оговорок. Нельзя заставить пассажира с нижней полки предоставить место или его часть. Даже если дорога долгая, а человеку неудобно. Вообще нет таких причин, чтобы можно было требовать уступить место, подвинуться, проснуться, пересесть или выйти.

Можно только договориться и спросить разрешения. Если пассажир с нижнего места против того, чтобы рядом сидел кто-то из соседей, он имеет на такой запрет полное право. Нельзя повесить свою куртку над его головой или отодвинуть матрас, чтобы посидеть перед прибытием.

Как быть с багажом? Для него есть правила в зависимости от места?

Да, для багажа тоже есть правила в зависимости от занимаемого места. Это касается и мест в купе, и боковых.

Приоритеты такие:

  • места под нижней полкой — для пассажира, который ее занимает;
  • верхняя багажная полка — для пассажира, который едет на верхней полке.

Пассажир с верхней полки не может потребовать освободить для его чемодана место внизу, если там уже занято. И нет такого правила, что под нижним сиденьем багажные места надо распределять поровну. Исключение могут составлять вагоны, в которых нет верхней полки, — тогда все поставят чемоданы под нижнее сиденье.

В любом случае в вагон можно взять с собой ручную кладь в пределах лимита, а остальное положено сдавать в багажный отсек или специальное купе.

Как пользоваться столиком?

Конкретные правила и приоритеты пользования столиком не установлены. Столик общий, им наравне могут пользоваться все пассажиры: оставлять там напитки или принимать пищу. Но заставить соседа по купе пересесть на время трапезы нельзя. Таких требований нет. Не написано, как быть с чаепитиями и питанием тем, кто едет на верхних полках. Можно только договориться.

А если соседи не хотят уступать место соседу с верхней полки, придется есть стоя?

Потребовать от соседей уступить место нельзя. Вот какие есть варианты.

Обратиться к проводнику. Он поможет найти подходящее место, чтобы пообедать или покормить ребенка.

Сменить место с доплатой. Но только если есть свободные, а проводник не против. Можно даже перейти в вагон классом выше с доплатой на месте. Но тоже только при наличии свободных мест — потребовать предоставить удобное место только потому, что неудобно ехать на верхней полке, нельзя. Даже беременной женщине и маме с маленьким ребенком.

Пойти в вагон-ресторан. Там есть все для нормального питания для взрослых и детей.

Что за дискриминация пассажиров с верхних полок? Почему такие правила?

Дискриминации нет: это отношения сторон договора. Когда пассажир покупает билет, он заранее знает, какое место займет. Можно на это не согласиться и купить билет в другой вагон — например в СВ, где вообще нет верхних полок. Если пассажир хочет сэкономить, он получит тот уровень обслуживания, за который заплатил.

Что делать тем, кому тяжело ехать на верхней полке?

Нужно заранее выбирать места для поездки. При этом учитывать длительность путешествия, класс вагона, тип купе и уровень комфорта. Сейчас можно выбрать даже пол соседей.

С 10 декабря 2017 года билет на поезд по России можно купить за 90 дней до поездки (раньше было за 60). Если предстоит долгий путь или нужно поехать с ребенком, лучше выбрать билет заранее. Это можно сделать на сайте: он хоть и не всем кажется удобным, но выбор мест там работает адекватно. Если пройти электронную регистрацию, не придется брать бумажный билет — в поезд пустят по паспорту и фотографии купона.

Билеты на верхнюю и нижнюю полки часто стоят одинаково. Если поездка не срочная, лучше не откладывать бронирование мест.

Если удобных мест не осталось и пришлось купить верхнее, нужно договариваться с соседями. На самом деле проблемы с тем, чтобы поесть или посидеть на нижней полке, чаще всего не бывает. Адекватных и приветливых попутчиков больше. Соседи даже сами уступают место перед прибытием: чтобы собрать белье, переодеться или попить чай.

Если знать о своих правах, не бросаться заявлениями о несуществующих законах и не злоупотреблять статусом, соседи пойдут навстречу и конфликта по поводу мест не возникнет.

