У Microsoft закончился финансовый год — компания отчиталась о финансовых результатах за 2018 год. Из них узнаем, что там с бизнесом и почему акции компании не полетели вниз вслед за Фейсбуком и Твиттером. У компании три ключевых сегмента — их и разберем.
Productivity and Business Processes
В сегмент входят Office, Linkedin, Dynamics и программы для управления бизнесом.
Выручка по сегменту выросла на 18% по сравнению с 2017 годом: с 30,4 до 35,8 млрд долларов. Microsoft не раскрывает, сколько зарабатывает с каждого продукта, — показывает только рост выручки. Исключение — «Линкед-ин»: выручка 5,1 млрд долларов за 2018 год — 14% от общей выручки.
Количество платных подписчиков Office 365 увеличилось за год на 16%: с 27 до 31,4 млн человек. Исследовательская компания Gartner утверждает: Microsoft выручил на «Офисе» 13,8 млрд долларов в 2016 году, их ближайший конкурент Google — выручили на Google Docs 1,3 млрд долларов.
Но персональная версия Office стоит 70 долларов в год, домашняя — 100 долларов, версия для бизнеса — 300 долларов. Даже если бы все пользователи Office брали бизнес-версию, Microsoft зарабатывал с этого 9,4 млрд долларов. Но ведь это не так. Видимо, остальную выручку делают покупатели разовых лицензий, а не подписок, но данных по таким лицензиям нет.
В общем, Microsoft путает инвесторов тем, что не раскрывает данные, но все равно компания однозначно лучше единственного серьезного конкурента.
У компании есть еще один крупный продукт в сегменте — Dynamics. Это продукт для бизнеса, где можно собирать данные клиентов, контролировать финансы и расходы на производство. Начальный тариф — 40 долларов в месяц за пользователя.
Операционная прибыль выросла на 8%: с 11,9 до 12,9 млрд долларов. Операционная прибыль — прибыль компании от основной деятельности, в которой учитывают только расходы на бизнес. У Linkedin операционный убыток 987 млн долларов. Если убрать бухгалтерские статьи расходов, у Linkedin прибыль 558 млн долларов. По другим продуктам подробной информации нет.
Рост выручки Microsoft по сегменту Productivity and Business Processes
Продукт | Рост выручки |
---|---|
Dynamics 365 | 61% |
Office 365 | 38% |
37% | |
Дополнительные продукты Dynamics | 11% |
Коммерческие продукты Office | 10% |
Клиентские продукты Office | 8% |
Intelligent Cloud
В сегмент входят сервис для обработки данных Azure, Windows Server и операционная система Windows.
Выручка по сегменту выросла на 17% по сравнению с 2017 годом: с 27,4 до 32,2 млрд долларов. Сейчас основной продукт Microsoft — Azure. Amazon выручил на веб-серверах 21,2 млрд за 12 месяцев, а операционная прибыль составила 5,5 млрд долларов. По мнению агентства Canalys, Amazon занимает 31,8% рынка, а Microsoft — 13,9%. То есть выручка Azure может составлять 8—10 млрд долларов в год. При этом каждый квартал выручка Azure растет минимум на 80% относительно того же квартала год назад — и такая динамика уже 12 кварталов подряд.
Операционная прибыль выросла на 26%: с 9,1 до 11,5 млрд долларов.
Рост выручки по облачным продуктам Microsoft
Продукт | Рост выручки |
---|---|
Azure | 89% |
Серверные и облачные продукты | 26% |
Windows | 23% |
Корпоративные сервисы | 8% |
Лицензии Windows с привязкой к компьютеру | 7% |
More Personal Computing
В сегмент входят поисковик Bing и техника от Microsoft — Xbox, Surface, игровые сервисы и игры.
Выручка по сегменту выросла на 9% по сравнению с 2017 годом: с 38,7 до 42,3 млрд долларов. Основной рост — за счет приставки Xbox. Возможно, Microsoft впечатлится успехами приставки Nintendo Switch и попробует создать свою портативную консоль.
Операционная прибыль выросла на 28%: с 8,2 до 10,6 млрд долларов.
