Россия присоединилась к Монреальской конвенции. Теперь авиакомпании будут выплачивать больше компенсаций. За задержку рейса — больше 300 тысяч рублей, а за багаж почти 100 тысяч. Выплаты за утерю груза и гибель пассажиров тоже увеличились. Это касается только международных рейсов. На российских действуют те же правила, что и раньше.

Объясняем, как это работает и почему на практике получить такие суммы почти нереально.

Что за конвенция?

Монреальская конвенция — это документ, который объясняет некоторые правила для международных авиарейсов, которые перевозят людей и грузы. Постепенно его приняли 130 государств, в том числе Евросоюз, США, Китай и Япония. Для них при международных перевозках действуют не внутренние законы страны, а правила конвенции.

Монреальская конвенция действует с 2003 года, но Россия присоединилась к ней только сейчас. До этого международные перевозки у нас регулировала Варшавская конвенция и российские законы.

Могло быть так, что за ущерб на одном и том же рейсе пассажир из Европы получал компенсацию по Монреальской конвенции, а россиянин — меньше. Российские перевозчики проигрывали иностранным по уровню ответственности и гарантиям.

Какие выплаты положены пассажирам международных рейсов?

Выплаты считают в валюте МВФ — специальных правах заимствования. Сокращенно — СПЗ. У нее свой курс, который постоянно меняется, поэтому для ориентира мы пересчитали суммы в рубли на дату публикации.

Максимальные выплаты по правилам конвенции

ПричинаВ СПЗВ рублях
Задержка рейса4694390 000
Повреждение или утрата груза193000 за 1 кг
Повреждение или утрата багажа113194 000
Гибель пассажира113 1009,4 млн
Ущерб
Задержка рейса
Сумма компенсации
4694 СПЗ / 390 000 рублей
Ущерб
Повреждение или утрата груза
Сумма компенсации
19 СПЗ / 3000 рублей за 1 кг
Ущерб
Повреждение или утрата багажа
Сумма компенсации
1131 СПЗ / 94 000 рублей
Ущерб
Гибель пассажира
Сумма компенсации
113 100 СПЗ / 9,4 млн рублей

Выплачивают не максимальную, а доказанную сумму ущерба. Поэтому заявления в СМИ, что теперь за задержку рейса можно получить триста тысяч, — это журналистика, которую мы заслужили. Чтобы получить столько денег, нужно иметь серьезные аргументы. Если авиакомпания докажет, что ущерб возник по вине пассажира, сумму выплат могут уменьшить. Если пассажир не сможет обосновать ущерб, максимальную сумму точно не получит. У перевозчиков на этот случай есть свои лимиты и грамотные юристы.

Сразу после происшествия можно получить предварительную выплату от авиакомпании. Когда разберутся, ее зачтут в счет компенсации.

На каких рейсах действуют международные правила?

Эти правила действуют только для международных авиаперевозок.

Главное условие — чтобы места отправления и назначения находились на территории страны, подписавшей конвенцию. Например, на пассажиров рейса Москва — Афины конвенция действует: Греция к ней присоединилась. А если из Москвы лететь в Минск, конвенция не работает: Беларусь ее не подписала.

Гражданство пассажира не имеет значения. Можно быть гражданином Таиланда, который не подписал конвенцию, но лететь из России в Европу. И тогда компенсации выплатят по правилам Монреальской конвенции. Хотя бывают исключения.

Международными рейсами через российские аэропорты каждый год летает почти 50 млн человек. Теперь у некоторых из них есть шанс получать больше компенсаций, чем раньше.

А если лететь по России, это считается? Страна же участник конвенции.

Нет, это не считается. Если лететь рейсом Москва — Владивосток, это внутренняя перевозка. Здесь действуют российские законы, а компенсации выплачивают по нашему воздушному кодексу.

Но есть интересный нюанс. Если самолет при перелетах внутри страны делает согласованную остановку в любой другой стране, это уже международная перевозка. Даже если эта страна не подписала конвенцию.

В какой стране подавать иск, чтобы получить выплаты?

Для компенсации за багаж и задержку рейса можно подать иск по месту регистрации перевозчика или там, где у него основное предприятие или офис. Компенсацию за смерть или вред здоровью можно потребовать по месту жительства пассажира или родственников.

В любом случае до иска нужно написать претензию авиакомпании. Чаще всего можно договориться без суда.

От выбора страны зависит сумма компенсации: по каким нормам права ее будут считать в конкретном случае. Это не единственный, но важный критерий.

Теперь билеты подорожают?

Может быть, билеты подорожают. Чтобы выплачивать большие суммы, авиаперевозчикам нужны собственные средства или страховка. И то и другое требует денег. Вполне вероятно, что эти расходы переложат на пассажиров. Чтобы больше получить, придется больше платить.

Пока в применении правил конвенции на территории России много непонятного, а правоприменительной практики нет. Некоторые нормы воздушного кодекса не стыкуются с Монреальской конвенцией. Перевозчикам еще предстоит во всём разобраться.

Что делать, чтобы получить максимум от авиакомпании?

Аккуратнее с документами. Если что-то пойдет не так, они пригодятся. Обязательно собирайте доказательства ущерба.

Если везете что-то ценное, стоит доплатить за объявленную ценность. Тогда получите полную сумму компенсации на любом рейсе.

Пробуйте договориться без суда. Может быть, авиакомпания сама выплатит ущерб по претензии. Не факт, что суд увеличит компенсацию, но времени и денег это точно потребует. А судебные издержки не всегда возмещают.

Кроме компенсаций пассажиры имеют право на дополнительные услуги. Например на гостиницу или горячее питание на время задержки рейса. Стоит попросить, чтобы вам предоставили положенное по закону.

Если речь о больших суммах, ищите юриста. В воздушном праве много нюансов и важно правильно выбрать страну для иска. Закон страны происшествия, закон суда, закон флага — это интересно, но зачем вам это знать?

Как быть с компенсацией в случае гибели пассажира, рассказывать не будем. Обычно в таких случаях подключаются юристы и государство. Надеемся, что вам и вашим родным это не понадобится. Всё-таки самолеты — самый безопасный вид транспорта.