Ну и что? 9 607

Нет ИНН — нет посылки

Таможня выпустила новый приказ об оформлении посылок из иностранных интернет-магазинов. Теперь службы экспресс-доставки смогут привезти заказ только тем покупателям, которые указали свой ИНН. Если его нет, посылка не пройдет через таможню. Транспортные компании уже сообщили об этом своим клиентам.

Если вы ждете посылку из-за границы, проверьте почту: возможно, вам уже прислали письмо с просьбой предоставить ИНН. Исключение — доставка Почтой России, там пока этого ограничения нет.

Кроме ИНН нужны паспортные данные и ссылки на товары из интернет-магазина. Эти правила действуют даже для тех посылок, которые уже оплачены, отправлены, но пока не прошли таможню. Если не выполнить требования, груз не дойдет.

Но это еще не самое интересное. С введением новых требований схемам с незаконным предпринимательством и уходом от таможенных пошлин пришел конец. Объясняем, как это работает и чего вам ждать.

Кого это касается?

Это касается всех, кто заказывает что-то из зарубежных интернет-магазинов для личных нужд. Например на «Айхербе», «Ибэе», «Алиэкспрессе» и «Амазоне». Такие посылки проходят таможенный контроль. Обычно оформлением занимается таможенный представитель — это служба экспресс-доставки, которая везет посылку из Америки, Европы или Китая.

Чтобы оформить посылку и правильно рассчитать пошлины, курьерской службе нужны данные о ввозимых товарах: при оформлении их передают в электронный реестр.

Хотя этот приказ формально касается только тех, кто везет товары для себя, на самом деле не только их. Еще тех, кто оформляет товар как для себя, а на самом деле на этом зарабатывает.

Что изменилось в оформлении посылок на таможне?

Раньше для оформления посылки нужны были только паспортные данные покупателя, список покупок и адрес доставки. Теперь требуют еще и ИНН.

Иногда курьерская служба просит предоставить ссылки на товары или скрины из интернет-магазинов. Их придется прислать — это может быть запросом таможни, который лучше не игнорировать.

Службы доставки уже объявили о новых требованиях и запрашивают эти данные у клиентов. Без ИНН покупателя с 7 декабря 2017 года они не смогут оформить посылку на таможне.

Зачем таможне нужен ИНН?

Все дело в пошлинах. По закону без пошлин из иностранного интернет-магазина можно доставить 31 кг товаров для личных нужд. Или вложиться в лимит по стоимости — он равен 1000 евро на человека. Это лимиты на календарный месяц.

Важно, чтобы товары были не для перепродажи, а именно для себя. Если в месяц заказано больше 31 кг или посылки конкретного человека стоят больше 1000 евро, ему насчитают пошлину. В итоге товары обойдутся дороже.

Опытные покупатели это понимают и используют с выгодой для себя. Схемы разные. Кто-то делит посылки на мелкие. Кто-то оформляет несколько заказов, чтобы каждый был дешевле 1000 евро. Еще предприниматели заказывают как будто для себя, а на самом деле продают товары из Китая в своих интернет-магазинах.

Государство задумалось и решило надежнее все контролировать. Для этого просят ИНН. Так можно точно идентифицировать покупателя и проверить вес и стоимость его посылок за месяц. Данные о посылках попадут в общую базу. По ИНН будет легко проверить, что, когда и на какую сумму заказал конкретный человек. Если выяснится, что лимиты превышены, будут начислять пошлины.

А еще по ИНН можно проследить заказы по разным периодам. Статистика может оказаться весьма любопытной для таможни и налоговой.

При чем здесь налоговая?

Кажется, что формально ни при чем: ИНН ведь просит таможня. Но кое-что стоит иметь в виду. Базы таможни и налоговой связаны: ведомства обмениваются данными, а что-то берут из общих источников.

По ИНН таможня будет вести учет посылок по каждому человеку — ей это нужно для расчета пошлин. Налоговая тоже может заинтересоваться этими данными.

Например, если кто-то регулярно привозит из Китая большие партии товаров или одни и те же наименования, а официально не занимается бизнесом и не платит налог с доходов. Если такое выяснится, у налоговой будут вопросы. Закончиться все может начислением налогов и штрафами.