Рост выручки Microsoft в More Personal Computing
Продукт | Рост выручки |
---|---|
Игры | 39% |
Xbox и игровые сервисы | 36% |
Microsoft Surface | 25% |
Реклама в поисковике Bing | 17% |
Прибыль
Прибыль компании упала на 35% по сравнению с 2017 годом: с 25,5 до 16,5 мрлд долларов. Это произошло из-за налоговой реформы: Microsoft вернул деньги в США из офшоров — государство единоразово взяло с них налог 13,8 млрд долларов во 2 квартале 2018 финансового года. Это не систематический убыток, поэтому акции и не падают. Нужно только помнить, что рост прибыли в следующем году может быть связан с расходом на налог в этом году.
Покупка Github
В мае Microsoft договорился о покупке «Гитхаба» — это площадка, где люди совместно разрабатывают программы. Сделку оформят к концу 2018 года. Владельцы «Гитхаба» получат 7,5 млрд долларов акциями Microsoft.
По слухам, годовая выручка «Гитхаба» составляет 300 млн долларов — это мало. Возможно Microsoft будет использовать «Гитхаб» как маркетинговую площадку или как часть какого-то другого продукта. Скорее всего, финансовые показатели «Гитхаба» будут отображаться в сегменте облачных решений (Intelligent Cloud).
Прогнозы руководства
Аналитики Уолл-Стрит считают, что Microsoft заработает 0,96 $ на одну акцию (показатель earnings per share). Вот на что рассчитывает руководство в 1 квартале 2019 года.
Прогноз руководства Microsoft на 1 квартал 2019 годаПрогноз руководства Microsoft на 1 квартал 2019 года, млрд долларов
Показатель | Сумма, млрд долларов |
---|---|
Выручка More Personal Computing | 9,95—10,25 |
Выручка Productivity and Business Processes | 9,25—9,45 |
Выручка Intelligent Cloud | 8,15—8,35 |
Себестоимость (cost of revenue) | 9,5—9,7 |
Операционные расходы (operating expenses) | 9,2—9,3 |
Дивиденды и выкуп акций
В 2018 финансовом году Microsoft платил 0,42 $ дивидендов каждый квартал. Следующая выплата — 13 августа. Скорее всего, компания хоть чуть-чуть увеличит дивидендные выплаты на следующий финансовый год: Microsoft ежегодно повышает дивиденды последние 12 лет.
У компании есть 30 млрд долларов на выкуп акций. 7,5 млрд долларов выплатят по сделке с «Гитхабом». Остальные деньги Microsoft может использовать на выкуп акций с рынка. Это альтернативный способ расплатиться с инвесторами: акций становится меньше — дивиденды каждого инвестора на акцию растут. Выкупать акции Microsoft сможет в 2019 году, когда закроют сделку с «Гитхабом».
Мультипликаторы Microsoft
Показатель | Microsoft | Apple | Alphabet (Гугл) | Amazon | Oracle | IBM |
---|---|---|---|---|---|---|
EV / EBITDA | 19,7 | 13,3 | 25,6 | 49 | 14,1 | 10,6 |
EV / CF | 20,3 | 15,1 | 20,6 | 48 | 15,1 | 10,5 |
Долг / EBITDA | 1,4 | 0,8 | −0,3 | 0,4 | 2,4 | 2,2 |
ROIC | 20% | 27% | 14% | 11% | 32% | 21% |
Прирост выручки | 17% | 12% | 25% | 36% | 6% | 3% |
Мультипликаторы — это производные показатели, отражающие отношение между финансовыми результатами компании и ее капитализацией. Мультипликаторы нужны, чтобы оценить — дорого или дешево можно купить компанию, растет ли бизнес и насколько эффективен менеджмент.
Финансовые результаты Microsoft публикует в финансовой отчетности. Компания обязана раскрывать эти данные, потому что ее акции торгуются на бирже. Возьмем отчет компании за 4 квартал 2018 финансового года с официального сайта Microsoft для инвесторов.



Microsoft заплатил 13,8 млрд долларов единоразового налога во 2 квартале 2018 года. Чтобы мультипликаторы не исказились, я вычел из налогов этот единоразовый расход. Переносим данные в таблицу.
Результаты Microsoft за 12 месяцев, млн $
Показатель | Сумма, млн $ |
---|---|
Выручка | 110 360 |
Операционная прибыль | 35 058 |
Прибыль до налогов | 36 474 |
Уплаченные налоги | −6103 |
Денежные средства | 11 946 |
Краткосрочные кредиты | 3998 |
Долгосрочные кредиты | 72 242 |
Капитал | 82 718 |
Амортизация | 10 261 |
Операционный денежный поток | 43 884 |
Капитальные расходы | −11 632 |
Рыночную капитализацию можно брать с Ycharts.com. В нашей таблице с расчетами рыночная капитализация автоматически загружается из «Гугл-финансов». Мультипликаторы будут актуальны до следующего квартального отчета Microsoft.
