Новороссийский порт: получил убыток, но акции взлетели на 37%

Новороссийский порт: получил убыток, но акции взлетели на 37%

3

15 июня 2020 года Новороссийский морской торговый порт раскрыл финансовые результаты своей деятельности за 1 квартал 2020 года. Компания входит в структуру «Транснефти» и объединяет портовый бизнес Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов.

В тот же день совет директоров компании рекомендовал выплатить рекордные дивиденды за 2019 год. Благодаря этой новости акции взлетели на бирже на 37%.

Предлагаю рассмотреть подробнее операционные и финансовые показатели группы в 1 квартале этого года, также попытаться разобраться в причинах такой щедрости по отношению к акционерам.

Операционные результаты

8 июня НМТП опубликовал операционные данные, в которых учтены результаты за апрель.

После продажи Новороссийского зернового терминала в 2019 году компания перестала учитывать результаты актива в своих производственных показателях и пересчитала операционные показатели за январь — апрель 2019 года, чтобы корректно сравнить текущие результаты с прошлыми.

Грузооборот компании за 4 месяца 2020 года вырос на 2% год к году — до 45,9 млн тонн, несмотря на программу сдерживания коронавируса, которая привела к падению спроса на нефтяную продукцию.

Более 83% грузооборота компании пришлось на наливные грузы, поэтому именно рост в этом сегменте позволил компании продемонстрировать положительную динамику. Грузооборот сырой нефти вырос на 6% год к году — до 24,1 млн тонн, а грузооборот нефтепродуктов увеличился на 7% — до 13,7 млн тонн.

Грузооборот навалочных грузов за январь — март 2020 года увеличился на 16% год к году — до 2,2 млн тонн — благодаря росту объема перевозок железорудного сырья на 60%. Отмечу, что перевозка сахара через порты компании в этот период снизилась практически до нуля из-за того, что экспорт российского свекловичного сахара переориентировали на азиатские рынки.

Грузооборот генеральных грузов упал на 27% год к году — до 3,6 млн тонн — из-за сокращения объемов перевозки черных металлов и чугуна на 31% — до 3,2 млн тонн. Зато грузооборот цветных металлов вырос на 28% за счет увеличения спроса на алюминий.

Контейнерооборот сократился на 25% год к году — до 1,6 млн тонн, на что повлияли меры, направленные на сдерживание пандемии коронавируса. Это привело к резкому сокращению грузооборота груженых импортных контейнеров.

Источник: операционные результаты НМТП за январь — апрель 2020 года

Финансовые результаты

Бизнес компании в основном ориентирован на зарубежные рынки: расчет по большинству договоров происходит в иностранной валюте, поэтому финансовые результаты в квартальной финансовой отчетности НМТП также публикует в долларах США.

В 1 квартале 2020 года выручка НМТП снизилась на 17% год к году: с 239,9 до 200,1 млн долларов. На снижение повлияло падение расчетного тарифа в долларах на 12%, а также падение доходов от перевозки навалочных и генеральных грузов. Частично падение перевозок компенсировалось ростом доходов от перевозки наливных грузов из-за увеличения перевалки нефти и нефтепродуктов.

Больше 78% выручки компании принесли стивидорные услуги, связанные с погрузочно-разгрузочными работами в портах.

Источник: финансовая отчетность НМТП за 1 квартал 2020 года по МСФО

Операционные расходы с учетом амортизации выросли на 1% год к году — до 80,1 млн долларов. На рост повлияло увеличение расходов на зарплату и топливо, рост прочих расходов почти в 8 раз — до 4,2 млн долларов. Но структуру прочих расходов компания в финансовой отчетности не раскрывает. Итоговая операционная прибыль за 1 квартал 2020 года составила 120,3 млн долларов, что на 25% меньше, чем за аналогичный период 2019 года.

Финансовые расходы компании в 1 квартале снизились на 14% год к году — до 21,4 млн долларов, а финансовые доходы, наоборот, выросли почти в 3 раза: с 2,8 до 8,1 млн долларов. Но из-за резкого падения курса рубля по отношению к доллару США в марте 2020 года компания зафиксировала убыток от курсовых разниц в размере 173,2 млн долларов — против прибыли в 67 млн долларов в 1 квартале 2019 года.

За 1 квартал 2020 года НМТП зафиксировал убыток в размере 43,9 млн долларов, хотя годом ранее заработал 167,7 млн долларов.

Долг компании

Общий долг компании с учетом обязательств по договорам аренды остался практически на уровне прошлогоднего результата и составил на конец марта 818,8 млн долларов.

Но на счетах компании после продажи зернового терминала находится 443 млн долларов в деньгах и их эквивалентах, поэтому чистый долг НМТП снизился на 3% — до 375,8 млн долларов. Мультипликатор «чистый долг / EBITDA» за 12 месяцев, с марта 2019 по март 2020 года, составлял 0,6 — против значения 1,2 в марте 2019 года.

Дивиденды

В начале 2020 года менеджмент НМТП представил новую стратегию компании: предполагалось, что дивидендные выплаты будут составлять не менее 50% от чистой прибыли по МСФО по итогам отчетного периода.

В 2019 году чистая прибыль портового оператора достигла рекордного уровня, но это было связано с продажей Новороссийского зернового терминала ВТБ за 29 млрд рублей.

15 июня совет директоров НМТП рекомендовал собранию акционеров утвердить рекордные дивиденды в размере 26 млрд рублей, или 1,35 ₽ на акцию. Это примерно 40% от чистой прибыли по МСФО за 2019 года. На фоне этой новости котировки акций на Московской бирже выросли на 37%.

Важно помнить, что столь щедрые выплаты, вероятно, носят разовый характер и связаны с продажей зернового терминала, а дивиденды по итогам 2020 года окажутся значительно скромнее.

Источник: финансовая отчетность и решения совета директоров НМТП

Что в итоге

Грузооборот НМТП за первые 4 месяца 2020 года оказался даже чуть выше, чем годом ранее, когда на компанию не оказывали негативного влияния внешние факторы, связанные с пандемией коронавируса и теми мерами, что многие страны ввели в попытках остановить распространение болезни.

Но 82% грузооборота компании — это перевалка нефти и нефтепродуктов, а значит, с мая 2020 года можно ожидать снижения грузооборота и выручки в сегменте наливных грузов, поскольку именно с мая начинает действовать новое соглашение об ограничениях добычи нефти между странами ОПЕК+, куда входит Россия. «Транснефть», в которую входит НМТП, прогнозирует снижение грузооборота нефти по итогам 2020 года на 11%. Это должно отразиться, помимо прочего, и на снижении перевалки нефти через Новороссийский, Приморский и Балтийский порты, которыми владеет НМТП.

Если совет директоров компании утвердит рекордные дивиденды на собрании, которое состоится 17 июля 2020 года, то это поддержит рыночные котировки НМТП. Но такие большие выплаты, скорее всего, носят разовый характер, особенно с учетом вышеописанных негативных факторов, которые будут оказывать давление на операционные и финансовые результаты компании в 2020 году. А значит, цена акций может значительно упасть после отсечки под дивиденды.

Источник: НМТП
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Все равно приятно быть собственником частички морского порта :)

5
0

Не совсем понятны ваши расчеты с Долгом

0

Юрий, 818, минус 443 продажа, снижение на 3%, до 375. Объясните пожалуйста вашу математику?

2

Сообщество