Но как они узнают, что конкретно в посылке и в каком количестве?

Список и стоимость товаров указаны в декларации. Попытка указать неправильные данные теперь может провалиться. Таможенники могут проверить ссылки на конкретные товары. Или попросят скрины из интернет-магазина, чтобы убедиться, что стоимость товара указана правильно.

Лучше не экспериментировать: все посылки таможня проверяет с помощью рентгентехники. Если данные не сойдутся, могут не пропустить посылку или начислить пошлину. Тем более будут проблемы, если под видом игрушек или техники кто-то захочет провезти что-то запрещенное.

Чем это грозит обычному человеку?

Физическим лицам, которые покупают товары в Китае или брендовую одежду в США, это ничем не грозит. Посылки и так проходят таможенный контроль, а с лимитами и пошлинами ничего не изменилось. Всего лишь нужно указывать ИНН при оформлении и на всякий случай делать скрины всех товаров, чтобы в случае чего подтвердить цену или скидку.

Что, если заказы не для себя, а для бизнеса?

Теперь такое будет проще вычислить и доказать. Товары для перепродажи нужно оформлять не так, как для личных нужд. Об этом стоит подумать заранее.

Если маскировать предпринимательство под личные закупки, это может обойтись дороже, чем пошлины по-честному.

Теперь посылки будут идти дольше?

Таможенники официально пообещали, что все это не отразится на сроках доставки. Но только если получатель посылки укажет свой ИНН. Для новых посылок с этим проще: ИНН будут запрашивать при оформлении. Посылка дойдет в обычные сроки с поправкой на предновогодний ажиотаж.

А вот по заказам, которые уже в транспортной компании, ИНН придется передавать дополнительно. Службы доставки рассылают клиентам такие запросы. Некоторые покупатели не знают о новых требованиях и игнорируют эти письма. Тогда посылку не пропустят на таможне и срок доставки увеличится.

У меня уже оформлен заказ. Что мне делать, чтобы его не задержали?

Узнайте в службе доставки, которую выбрали при оформлении, как передать ИНН. Иногда его просят отправить по почте или через личный кабинет. А может быть, вашу посылку успели внести в реестр и оформить до того, как заработал новый приказ. Транспортные компании точно знают, что нужно делать: таможня провела для них отдельное совещание.

Обязательно убедитесь, что курьерская служба ничего от вас не ждет. Может быть, вам отправляли запрос, а вы не заметили или он попал в спам. Передадите ИНН, и с доставкой все будет как обычно.

Я не хочу, чтобы за моими посылками следили. Как этого избежать?

Этого нельзя избежать. Вы и раньше указывали паспортные данные и адрес, поэтому таможня все знала.

Пока есть один способ доставлять товары для личного пользования без ИНН: его все еще не требует Почта России. Там какой-то свой порядок, или их не интегрировали с общей базой, но таможенники официально подтвердили, что посылки через почту пройдут и без ИНН. Если это принципиально, можно попробовать так.

Но сэкономить на пошлинах или скрыть закупки для бизнеса вряд ли получится: в 2018 году к общей системе таможенного контроля присоединится и Почта России.

Я покупаю со скидками и на распродажах. Потом цена меняется. Как доказать, что на момент заказа цена была ниже?

Обязательно делайте скрины и сохраняйте ссылки на каждый товар. Если удастся купить телевизор за 35 тысяч рублей, а завтра он будет стоить 70 тысяч, таможня может засомневаться в правдивости данных. Если не докажете факт скидки, заплатите пошлину.

Я не знаю свой ИНН. Где его взять?

Узнать ИНН можно на сайте налоговой. Это бесплатно.

У меня остались вопросы. Кому их задать?

Мы рассказали то, что знаем сами. Но в таможенном законодательстве много непонятного. Если не можете разобраться, проконсультируйтесь с экспертами.

Бесплатно можно почитать разбор вопросов на сайте таможенной службы. Если не поможет, отправьте свой вопрос или запишитесь на личный прием — там все для этого предусмотрено.