В 2019 году Московская биржа увеличила в два раза количество клиентов с открытыми брокерскими счетами. К концу года их число достигло 3,9 млн человек, а на февраль 2020 года было зафиксировано 4,3 млн человек. Еще 299 компаний разместило облигации на бирже в объеме 3,2 трлн рублей. Казалось бы, быть рекордным прибылям, но Московская биржа показала результат хуже, чем 5 лет назад.

Основные финансовые показатели

У Московской биржи есть два основных источника дохода:

  1. Комиссионные доходы — заработок на комиссиях за совершенные участниками торгов сделки на денежном и фондовом рынках. Сюда также входят комиссии за организацию торгов на валютном и срочном рынках и оплата технических, информационных услуг и услуг депозитария.
  2. Процентные доходы — заработок на размещении собственных средств и остатков денег участников торгов под проценты.
Эта статья могла быть у вас в почте
Подпишитесь на Инвестник — рассылку для инвесторов, и получайте письмо с главными новостями каждый понедельник

В последние годы наблюдается разнонаправленная динамика комиссионных и процентных источников дохода: комиссионные доходы растут из-за увеличения объемов комиссий и притока новых клиентов, а процентные доходы снижаются из-за падения процентной ставки Центрального банка. В 2017 году случился переломный момент для компании, когда комиссионные доходы превысили процентные, и с тех пор разрыв только увеличивается.

За 2019 год комиссионные доходы выросли на 11% относительно 2018 года: с 23,6 до рекордных 26,2 млрд рублей. Процентные и прочие финансовые доходы сократились до минимума последних лет, упав за год сразу на 24% — с 17,9 до 13,6 млрд рублей, — поскольку Центральный банк в течение года снижал ключевую ставку доходности с 7,75 до 6,25%.

Еще одним значимым источником доходов для компании стали операции в иностранной валюте, включая операции с защитой от колебаний курсов валют. В 2019 году торгово-финансовые обменные операции, номинированные в иностранной валюте, принесли компании прибыль в размере 4,2 млрд рублей — против убытка 1,8 млрд рублей в 2018 году.

В итоге операционная прибыль выросла на 8%: с 39,9 до 43,2 млрд рублей. Но за год у компании на 5% — до 8,3 млрд рублей — выросли административные и хозяйственные расходы, расходы на персонал увеличились на 9% — до 7,1 млрд рублей, — включая реализацию опционов, выданных ранее сотрудникам компании. Из-за этого чистая прибыль Московской биржи выросла всего на 2%: с 19,7 до 20,2 млрд рублей.

Активы

В 2019 году произошло незначительное сокращение активов относительно 2018 года: с 4083 до 4029 млрд рублей. Основную часть активов компании составляют финансовые активы и обязательства центрального контрагента «Национальный клиринговый центр», который принадлежит Московской бирже. Центральный контрагент — это специальная организация, которая берет на себя кредитные риски невыполнения рыночными участниками своих обязательств по предоставлению денег или финансовых активов.

На конец 2019 года активы и обязательства центрального контрагента составили 3263 млрд рублей, на конец 2018 года — 3312 млрд рублей. Поэтому обязательства Московской биржи снизились на 1,5% — до 3897 млрд рублей. Капитал Московской биржи вырос на 5% — до 131,9 млрд рублей — благодаря росту нераспределенной прибыли на 3%, до 96,4 млрд рублей.

Дивиденды

Компания планирует направлять на дивиденды весь свободный денежный поток. При этом нижняя граница дивидендных выплат до 2024 года определена — 60% от чистой прибыли по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

5 марта 2020 года наблюдательный совет Московской биржи рекомендовал дивиденды по итогам 2019 года в размере 7,93 Р на акцию, или 89% от чистой прибыли по МСФО.

Что в итоге

Комиссионные доходы Московской биржи продолжают расти за счет новых клиентов, но процентные доходы падают вслед за снижением ключевой ставки Центрального банка России. Из-за этого чистая прибыль осталась примерно на том же уровне, что и год назад.

2020 год может оказаться успешным для Московской биржи: из-за паники на фондовом рынке совершается больше сделок. Неопытные инвесторы распродают активы, рисковые пытаются заработать на падении, а долгосрочные скупают подешевевшие ценные бумаги. На краткосрочном горизонте компании выгодна ситуация, которая помогает зарабатывать больше на комиссиях за счет роста объемов торгов на денежных и финансовых рынках.