Apple теперь придется много тратиться. Boeing теперь придется пойти на уступки. Mastercard теперь будет играть все большую роль в мире криптовалют.

Дисклеймер: когда мы говорим о том, что что-то выросло, мы имеем в виду сравнение с аналогичным кварталом годом ранее. Поскольку все эмитенты из США, то все результаты в долларах. При создании материала использовались источники, недоступные пользователям из РФ. Надеемся, вы знаете, что делать.

Надкушенный Apple

Как вы уже, вероятно, знаете, американский суд обязал Apple дать разработчикам сторонних приложений возможность совершать покупки внутри приложений в обход платежной системы Apple. Акции компании не сильно поколебались, тем более что суд отказался признать Apple монополистами. Но кажется, что это ощутимая трещина в фундаменте бизнеса компании.

Одна из важнейших задач Apple (NASDAQ: AAPL) — переход с модели продаж устройств к модели оказания услуг. Тот факт, что теперь разработчики приложений смогут избегать комиссии Apple, сильно бьет по этим планам. Продажи устройств у компании с текущей динамикой доходов в развитых странах со временем непременно будут падать — или в лучшем случае стагнировать. А вот на услугах Apple может много зарабатывать, монетизируя армию владельцев своих устройств. Но вердикт суда ставит под сомнение успешность перехода на модель оказания услуг. Конечно, нам еще только предстоит увидеть эффект от этого вердикта, но, возможно, в Apple начнут развивать альтернативные направления.

Компания может начать вкладываться в разработку и развитие других услуг. Потенциально это может принести плоды. Но бизнес с комиссиями внутри приложений был близким к идеалу: самой Apple практически ничего для этого не нужно было делать, а деньги капали, можно сказать, за просто так. НИОКР же в этой сфере будут требовать времени и денег — причем много.

Apple может избрать альтернативный путь развития, сосредоточившись на развитии бизнеса по продаже носимых устройств: наушники, часы и так далее. Продажи этих устройств у компании растут очень хорошо, так что развитие этого направления имеет смысл. Благо оно позволяет дополнительно монетизировать аудиторию владельцев Айфонов.

Может быть, даже компания будет активно развивать оба направления. Но, судя по котировкам Apple, — от судебных новостей акции компании упали всего лишь на 3,5% — инвесторы недооценивают последствия этого судебного дела. Заповедник App Store с фактической монополией на извлечение внутри него комиссионной прибыли был для компании очень маржинальным. Теперь же ей придется тратить силы и время на то, чтобы зарабатывать другими путями. Зато для эмитентов, чьи приложения зарабатывают основные деньги в App Store, это хорошие новости.

Нелетающий Boeing

Акционеры Boeing (NYSE: BA) подали в суд на совет директоров компании. Директоров обвиняют в том, что они не уделили достаточного внимания вопросу безопасности систем злополучной серии самолетов MAX, из-за чего те и падали с незавидной частотой — что привело к валу отмены заказов и огромным финансовым проблемам для Boeing, повлекшим падение акций.

Сложно сказать, чем вся эта тяжба закончится, но шансы совета директоров тут невелики: в ходе скандала с MAX постоянно всплывали какие-то чудовищные истории. Например, про строительный мусор в баках. Так что их оправдания в духе «товарищ Сталин ничего не знал, в ЦК пробрались враги!» звучат уж как-то совсем неубедительно. А для акционеров Boeing это скорее хорошие новости: очень вероятно, что иск если и не завершится победой, то заставит менеджмент компании как минимум пересмотреть практику управления, чтобы впредь таких историй не происходило. Но куда лучше будет, если по итогам иска получится полностью сменить руководство: думаю, на это котировки отреагируют ростом.

Но есть и плохие новости. Ирландский авиаперевозчик-лоукостер Ryanair отказался покупать самолеты Boeing по причине того, что ее не устроила цена. Ryanair — один из крупнейших клиентов Boeing и крупнейший за пределами США, так что новости эти действительно печальные. Тут свою роль сыграли два фактора.

Пандемия прижала как авиационную промышленность, так и авиаперевозчиков. На продукцию первых резко упал спрос, а маржа вторых теперь балансирует на грани между выходом в ноль и убытками. В таких условиях, конечно, производители не готовы снижать цены ниже определенного уровня, а авиалинии считают каждую копейку.

Скандал с MAX позволил старым французским конкурентам Boeing из Airbus нарастить свою долю рынка и укрепить репутацию. Эта проблема не исчерпывается рамками пандемии и останется надолго. Очень возможно, что радикальное обновление состава совета директоров Boeing поспособствует улучшению репутации компании.

Так или иначе, новость для акционеров Boeing безусловно плохая: если от компании уходят старые клиенты, значит, с компанией что-то не так. В связи с этим было бы логично ожидать ухода и других заказчиков.

Шифрующийся Mastercard

Финтех-гигант Mastercard (NYSE: MA) покупает стартап в сфере блокчейн-аналитики CipherTrace. Он позволяет проверять соответствие транзакций законодательству. Стоимость сделки пока неизвестна, но скоро мы узнаем всю правду из отчетности Mastercard. Для Mastercard это вполне логичная сделка: с некоторых пор в ее платежной системе поддерживаются некоторые криптовалюты.

Если смотреть шире, то сделка по покупке CipherTrace демонстрирует интерес традиционного финтеха к любым решениям, позволяющим как-то наладить работу с криптовалютами. Так что это позитивный сигнал в принципе для всех компаний, имеющих отношение к криптовалютам.