Ну и что? 28 130

Если не организовать медосмотр для офисных работников, можно попасть на штраф

Роструд разрешил работодателям не проводить медосмотры офисных сотрудников, если есть заключение, что на рабочем месте всё в порядке с нормами излучения от компьютеров. На самом деле это почти ничего не значит, но стоит иметь в виду.

Вроде как теперь можно провести экспертизу и не тратиться на медосмотры секретарей, бухгалтеров, копирайтеров, программистов, менеджеров и операторов колцентров. И тогда фирму не должны оштрафовать на 110 тысяч рублей.

В любом случае готовьте деньги: на экспертизу, медосмотры или штрафы

Кому и зачем нужно проводить медосмотры?

По закону все работодатели должны проводить медосмотры сотрудников, когда это положено по закону. Так нужно делать до того, как человека приняли на работу, и потом, когда он уже работает. Как часто — зависит от должности и условий работы, но всё прописано в законе.

Медосмотры нужно проводить не для всех сотрудников, но для многих. Есть очевидное: например, обязательно отправлять на медосмотр военных, учителей, пожарных, сталеваров, горняков и водителей. Но есть и неочевидные требования. Скорее всего, у вас в компании тоже есть такие должности.

Например, это касается всех, кто больше половины рабочего времени проводит за компьютером: пишет текст, заполняет таблицы, настраивает рассылки, ведет соцсети, выписывает документы, что-то читает с монитора или подключил гарнитуру и отвечает на вопросы клиентов в чате.

До того как принять человека на такую должность, нужно, чтобы он прошел медосмотр и принес справку, что годен к работе. И потом через два года его опять надо отправить на медосмотр. А потом опять.

Если не провести обязательный или периодический медосмотр, компанию оштрафуют минимум на 110 тысяч рублей, а директора и ИП — на 15 тысяч.

Зачем проводить медосмотры для офисных сотрудников? Какие противопоказания могут быть для такой работы? И как она может навредить?

Медосмотры нужно проводить, потому что так положено по закону. Это прямо прописано в трудовом кодексе. Еще по этому поводу есть отдельные документы Минздрава, Роспотребнадзора и Роструда.

Медосмотры нужно проводить для тех сотрудников, которые больше половины рабочего времени проводят за компьютером или используют другую оргтехнику, от которой есть электромагнитное излучение. Минздрав считает, что такая работа может наносить вред и не все люди к ней готовы, хотя и думают иначе. Если человек собирается много работать за компьютером, его должен проверить окулист и невролог.

Например, противопоказания для такой работы — катаракта или нервные расстройства. Такие болезни могут уже быть у кандидата на должность секретаря или бухгалтера или появиться потом. Точно сможет сказать только врач по итогам медосмотра.

Обязанность работодателя — узнать об этом заранее или вовремя обнаружить.

Кто должен за всё это платить? Медосмотры ведь не бесплатные.

Медосмотры не бесплатные, и проводить их может не любой врач и не любой медцентр. У организации, которая проводит медосмотры, должна быть специальная лицензия.

Платить за всё это должен работодатель. Нельзя обязать работника оплачивать периодические медосмотры каждые два года. И даже за новых сотрудников придется платить фирме. То есть человек еще не принес никакой пользы компании, а из-за него уже нужно нести какие-то расходы.

Так что по этому поводу сказал Роструд? Вроде бы можно не проводить медосмотры?

Роструд говорит, что иногда можно не проводить медосмотры для сотрудников, которые работают за компьютерами. Для этого нужно получить официальное заключение, что условия труда у редактора, оператора, бухгалтера и менеджера не вредные и не опасные, а излучение в норме. Заключение выдают по итогам экспертизы. Экспертизу проведет организация, у которой есть такое право. Это тоже платно.

Раньше тот же Роструд считал по-другому, даже несмотря на то, что Минздрав и Роспотребнадзор были с ним не согласны.

Вот какие документы выпускали разные ведомства на этот счет:

Аргументы и тогда и сейчас выглядели логично. Почему мнение поменялось, каким оно будет завтра или в конкретной ситуации, непонятно.