Расчеты мультипликаторов можно посмотреть в гугл-таблице. Чтобы оценить компанию, нужно сравнить данные с конкурентами — вдруг их бизнес лучше. У Microsoft много продуктов, поэтому я взял больше конкурентов:
- «Аутлук» конкурирует с «Гугл-почтой», поисковик «Бинг» — с Гуглом, «Офис-365» — с «Гугл-документами».
- Облачный хостинг Azure — с веб-серверами Amazon.
- Виндоус — с Мак-ос.
- Microsoft Dynamics — с Oracle Cloud и IBM Cloud.
Расскажу, какие мультипликаторы и зачем считал.
EV, или Enterprise Value, — стоимость компании. Формула: рыночная капитализация + сумма кредитов − денежные средства. Вы покупаете акции компании вместе с долгом.
EBITDA — идеальная прибыль компании, которая не учитывает налоги и расходы, не связанные с основной деятельностью. Формула: операционная прибыль + амортизация. По EBITDA можно сравнивать компании из разных стран.
EV/EBITDA — показывает, за сколько лет компания окупит себя. Меньше 10 — возможно, компания недооценена. Инвесторы любят технологическую отрасль — показатели растут быстро, конкурентов мало, вложений в бизнес нужно меньше, чем добывающим компаниям. Нормально значение в отрасли — 20—40. По этому показателю все более-менее справедливо оценены, кроме «Твиттера». Но он наконец вышел из убытков, и инвесторы обращают на него внимание.
EV / CF, или Price to Cash Flow, — отношение рыночной капитализации к денежной прибыли компании. Мультипликатор аналогичен по смыслу EV / EBITDA, но в EV / CF берется реальная денежная прибыль, а не бухгалтерская. Ни одна из представленных компаний не обманывает инвесторов бумажной прибылью — EV / CF почти равен EV / EBITDA.
Прирост выручки — изменение выручки в сравнении год-к-году. Важный показатель для американских компаний — в большинстве случаев ИТ-компании не платят дивиденды и не выкупают акции. Инвесторы готовы с этим жить, если компания продолжает наращивать выручку: оптимизировать расходы и получить больше прибыли можно будет позже. Поэтому Amazon стоит дороже остальных компаний и ее акции растут, а акции Oracle и IBM — нет.
Долг / EBITDA — показывает, сколько компании потребуется лет, чтобы раздать долги. Меньше 3 — у компании нет проблем с долгами, больше 5 — могут возникнуть проблемы с выплатой долга, если в бизнесе что-то пойдет не так. У Фейсбука отрицательное значение — компания может погасить долги из собственных средств.
ROIC — рентабельность инвестированного капитала. Для мультипликатора нужны показатели операционной прибыли и инвестированного капитала. Операционная прибыль — это доходы компании от основной деятельности без учета единоразовых прочих доходов. Инвестированный капитал — это сумма всех средств, которые были использованы в бизнесе. Хороший показатель — от 15%.
ROIC = Операционная прибыль × (1 − ставка налога) / Инвестированный капитал
Ставка налога = Уплаченный налог / Прибыль до налогов
Инвестированный капитал = Капитал + Краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы
Что дальше
Недавно я писал про экономические рвы — это когда у компании есть конкурентные преимущества, которые помогают пережить экономические кризисы и успех конкурентов. Похоже, у Microsoft появились стабильные экономические рвы по сравнению с конкурентами.
У Microsoft несколько продуктов с большой выручкой — Windows, Office, Azure, Dynamics, Surface и Xbox. Утверждать, что все они прибыльные, нельзя: нет данных по каждому продукту. Но сама компания не зависит от какого-то одного продукта, в отличие от конкурентов:
- Apple зависит на 62% от продаж Айфона.
- Amazon получает 61% выручки от заказов в интернет-магазине.
- Выручка Alphabet на 86% зависит от рекламы, Фейсбука — на 98%.
- У IBM пока нет прорывных крупных проектов, которые помогут вырасти выручке и прибыли — такая история не интересна американским инвесторам.
- Oracle только недавно выделили облачные решения в отдельный сегмент. Перспективно, но пока ничего не понятно.
Но не только ИТ-компании растут в выручке и прибыли. Много зарабатывают и российские сырьевые компании — нужно лишь читать производственные отчеты: