Пока компании готовят финансовые отчеты за 2 квартал 2020 года, разберем последние события, связанные с крупнейшими компаниями Московской биржи. На очереди — проблемы «Норникеля» и «Аэрофлота».

Как штраф повлияет на «Норникель»

«Норникель» допустил разлив топлива на тепловой электростанции. Росприроднадзор оценил ущерб в 148 млрд рублей, или 2,1 млрд долларов. Компания заработала 7,92 млрд долларов EBITDA за 2019 год. Это последние данные из ее финансовых отчетов.

От показателя EBITDA зависит оценка долговой нагрузки компании. Если долговая нагрузка будет меньше 1,8, то на дивиденды направят 60% EBITDA. Чем выше показатель долговой нагрузки, тем меньшую долю направят на дивиденды.

Пока неизвестно какую сумму будет выплачивать «Норникель», а главное, в какой период нужно будет заплатить штраф. Пока Росприроднадзор направил только требования о добровольном возмещении ущерба. Сразу одним траншем — худший вариант, но кажется, что компания может выдержать нагрузку.

За 2019 год выручка от продажи палладия составила 39,1%, никеля — 26,6%, меди — 22,6%. Цены на основные металлы в долларах и рублях даже выросли, кроме цен на медь, если сравнивать по полугодиям.

Источник: Investing.com
Источник: Investing.com
Источник: Investing.com
Источник: Investing.com

Также «Норильский никель» продал свою долю 50% в австралийской компании, но сумму сделки компания не раскрыла. Часть полученных денег можно направить на покрытие штрафа.

Предположим, что EBITDA останется на уровне 2019 года и составит 7,9 млрд долларов. При выплате 60% на дивиденды получится расход 4,7 млрд долларов. Но «Норникель» инвестирует в развитие бизнеса. По оценкам «ВТБ Капитала», компания сократит инвестиционную программу в 2020 году примерно до 2,1 млрд долларов из-за коронавируса. Также компанию могут заставить заплатить в течение года штраф в 2,1 млрд долларов. Выходит минус миллиард долларов без учета выплаты процентов по кредитам и налогов.

Одного из ключевых акционеров «Норникеля» — компанию «Русал» — шокирует размер штрафа и волнует, как «Норникель» покроет расходы на его выплату. У «Русала» большой долг, который покрывается за счет дивидендов, поступающих от «Норникеля». Ему невыгодно, чтобы «Норникель» снижал дивиденды. «Норникель» может взять дополнительный кредит без сильного вреда для дивидендов в 2020 году.

«Аэрофлот» — допэмиссия и продление ограничений

Дивиденды за 2019 год. Решили не платить — ну, на это есть причины.

Международные перевозки. Почти 60% выручки от перевозок приходится на международные рейсы. С 3 на 4 апреля 2020 года Россия полностью прекратила международное авиасообщение, запрет продлили до 1 августа. Это значит, что россияне не смогут выехать за границу без уважительной причины, а выручка сегмента значительно снизится.

Генеральный директор «Аэрофлота» прогнозирует падение пассажиропотока в 2020 году.

Долговая нагрузка. У «Аэрофлота» высокая долговая нагрузка — 4,6 годовых EBITDA. Но чистый долг компании вырастет еще на 14%: пришлось взять у банка «Санкт-Петербург» кредит на 2,5 года с лимитом финансирования 5,4 млрд рублей. Сбербанк выдал льготный кредит на 31 млрд рублей с приблизительной ставкой 6,5—7% годовых.

«Аэрофлот» состоит из четырех компаний: самого «Аэрофлота», «Авроры», «Победы» и «России». Три дочерние компании, кроме «Победы», получили субсидии на 7,9 млрд рублей. Но этого мало.

Основной владелец компании — государство — планирует выпустить дополнительные акции на 80 млрд рублей. Государство выкупит акций на 50 млрд рублей, а ВТБ и РФПИ — на остальные 30 млрд. Пока неизвестно, какое количество акций выпустят. Если будут выпускать из расчета рыночной цены, то текущие доли владельцев акций «Аэрофлота» уменьшатся почти в 2 раза.