Группа компаний «Обувь России», один из крупнейших российских обувных ретейлеров, подвела финансовые итоги 2019 года. Несмотря на сложную экономическую ситуацию последних лет в России и снижение реальной покупательной способности населения, для компании этот год оказался по-настоящему успешным. Она не только существенно расширила свою торговую сеть и географию присутствия, но и поставила личные рекорды по размерам годовой выручки и чистой прибыли. Предлагаю разобраться, как компании удалось добиться таких результатов.

Эта статья могла быть у вас в почте
Подпишитесь на Инвестник — рассылку для инвесторов, и получайте письмо с главными новостями каждый понедельник

Расширение торговой сети

В 2019 году «Обувь России» открыла более 200 магазинов. Чистый прирост торговой сети составил 181 магазин с учетом закрытия малорентабельных торговых точек и перемещения существующих магазинов на новое место. География розничной сети расширилась 125 новыми городами, и на начало 2020 года магазины компании работают в 367 городах России.

Количество магазинов под собственным управлением выросло на 30% — до 736, а число магазинов, работающих по франшизе компании, увеличилось до 7% — это 172 магазина.

Торговая площадь магазинов под собственным управлением выросла на 15% — до 61,9 тысячи квадратных метров, а общая выручка сопоставимых магазинов увеличилась на 5%, что говорит о росте эффективности продаж торговой сети.

Основные финансовые показатели

За 2019 год «Обувь России» увеличила выручку на 19% относительно 2018 года: с 11,6 до 13,7 млрд рублей. У компании три основных источника выручки: розничная и оптовая торговля, включая рассрочки и кредиты на покупку товаров, а также займы постоянным покупателям. Выручка от розничных продаж выросла на 3% — до 6,9 млрд рублей. Выручка от оптовой реализации товаров выросла на 39% — до 4,7 млрд рублей. Но наибольший прирост выручки дала выдача займов: за год выручка данного сегмента выросла на 41% — до 2,1 млрд рублей.

Операционная прибыль выросла на 25% — до 3,2 млрд рублей, — даже несмотря на рост себестоимости реализации товаров на 22%, до 6,1 млрд рублей, и рост коммерческих, административных и хозяйственных расходов на 6% — до 3,8 млрд рублей. Помогло сокращение расходов: штрафы, списания товаров, агентские вознаграждения и прочее — с 322 до 181 млн рублей. Кроме того, в 2019 году компания почти в два раза меньше потратила на маркетинг.

Финансовые расходы выросли на 33% — до 1,2 млрд рублей, — что связано с увеличением размера выплат процентов по кредитам более чем в два раза.

В результате чистая прибыль «Обуви России» выросла на 27% относительно 2018 года: с 1,3 до 1,7 млрд рублей.

Активы, капитал и обязательства

В 2019 году «Обувь России» увеличила активы на 22% относительно 2018 года — с 22,9 до 28 млрд рублей — благодаря росту запасов с 10,1 до 14,6 млрд рублей. Запасы готовой продукции в денежном выражении оказались даже больше, чем вся выручка компании за год. Это скорее негативное явление: из-за него расходы на хранение товара вырастут, а еще оно заставит руководство создать большой резерв под обесценение продукции.

Компания увеличила свои обязательства на 38% — до 13,5 млрд рублей. Причина: рост краткосрочных кредитов и займов более чем в два раза — до 8,1 млрд рублей, из них около 7,2 млрд рублей составили банковские кредиты со ставкой от 7,3 до 10,7%. Капитал вырос на 11% — до рекордных 14,5 млрд рублей — благодаря росту нераспределенной прибыли с 7,5 до 8,9 млрд рублей.

Что с дивидендами

Дивидендная политика, утвержденная советом директоров в сентябре 2017 года, не дает четких критериев для определения размера выделяемой на дивиденды чистой прибыли. Но компания ежегодно направляет на дивиденды 20% чистой прибыли по МСФО с момента размещения акций на Московской бирже.

Если предположить, что «Обувь России» в этом году сохранит дивидендные выплаты на уровне 20% от чистой прибыли по МСФО, то размер дивидендов на акцию за 2019 год может составить около 3 рублей.

История дивидендных выплат «Обуви России»

20182,32 Р
20192,36 Р
2020, прогноз2,98 Р
2018
2,32 Р
2019
2,36 Р
2020, прогноз
2,98 Р

Перспективы компании

В 2019 году «Обувь России» успешно завершила реализацию трехлетней инвестиционной программы, досрочно выполнив все основные задачи. Новым приоритетным направлением для компании станет внедрение цифровых технологий и развитие онлайн-торговли. В ближайшее время менеджмент компании готовится представить акционерам стратегию развития на ближайшие 3—5 лет. Но ее уже частично воплощают в жизнь, запустив собственный маркетплейс и цифровую платформу для поставщиков, — под их товары планируется выделить до 50% площадей торговой сети компании. Также финансовые сервисы переводят в онлайн-формат.

Еще одним важным направлением бизнеса становится продажа сопутствующих товаров, которые могут составить до половины всего розничного ассортимента в магазинах компании уже в 2020 году. Это не только аксессуары и средства по уходу за обувью, но и такие неожиданные для магазина этой сферы товары, как средства по уходу за телом и шампуни.

Кроме основного бизнеса по продаже обуви и иных товаров «Обувь России» работает еще и практически как микрофинансовая организация. Значительную долю доходов компании приносит выдача займов. Рост выручки сегмента на 41% за год говорит о серьезном потенциале данного направления. В 2020 году «Обувь России» планирует запустить приложение, которое позволит клиентам брать займы удаленно, используя для подписания договоров электронную подпись.