Интересно, что в этом письме Роструд не утверждает, не заявляет и даже не считает, что медосмотры можно не проводить. Он всего лишь «полагает», что у работодателя нет такой обязанности.

В любом случае такие разъяснения — это не нормативные документы. Если кого-то всё-таки оштрафуют даже при наличии заключений об условиях труда, письма могут повлиять на позицию суда. А могут и не повлиять.

Например, в деле «Норильского никеля» заключение об условиях труда не спасло: компанию наказали за то, что у операторов видеотерминалов не было медосмотров. Компания дошла до Верховного суда, но не помогло. Хотя понятно, что с юридической помощью там всё было хорошо.

Что делать, чтобы не попасть на штрафы и не переплачивать из-за медосмотров?

Проводить медосмотры. Это надежнее всего и точно поможет избежать огромных штрафов. Обычно этим занимаются кадровики или специалисты по охране труда. Если их нет в штате, придется изучить правила для медосмотров и оформить все документы. Медосмотры проводят по направлению. Как его составить, тоже написано в нормативных документах.

Медосмотр — это не обычная диспансеризация в поликлинике. Нельзя путать эти мероприятия и заменять одно другим. И просто так отправить самого сотрудника за справкой тоже нельзя.

Договориться с медцентром о скидке. Если сотрудников много, можно найти медицинский центр, который будет обслуживать вашу организацию дешевле, но постоянно. Цена медосмотра зависит от должности и количества исследований, которые нужно пройти. Для офисных работников это обычно стоит одну-три тысячи рублей. Чем больше сотрудников, тем дешевле.

Правильно оформляйте документы, чтобы не пришлось платить за предварительный медосмотр неподходящих кандидатов.

Получить заключение об условиях труда. Найдите экспертную организацию в своем городе и проверьте, есть ли она в реестре Минтруда. Узнайте, сколько это стоит и как долго будут действовать результаты. Может быть, дешевле провести медосмотр. Или аттестацию придется проводить заново, если вы переедете в новый офис или купите еще один компьютер, и вам это невыгодно.

Если выберете оценку условий труда, проконсультируйтесь с юристом или опытным кадровиком, как всё оформить в вашем случае. Следите за позициями ведомств, чтобы вовремя подстроиться под новые тренды.

Опять душат бизнес?

Роструд защищает интересы работников и хочет, чтобы они были здоровыми. Конечно, предпринимателям дешевле не проводить никаких медосмотров, и эти требования Роструда — дополнительная нагрузка на бизнес. Но, с другой стороны, здоровье дороже.

А еще этим требованиям много лет. Их придумали не вчера. Соблюдать эти правила и проводить медосмотры даже для офисных сотрудников нужно было и раньше. Мы, может, и не написали бы об этом, если бы Роструд не изменил позицию. Соблюдайте закон: обычно это дешевле штрафов и проще судов.

Ну и что? 1 906

Минстрой объяснил нюансы по общим собраниям собственников

В жилищном кодексе описаны правила, как проводить общее собрание собственников. Но есть нюансы, о которых в законе ничего нет. Из-за этого управляющие компании путаются, а собственники теряют право голоса.

Минстрой опубликовал письмо, в котором объяснил непонятное: как оформлять документы и правильно себя вести, чтобы полноценно участвовать в управлении домом.

У одного собственника несколько помещений. Он может голосовать по-разному в рамках одного вопроса?

Нет, не может. Один человек — одно решение.

К дому пристроено нежилое помещение. Его собственник может влиять на решения, которые принимаются по дому?

Если помещение является по документам частью дома, то да, может. Нужно проверять технический паспорт — там все указано.

Например, если салон красоты имеет собственную крышу и фундамент, но одной из стен касается дома, то он может быть оформлен по документам как часть дома. А значит, его владелец может участвовать в общем собрании.

От того, как оформлено встроенное или пристроенное помещение, зависит не только голосование. От этого зависит, будут ли жильцы платить за ремонт крыши этого салона красоты или магазина. И будет ли салон красоты платить за уборку общих подъездов в доме.

Уведомление о собрании вручили не только собственнику, но и жильцу квартиры. Это законно?

Это законно.

