«Лента» выпустила финансовый отчет за 1 полугодие 2018 года. А до этого — операционный отчет за 2 квартал 2018 года. Из финансового отчета мы узнаем, что у компании с расходами, прибылью и долгами, а из операционного — результаты работы магазинов: выручку и показатели открытых магазинов. Вместе все сложится в полноценную картину. Посмотрим.

Выручка и торговая площадь

«Лента» увеличила выручку на 18% по сравнению с 1 полугодием 2017 года: с 163,5 до 193,2 млрд рублей. В операционных отчетах компания раскрывает квартальные показатели выручки: выручка растет за счет роста торговой площади.

Выручка «Ленты» по кварталам в миллионах рублей. Цветом — рост к показателю год назад

Выручка «Ленты» по кварталам в миллионах рублей. В скобках — рост к показателю год назад

Период1 квартал2 квартал3 квартал4 квартал
201666 525 +22%73 562 +22%75 419 +20%90 846 +21%
201777 900 +17%85 587 +16%89 555 +19%112 090 +23%
201893 400 +20%99 775 +17%
1 квартал
2016
66 525 (+22%)
2017
77 900 (+17%)
2018
93 400 (+20%)
2 квартал
2016
73 562 (+22%)
2017
85 587 (+16%)
2018
99 775 (+17%)
3 квартал
2016
75 419 (+20%)
2017
89 555 (+19%)
4 квартал
2016
90 846 (+21%)
2017
112 090 (+23%)

Торговая площадь увеличилась на 17% по сравнению с 1 полугодием 2017 года: с 1,2 до 1,4 млн м². Руководство «Ленты» изменило начальные планы по расширению: изначально за 2018 год хотели открыть 20 гипермаркетов и 50 супермаркетов, теперь планируют открыть 18 гипермаркетов и 40 супермаркетов. Расходы на инвестиции снизятся на 5—10 млрд рублей. Пока непонятно, почему решили сократить инвестиции, компания ведь не платит дивиденды.

Торговая площадь «Ленты» в миллионах квадратных метров

Период1 квартал2 квартал3 квартал4 квартал
20160,896 +23%0,923 +23%0,963 +22%1,146 +30%
20171,168 +30%1,203 +30%1,382 +43%1,393 +22%
20181,173 0%1,403 +17%
1 квартал
2016
0,896 (+23%)
2017
1,168 (+30%)
2018
1,173 (0%)
2 квартал
2016
0,923 (+23%)
2017
1,203 (+30%)
2018
1,403 (+17%)
3 квартал
2016
0,963 (+22%)
2017
1,382 (+43%)
4 квартал
2016
1,146 (+30%)
2017
1,393 (+22%)

Выручка на квадратный метр показывает, насколько эффективно используется торговая площадь компании. Интересно: «Лента» увеличила торговую площадь в 2017 году, но выручка на м² падала сильнее, чем в предыдущие годы. Возможно, руководство «Ленты» учло неэффективность инвестиций в 2017 году и поэтому сократило расширение в 2018.

Выручка «Ленты» на квадратный метр

Период1 квартал2 квартал3 квартал4 квартал
201674 241 −1%79 710 −1%78 287 −2%79 262 −7%
201766 718 −10%71 153 −11%64 796 −17%80 468 +2%
201879 597 +19%71 108 0%
1 квартал
2016
74 241 (−1%)
2017
66 718 (−10%)
2018
79 597 (+19%)
2 квартал
2016
79 710 (−1%)
2017
71 153 (−11%)
2018
71 108 (0%)
3 квартал
2016
78 287 (−2%)
2017
64 796 (−17%)
4 квартал
2016
79 262 (−7%)
2017
80 468 (+2%)

Сопоставимые показатели

Магазины считают сопоставимые показатели — like-for-like (LFL). По ним сравнивают результаты только тех магазинов, которые открыты до отчетного периода. Показатель нужен, чтобы понять, за счет чего растет компания: за счет открытия новых магазинов или повышения эффективности старых. Главный показатель — продажи. Средний чек и трафик помогают увидеть, за счет чего выросли продажи.

Сопоставимые показатели «Ленты»

Период3 кв. 20174 кв. 20171 кв. 20182 кв. 2018
Продажи0,7%5,2%6,1%3,5%
Средний чек2,2%4,6%5,5%2,0%
Трафик−1,5%0,6%0,6%1,5%
Продажи
3 кв. 2017
0,7%
4 кв. 2017
5,2%
1 кв. 2018
6,1%
2 кв. 2018
3,5%
Средний чек
3 кв. 2017
2,2%
4 кв. 2017
4,6%
1 кв. 2018
5,5%
2 кв. 2018
2,0%
Трафик
3 кв. 2017
−1,5%
4 кв. 2017
0,6%
1 кв. 2018
0,6%
2 кв. 2018
1,5%

Чистая прибыль

«Лента» увеличила чистую прибыль на 15% по сравнению с 1 полугодием 2017 года: с 4,5 до 5,2 млрд рублей. Но у компании наблюдается и не очень хорошая тенденция: расходы на бизнес выросли на 27% — до 33,2 млрд рублей.

Сильно выросли расходы на зарплату и аренду помещений. Это понятно: компания расширяется. Но рост выручки и торговой площади идет медленнее, чем рост расходов, — это плохо. Может получиться, что некоторые магазины перестанут приносить прибыль. В погоне за «Магнитом» и X5 компания спешно расширяется, а эффективность снижается.

«Лента» не платит дивиденды и пока не планирует. Свободные деньги вкладывает в расширение бизнеса.

Считаем мультипликаторы

ПоказательP / EEV / EBITDAЧистый долг / EBITDAРост выручки
«Лента»10,16,62,818%
«Магнит»12,76,91,47%
X515,86,42,220%
P / E
«Лента»
10,1
«Магнит»
12,7
X5
15,8
EV / EBITDA
«Лента»
6,6
«Магнит»
6,9
X5
6,4
Чистый долг / EBITDA
«Лента»
2,8
«Магнит»
1,4
X5
2,2
Рост выручки
«Лента»
18%
«Магнит»
7%
X5
20%

Акция — это доля в бизнесе. Чтобы оценить бизнес, придумали мультипликаторы — производные показатели, отражающие отношение между финансовыми результатами компании и капитализацией. Мультипликаторы помогают сравнивать компании между собой внутри отрасли и между странами, оценив эффективность вложенных денег.

Для расчета мультипликаторов нужно взять данные из финансовой отчетности компании. Чтобы получить честные мультипликаторы, нужно собрать данные за последние 12 месяцев. В случае «Ленты» — за последние два полугодия.

Я собрал все данные в таблице из финансовых отчетов «Ленты» за 2017—2018 годы, чтобы вам не пришлось тратить на это время. Внутри вкладок я подчеркнул, какую информацию взял из финансового отчета.

Для самостоятельных: данные из отчета о движении денежных средств публикуются суммирующим результатом. Чтобы получить квартальные данные, нужно вычитать результаты предыдущего периода из текущего.

Расскажу, какие мультипликаторы и зачем считал.

EV, или enterprise value, — стоимость компании. Формула: рыночная капитализация + сумма кредитов − денежные средства. Вы покупаете акции компании вместе с долгом.

EBITDA — идеальная прибыль компании, не учитывает налоги и расходы, не связанные с основной деятельностью. Формула: операционная прибыль + амортизация. По EBITDA можно сравнивать компании из разных стран.

Чистый долг. Формула: краткосрочные и долгосрочные кредиты и обязательства по финансовой аренде − денежные средства. Чистый долг отличается от долга: в нем учитывают только обязательства, по которым нужно платить проценты.

P / E, или price to earnings, — отношение рыночной капитализации к чистой прибыли компании. Показывает, за сколько лет компания окупит себя. Не лучший мультипликатор, потому что прибыль может увеличиться за счет одноразового дохода или убытка, и тогда оценка исказится.

EV / EBITDA — показывает, за сколько лет компания окупит себя. Если меньше 5 — вполне возможно, что компания недооценена. С помощью EV / EBITDA можно сравнивать компании из разных стран.

Чистый долг / EBITDA — показывает, за сколько идеальных прибылей можно погасить долг. Меньше 3 — у компании нет проблем с долгами.

Стоит ли инвестировать

«Лента» активно расширяется, но расходы растут быстрее, чем выручка и торговая площадь. Рано или поздно придется оптимизировать расходы — часть магазинов переделают или закроют. Это скажется на выручке и прибыли.

В отличие от «Магнита» и X5 «Лента» не платит дивиденды. Раз не платят — должны инвестировать в бизнес. «Лента» инвестирует, но с большим ростом расходов. Мне не нравится, что компания гонится за другими ретейлерами. Опыт «Магнита» показал: неэффективную площадь придется закрыть или модернизировать, а это новые расходы и падение прибыли.

На этой неделе Тинькофф-журнал будет разбирать отчетность российских ретейлеров. Будем определять, стоит ли инвестировать в компании этого сектора. Но вы можете не ждать нас и выбирать компании для инвестиций самостоятельно:

  1. Акции какой компании лучше купить.
  2. Как читать финансовую отчетность.
  3. Как оценить риски инвестиций.