Новые льготные кредиты и отчеты в Росстат: новости для бизнеса в марте

9
Новые льготные кредиты и отчеты в Росстат: новости для бизнеса в марте
Аватар автора

Наталия Богатырева

юрист

Страница автора

Весной все ИП и малые компании должны сдать в Росстат новый отчет. Бизнесу, пострадавшему от пандемии, дадут новые льготные кредиты под 3%, но круг получателей меньше, чем в прошлом году. Перенос сведений в электронные трудовые станет понятнее — сведения о работе до 2020 года работники могут включать туда самостоятельно. И это еще не все новости для предпринимателей и компаний.

ИП и малые предприятия с 1 марта могут сдать отчет в Росстат через портал госуслуг

В 2021 году Росстат проводит экономическую перепись. Она проходит раз в пять лет, в ней участвуют ИП и малые предприятия. Все они должны сдать отчет, который последний раз сдавали в 2016 году — за 2015. За несданный отчет — штраф.

По итогам переписи государство планирует разработать новые меры поддержки для бизнеса. Но для этого оно должно узнать, как бизнес работал в прошлом году, — в опросе для переписи есть вопросы об этом.

Правила проведения статистического наблюдения утвердили еще в 2020 году, но в марте 2021 заработала форма для передачи данных через портал госуслуг — это упрощенный способ, который позволяет сдать отчет на месяц позже. Отчет может быть любым, неважно по какой форме.

Отчет должны сдать:

  1. Все ИП, независимо от числа сотрудников и дохода. ИП, которые оформили самозанятость, тоже должны отчитаться.
  2. Малые предприятия, которые включены в реестр МСП.

Заполнить анкету и отправить ее в Росстат можно:

  • на бумаге в местное отделение Росстата — до 1 апреля;
  • через сайт Росстата или операторов электронного документооборота — до 1 апреля;
  • через портал госуслуг — до 1 мая.

Чтобы отправить электронный отчет на сайте госуслуг, нужно завести учетную запись ИП или юридического лица. Компаниям для отправки отчета понадобится квалифицированная электронная подпись.

За несданный отчет могут оштрафовать:

  • ИП или директора компании — на 10 000—20 000 ₽;
  • организацию — на 20 000—70 000 ₽.

За любые повторные нарушения по статотчетности штрафы будут еще выше — например, если не сдать следующий отчет вовремя.

Не забудьте сдать этот отчет, даже если в 2020 году не вели никакой деятельности, но не прекратили регистрацию ИП или компании.

Карты «Мир» должны принимать все магазины с выручкой от 30 млн рублей

Государство увеличивает число продавцов, которые должны принимать оплату картами платежной системы «Мир».

До 1 марта 2021 года такая обязанность была у магазинов с годовым оборотом 40 млн рублей, после 1 марта принимать к оплате карты «Мир» должны все магазины с выручкой от 30 млн рублей. С 1 июля лимит станет еще меньше — 20 млн рублей в год.

Если за 2020 год магазин или салон заработал больше 30 млн рублей, в 2021 году он тоже должен принимать оплаты по картам «Мир». Иначе можно получить штраф от Роспотребнадзора:

  • ИП или директор организации — от 15 000 до 30 000 ₽;
  • организация — от 30 000 до 50 000 ₽.

ИП должны хранить налоговые документы 5 лет

С 17 марта 2021 года налогоплательщики и налоговые агенты должны хранить документы, которые нужны для исчисления и уплаты налогов, пять лет. Раньше этот срок был меньше — четыре года.

Изменения по большей части коснутся индивидуальных предпринимателей, ведь организации и раньше хранили документы первичного учета не менее пяти лет.

Налоговые инспекции получат больше доступа к банковской тайне

С 17 марта 2021 года банки обязаны по запросу налоговых инспекций предоставлять им информацию о своих клиентах. Раньше такого обязательства у банков не было.

Вот какие сведения банк должен передать в налоговую по запросу:

  1. Копии паспортов и доверенностей лиц, которые могут распоряжаться расчетным счетом.
  2. Копии договоров и заявлений на открытие, ведение и закрытие счета клиента.
  3. Копии карточек с образцами подписей и оттиска печати.
  4. Информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях, представителях клиента.

Клиенты — это и организации, и ИП, и обычные граждане. Правда, в отношении граждан без статуса ИП налоговому инспектору будет сложнее получить сведения — понадобятся согласия от вышестоящих чиновников.