Тот, кто зовет на собрание, обязан предупредить собственников. В законе написано, как это сделать: лично или заказным письмом за 10 дней до даты собрания. При этом закон не запрещает отправлять дополнительные уведомления кому угодно еще: родственникам собственника, арендаторам квартиры или нежилого помещения.

Уведомление о собрании — это не коммерческая и не служебная тайна, а персональных данных там нет. Чтобы пригласить как можно больше собственников и собрать кворум, их можно вручать кому угодно — за это не накажут.

В протоколе общего собрания нет подписи собственника — только данные о его решении. Так можно?

Так нельзя. В списке обязательных данных нет подписи собственника. Там написано, что должны быть данные только о его решении — как он проголосовал.

Подпись — это и есть подтверждение решения. Без подписи нельзя понять, что это голос конкретного собственника. И хотя в перечне обязательных сведений подписи нет, без нее решение недействительно. Если такое обнаружится, решение можно оспорить.

В расшифровке подписи на решении собственника достаточно инициалов?

Нет, нужно полностью писать имя и отчество. Только инициалы — нельзя. У однофамильцев Минстрой рекомендует внимательнее проверять документы, а если нужно — запрашивать дополнительные.

В протоколе есть ошибки, опечатки или описки. Как исправить?

Ошибки исправляют прямо в документе и заверяют подписью собственника с пометкой «исправленному верить» — так можно.

Если в протоколе есть неисправленные ошибки и опечатки, важно, что это за ошибки и как они могли повлиять на результат. Описка или неразборчивый почерк не повод признавать решение недействительным. Главное, чтобы было понятно: вот голос человека, он живет в конкретной квартире вот такой площади. И проголосовал он вот так. Но если ошибка или опечатка вызывает неустранимые сомнения, это повод признать решение недействительным.

Зачем вообще проводить общее собрание?

На общем собрании решают вопросы многоквартирного дома: когда делать капитальный ремонт, устанавливать ли детскую площадку, платить ли за охрану и сдать ли лифтерную под салон красоты и т. д.

Зачем Минстрой что-то объясняет?

Общее собрание нельзя провести как угодно. Нужно соблюдать правила на всех этапах: от уведомления до подписания протокола. Если что-то нарушить специально или по незнанию, решение могут признать недействительным. Например, общее собрание разрешило делать пристройку для салона красоты, пристройку сделали, а потом один боевой жилец нашел нарушения в процедуре собрания и всё оспорил.

Но в правилах описано не все. Иногда даже Минстрой не знает сразу, как правильно. Постепенно накапливаются вопросы и выходят вот такие разъяснения.

Рекомендации Минстроя исполнять обязательно?

Письмо Минстроя — это не нормативный документ. Можно его не исполнять и поступать на свое усмотрение: разделять голоса одного собственника, не ставить подпись в решении и вместо расшифровки указывать только инициалы. Но тогда нужно быть готовым к тому, что голос не учтут, засчитают не так или оспорят в суде.

Зачем мне это надо?

На общих собраниях решают важные вопросы. Иногда от этого зависит, сможет ли конкретный собственник ставить свою машину на парковке возле дома. Еще это напрямую влияет на расходы: сколько денег нужно платить за управление домом и куда пойдут взносы за капремонт.

Общее собрание не обязательно организует глава ТСЖ или управляющая компания. Это может сделать любой собственник, если хочет что-то изменить и знает, как нужно действовать.

Ну и что? 17 697

Теперь на сайте налоговой можно скачать справку о доходах. Но для кредита она не подойдет

Справку о доходах 2-НДФЛ теперь можно скачать в личном кабинете на сайте nalog.ru. Вы получите официальный документ с электронной подписью. Он имеет такую же силу, как справка с печатью работодателя. Такую справку примет банк, новый работодатель и вообще кто угодно: она заверена налоговой.

Но есть проблема. Скорее всего, вам все равно придется брать справку на работе.

Что за справка вообще?

Справка 2-НДФЛ — это подтверждение официальных доходов и удержанного налога. Работодатель отправляет в налоговую такую справку по каждому сотруднику. Налоговая видит, где конкретный человек работает, какая у него зарплата за год и по месяцам и сколько НДФЛ он заплатил.

Справка 2-НДФЛ нужна для разных целей. Например, для оформления вычета при покупке квартиры или оплате лечения. Еще такой справкой подтверждают официальные доходы для банка, чтобы взять или рефинансировать кредит.

Обычно справку 2-НДФЛ заказывают на работе. Бухгалтерия выдаст ее в любое время и за любой период работы.

Так что, теперь справку получить проще?

Да, теперь ее можно получить прямо на сайте налоговой. Раньше ее можно было только открыть, а скачать и передать кому-то — нет. Теперь можно. Справки выгружаются в формате .pdf или .xml. Этот файл можно переслать по электронной почте или прикрепить к заявке на кредит.

Почему такая справка имеет юридическую силу? Это же просто файл.

Это не просто файл. Из личного кабинета справка выгружается с электронной подписью налоговой. Эту подпись нельзя подделать. Ее проверяют в специальном сервисе. Даже если отправить справку по почте, банк увидит, что она настоящая.

В чем тогда подвох? Почему эти справки не подойдут для кредита?

Работодатели подают справки о доходах сотрудников до 1 апреля следующего года. Налоговая загружает справки в личный кабинет еще позже — к июню. И так каждый год.

Например, в ноябре 2017 года у налоговой есть справка за 2016 год, а за 2017 еще нет. Даже весной 2018 года еще может не быть справки за 2017.

Для кредита нужна справка 2-НДФЛ за полгода до подачи заявки. Если подать заявку сейчас, нужно подтвердить доход с мая по ноябрь 2017 года. Для этого придется брать справку 2-НДФЛ на работе. В личном кабинете на сайте налоговой ее нет и быть не может.

А когда работодатель все-таки передаст данные в налоговую — например в конце марта 2018 года, — банку нужна будет справка о доходах за январь, февраль и март. Этих сведений тоже не будет в личном кабинете, и вам все равно придется идти в бухгалтерию. Или искать банк, который дает кредиты без подтверждения официального дохода.

Получается, задумка хорошая, но пока без большой практической пользы.

Значит, эти справки вообще не пригодятся? Зачем тогда это сделали? Опять бездумно растрачивают бюджет?

Справки за прошлые годы тоже могут пригодиться.

Для вычета. Чтобы получить вычет и вернуть налог за прошлые годы, нужно подать декларацию 3-НДФЛ и справку о доходах. В 2017 году могут понадобиться справки за 2014, 2015 и 2016 годы. Все они будут в личном кабинете.

Для банка. Банк может запросить подтверждение зарплаты за любой период — даже за прошлые годы. В свое время ипотечникам для господдержки нужно было подтверждать доход за 12 месяцев. Может быть, еще пригодится. Тогда справки можно выгрузить и отправить по электронной почте. Печать с работы не нужна.

Для контроля. Вы можете зайти в личный кабинет и проверить, какие данные работодатель передает в налоговую — совпадают ли они с расчетными листками и все ли вычеты правильно оформлены.

Еще в личном кабинете отражаются справки об НДФЛ со списанных долгов и неочевидных доходов: при рефинансировании ипотеки, возврате страховки, компенсаций. По закону их должны прислать налогоплательщикам заранее, но не всегда присылают. Проверьте, вдруг вас ждет сюрприз.

Для суда и пристава. Например, если в суде нужно подтвердить доход за несколько лет. Ситуации могут быть какие угодно: отсрочка выплаты долга, уменьшение пеней по алиментам или раздел имущества.

Для пособий. В 2017 году соцзащита может попросить справку о доходах за прошлый год. Подойдет документ из личного кабинета.

Могут быть и другие ситуации, когда пригодятся справки 2-НДФЛ за прошлые годы. Если так случится, вы сможете распечатать их даже ночью, в отпуске и для всех членов семьи сразу.

Как проверить свои справки 2-НДФЛ?

Зарегистрируйтесь на сайте налоговой. Для этого нужно сходить с паспортом в любую инспекцию и получить логин с паролем.

Можно авторизоваться через госуслуги.

Зайдите в личный кабинет, откройте раздел «Налог на доходы ФЛ и страховые взносы», выберите пункт «Сведения о справках по форме 2-НДФЛ».

Справки можно посмотреть или выгрузить с электронной подписью.