Сведения могут быть запрошены в ходе налоговой проверки, при взыскании налоговой задолженности или приостановлении операций по счетам.

Перейти с ЕНВД на УСН можно до 31 марта включительно

С 1 января 2021 года компании и ИП больше не могут применять ЕНВД. Им нужно выбрать новую систему налогообложения.

Срок для перехода на УСН продлили до 31 марта. Перейти на него могут ИП и организации, которые:

  1. В 4 квартале 2020 года применяли ЕНВД.
  2. За 9 месяцев 2020 года получили доход не более 112,5 млн рублей — это касается только организаций, которые совмещали ЕНВД с ОСН.

Если успеете подать уведомление о переходе, то сможете применять УСН с 1 января 2021 года.

В 2021 году компании могут принимать важные решения заочно

До пандемии некоторые решения общих собраний в ООО и АО можно было принимать только очным голосованием. Сначала это требование отменили на 2020 год. А в конце февраля 2021 — и на 2021 год.

ООО могут заочно утверждать годовые отчеты, хотя обычно это не разрешено.

Акционерные общества могут проводить заочные голосования по вопросам:

  1. Избрания совета директоров.
  2. Избрания ревизионной комиссии.
  3. Утверждения аудитора.
  4. Утверждения годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если решение этих вопросов не отнесено уставом к компетенции совета директоров.

Чтобы воспользоваться этой возможностью, совет директоров АО или директор ООО должны принять решение о проведении заочных голосований по указанным вопросам. Без этого документа решения, принятые заочным голосованием, можно будет оспорить.

Если ситуация с коронавирусом выровняется, в 2022 году все снова будет работать по старым правилам. Закон вступил в силу 7 марта.

Пострадавшему от пандемии бизнесу дадут новые льготные кредиты

Бизнес из пострадавших отраслей с 9 марта по 1 июля 2021 года может получить новые льготные кредиты под 3%. Эти кредиты нужно будет возвращать, их не спишут. Дадут их только тем, кто раньше получил кредит под 2%.

Деньгами можно погасить прошлый кредит, выплатить зарплаты или расплатиться с партнерами. Выплатить за счет кредита дивиденды нельзя.

Кредит под 3% могут получить ИП с работниками и организации, которые пострадали от пандемии, если они:

  1. В 2020 году получили льготный кредит под 2%.
  2. На 1 января 2021 года входили в новый перечень пострадавших отраслей.

Перечень пострадавших отраслей обновили. Например, гостиницы, турагентства, зоопарки остались, а парикмахерских и мастерских по ремонту компьютеров там уже нет.

Максимальный размер кредита — 500 млн рублей, сколько денег дадут, зависит от числа работников. Сумму кредита считают так:

  • МРОТ × 12 × число работников по данным ФНС на дату обращения за кредитом

Кредит дают на год. Первые полгода деньги возвращать не нужно. Через полгода начнется период погашения — долг и начисленные проценты нужно будет возвращать каждый месяц равными платежами. Чтобы вернуть кредит по льготной ставке, компании и ИП должны сохранить 90% работников. Число работников определяют при обращении за кредитом и указывают в договоре, потом проверяют каждый месяц.

Сведения из бумажных трудовых книжек можно перенести в электронные

В 2020 году в России ввели электронные трудовые. Все работодатели теперь передают сведения о сотрудниках и их работе в ПФР электронно. А если сотрудники не отказались от бумажных трудовых, еще и дублируют это на бумаге.

В электронных трудовых есть информация только начиная с 2020 года, сведения о предыдущих местах работы в ПФР работодатели не передают.

По новому закону переносить старые записи из бумажных трудовых в электронные будут сами работники — для этого надо обратиться в отделение пенсионного фонда. Подробных правил пока нет, но логично, что для этого надо будет принести с собой бумажную трудовую. Проверить можно уже сейчас, закон вступил в силу с 7 марта.

Благодаря новым правилам электронные трудовые станут гораздо удобнее. Полную выписку из электронной трудовой можно будет скачать на сайте госуслуг или на сайте ПФР, не обращаясь к работодателю и даже после увольнения.

Раньше многие работники сохраняли бумажные трудовые, потому что в электронных была неполная информация. И было непонятно, как ее туда включить. Теперь механизм доработали — можно агитировать тех, кто еще сомневается, отказаться от бумажных.

Расскажите сотрудникам о новых правилах. Тем, кто согласится, можно будет выдать бумажные трудовые и больше не вести их.

Какой закон коснется вас больше всего?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество