Ну и что?
. Источник: Письмо Минфина № 03-01-15/51285 от 10.08.17

Минфин разрешил не пробивать чеки при оплате по квитанции и электронными деньгами

У нас хорошая новость для предпринимателей. Минфин дал разъяснения по поводу чеков при безналичных расчетах. Теперь говорят, что можно вообще не использовать кассу, если покупатель платит по квитанции на расчетный счет, переводит деньги через Клиент-банк или рассчитывается электронными деньгами.

Владельцам интернет-магазинов и тем, кто принимает платежи от физических лиц, вроде бы можно не бояться штрафов. Но не всем и не всегда, а только до 1 июля 2018 года. Объясним, что сказал Минфин и почему это не повод расслабляться.

С чего вы это взяли?

Как было раньше

Уже все знают про закон 54-ФЗ и онлайн-кассы. Тем, кто принимает оплату наличными или картами в магазине, было всё понятно: такие расчеты и раньше попадали под действие закона. Предприниматели заменили кассы и работают.

Но у тех, кто принимает оплату через интернет, оставались вопросы. Периодически на них отвечали Минфин и налоговая. Из этих пояснений можно было сделать вывод, что чеки нужно пробивать даже в неочевидных ситуациях. Например, при таких способах оплаты:

  • между электронными кошельками;
  • по квитанции в банке на расчетный счет продавца;
  • с помощью Клиент-банка;
  • любыми электронными средствами платежа.

Минфин утверждал это в апреле, потом в июле и даже за день до нынешних разъяснений — в письме № 03–01–15/46238.

В этом была проблема. Покупатель платил не через сайт. У продавца могло не быть его почты или телефона: непонятно, куда отправить чек. Узнать о зачислении денег на расчетный счет и сразу пробить чек не всегда возможно. Всё это повод для штрафов.

Как предприниматели должны были решать эту проблему — непонятно. Специальных касс, которые автоматически пробивают чек в таких случаях, еще не придумали. Но закон уже работал, Минфин и налоговая внятных решений не предлагали. Каждый выкручивался как мог.

Что прояснилось

Минфин объяснил, что предприниматели могут не использовать онлайн-кассы при расчетах, которые не попадали под действие закона в прежней редакции. Фактически это означает, что сейчас чеки нужно пробивать только при расчетах наличными или картами.

Электронные кошельки, Клиент-банк и квитанции — это электронные средства платежа. Для таких расчетов в законе обнаружилась отсрочка до 1 июля 2018 года. По крайней мере, это понятно из писем Минфина.

Почему это выяснилось только сейчас? Раньше в письмах Минфина ничего не было про отсрочку.

Мы не знаем, почему Минфин не упоминал отсрочку в предыдущих письмах. Мы внимательно их читали, но там нет ссылок на п. 9 ст. 7 закона № 290-ФЗ. Зато было четко написано, что любые электронные средства платежа и даже безналичный расчет — это повод использовать кассу.

Этот пункт закона сформулирован странно. Из него нельзя сделать однозначный вывод, кто и когда может не пробивать чеки. (Вот где важна хорошая редактура! — Ред.) Но если Минфин говорит, что для электронных средств платежа есть отсрочка, ему-то можно верить. Потому что кому тогда еще верить, если не Минфину?

На самом деле так бывает, когда принимают сложный закон и внедряют что-то новое. Даже официальные ведомства не сразу понимают, как это должно работать. Иногда между неправильными и правильными разъяснениями проходят годы. Из-за этого люди и предприниматели теряют много денег. Хорошо, что в этот раз успели.

Разве Минфин не должен сообщить об этом официально? Как обычный предприниматель узнает об этой отсрочке?

Вообще-то, об этом стоит рассказать не только в письме. Это важное разъяснение, до которого сложно додуматься даже экспертам. Тем более когда есть письма Минфина с другой трактовкой закона.

Но на сайте налоговой до сих пор ничего нет про отсрочку и эти разъяснения. И на сайте Минфина тоже нет ничего внятного по этому поводу. А письма и правда сложно найти: это ответы на конкретные запросы конкретных предпринимателей. Поэтому мы вам про них и рассказываем.

Если покупатель оплачивает картой на сайте, касса всё-таки нужна?

При оплате картой касса нужна уже сейчас. Даже для дистанционной торговли, продажи услуг и расчетах в интернете. Для такого способа оплаты и раньше не было исключений, поэтому отсрочка на них не распространяется. Минфин прямо говорит об этом в письме.

Если интернет-магазин принимает оплату через агрегатор или специальную форму и клиент может оплатить картой, нужно подключить кассу. Для этого есть модели без функции печати чеков. Они дешевле.

Если не принимать платежи по карте, а только электронными деньгами, квитанциями и через Клиент-банк, можно не покупать кассу?

Пока кассу можно не покупать. Отсрочка будет действовать до 1 июля 2018 года. Потом всё равно придется подключить кассу, пробивать чеки и отправлять их покупателям на почту или по смс.

Что делать, когда отсрочка закончится? Как соблюдать закон, если нет данных покупателя и нельзя пробить чек в момент оплаты?

Сейчас действительно нет таких касс, которые автоматически пробивают чек при оплате через Клиент-банк или по квитанции. Если покупатель платит не через сайт, магазин может попасть на штрафы:

  • из-за того, что не отправит чек. Налоговую не волнует, что у магазина нет почты или мобильного телефона покупателя. А есть, например, только домашний телефон и адрес для доставки. Если не отправить чек — штраф 10 тысяч рублей;
  • если не пробьет чек вовремя. Чеки нужно пробить в момент расчета. То есть как только пришли деньги в банк. Даже если они зачислились поздно вечером или в выходной. Как это организовать технически — проблема налогоплательщика. Максимальная разница во времени — 5 минут. Иначе оштрафуют на 30 тысяч и даже больше.

В одном из писем Минфин обмолвился, что эту проблему сейчас обсуждают. Может быть, до 1 июля что-то придумают. Например, выпустят специальные кассы или отменят чеки для таких случаев. Мы расскажем.

Это точно? Минфин больше не передумает?

Мы не знаем о планах Минфина. В апреле никто не упоминал об отсрочке. Налоговая до сих пор ничего не прояснила по этому поводу. Может быть, появятся новые разъяснения.

Даже эти письма — это не нормативные документы. Они как бы никого ни к чему не обязывают. Минфин может менять свою позицию. Мы ничего не гарантируем, но обещаем рассказывать обо всех новостях.

Я принимаю платежи и выставляю счета через интернет. Что мне делать, чтобы не нарушить закон и не попасть на штрафы?

Если клиенты платят картами, нужна онлайн-касса. Здесь без вариантов. Выберите подходящее решение, подключите эквайринг, настройте интеграцию с онлайн-кассой, и всё, забудьте как страшный сон. Это дорого, но таков закон.

Предусмотрите на сайте обязательное поле для почты и телефона. Если вы не сможете отправить чек, это будут ваши проблемы. Аргумент, что покупатель не оставил данные, не спасет от штрафа.

По всем остальным способам оплаты лучше отправить запрос в налоговую. Опишите конкретную ситуацию, чем занимаетесь и как принимаете деньги от клиентов. Задайте конкретные и понятные вопросы. Налоговая ответит лично вам, и это поможет доказать невиновность.

Разъяснения для других предпринимателей можно учитывать, но на них нельзя ссылаться. Суд может не принять такой аргумент.

Если много предпринимателей отправят запросы в налоговую и Минфин, есть шанс, что появятся внятные разъяснения для всех. И в закон внесут поправки по поводу безналичных платежей.

Почитайте интервью с Юлией Куковской. Она объясняет нюансы про онлайн-кассы с позиции ФНС. Там есть полезное.

Ну и что?
. Источник: Федеральный закон от 29.07.17 № 258-ФЗ

Плату за общедомовые нужды должны начислять по счетчикам

10 августа вступил в силу закон о новых правилах оплаты общедомовых нужд. Теперь для расчета официально можно использовать показания счетчиков, а не нормативы. Это правило установил федеральный закон, подписанный президентом. Документ уже действует, и его нужно исполнять.

У управляющих компаний больше не получится навариться на общей электроэнергии и воде и брать с жильцов больше положенного. Но пока это не значит, что в вашей следующей квитанции что-то изменится.

Как это поможет сэкономить?

Что такое общедомовые нужды?

Жильцы платят за свет, воду и газ, которые расходуют в своей квартире. А еще — за общие ресурсы, которые идут на освещение и уборку подъездов.

Это обязательный платеж. Он зависит от площади квартиры: чем больше квартира, тем больше приходится платить за содержание общего имущества.

С 1 января 2017 года общедомовые нужды не выделяют в квитанциях отдельной строкой, но платить за них всё равно нужно.

Как раньше начисляли платежи за общие свет и воду?

До 1 января 2017 года управляющие компании начисляли плату за общедомовые нужды как хотели. Внятного регулирования не было.

С этого года решили установить нормативы: максимум, больше которого жильцы не оплачивают. Если фактически воды или электроэнергии дом израсходует больше, разницу оплатит управляющая компания.

В регионах до 1 июня должны были установить новые нормативы для оплаты общедомовых нужд. По правилам нужно учитывать, как утеплен дом, есть ли там энергосберегающие лампочки, из каких материалов стены и какая площадь общих помещений.

Но проблема не в самих нормативах, а в том, что в законе был прописан только максимум: жильцы платят по нормативам и не больше. А что можно платить меньше — в законе написано не было. Хотя фактически дом мог использовать на общие нужды меньше света и воды, чем начисляла управляющая компания и насчитали региональные власти. Лампочка могла не гореть, а жильцы за нее платили.

Была еще одна проблема: жильцам начисляли плату за услуги, которых не было. Например, за общее водоотведение, которое технически невозможно. В итоге жильцы переплачивали, а управляющая компания зарабатывала.

Что изменилось с этими начислениями?

Сначала проблему попытался решить Минстрой. В письме для губернаторов ведомство разрешило начислять плату за общедомовые нужды по счетчикам. Но это всего лишь разъяснение, которое управляющие компании могли не выполнять. Хоть его и отправили главам всех регионов, это еще ничего не значит — проблема осталась.

29 июля 2017 года вопрос окончательно решили на федеральном уровне. В жилищный кодекс внесли изменения о правилах оплаты общедомовых нужд. Они уже работают, а правительство готовит новые инструкции.

В нашем доме нет общих счетчиков, как мы будем платить?

По нормативам. Если в доме не установлены общедомовые счетчики на свет и воду, это единственный вариант. Все вопросы по установке общих счетчиков — к управляющей компании.

Если стоят общедомовые счетчики, какие есть варианты?

У вас есть выбор. Можно платить по нормативам или счетчикам.

По умолчанию счетчики в приоритете. Если по ним показания меньше, платить по нормативам не придется — учитывается фактический расход. Если больше — заплатите только норматив.

Но как всегда, дьявол в деталях. Вот какие есть варианты по новому закону.

Без общего собрания. Если в доме есть общие счетчики, с августа 2017 года вы продолжаете платить по нормативам. А в следующем году вам пересчитают сумму с учетом фактических показаний. Пересчет будет в меньшую сторону, или просто не придется доплачивать.

По решению общего собрания. Можно выбрать, как платить за общедомовые нужды:

  • среднемесячный объем по счетчикам. Потом эту сумму тоже скорректируют;
  • фактический объем по счетчикам. Сумму корректировать не придется — сколько потратили, за столько и заплатили.

Итого. Без собрания — платите по нормативам, а потом пересчитывают сумму. С собранием — можно уже сейчас платить по счетчикам.

Когда и как будут пересчитывать оплату за общедомовые нужды?

Порядок и сроки перерасчета утверждает правительство. Федеральный закон про новые правила оплаты общедомовых нужд уже работает, а постановления всё еще нет. Как только его опубликуют, мы расскажем, как это будет работать.

Есть только проект, в котором написано, что пересчитывать будут раз в год до 1 июля. Это обычная практика — так делают с отоплением.

А что со структурой платежей за общие нужды?

В жилищном кодексе прописали, что конкретно входит в общедомовые нужды: холодная и горячая вода, электроэнергия и канализация. Если в доме не используют какой-то из ресурсов, то и платить за него не придется.

Проверьте свою квитанцию. Если вам начисляют платежи за водоотведение и горячую воду, хотя в доме нет общей канализации, а в подвале кран только с холодной водой, это незаконно.

Ну и что?
. Источник: Письмо ПФ от 10.07.17 № НП-30-26/9994

Даже если ИП не работает, ему могут начислить страховые взносы по максимуму. Но потом пересчитают

22.09.17 г. Мы обещали держать вас в курсе по поводу ситуации со взносами ИП. Минфин провел совещание с председателем Пенсионного фонда. Ведомства договорились, что всё-таки пересчитают взносы опоздавшим с декларацией. Но это не поможет тем, с кого долги уже взыскивают по решению суда.

Ситуация такая: предпринимателям начали присылать уведомления, что у них долги по пенсионным взносам на десятки и даже сотни тысяч рублей. При этом предприниматели либо не работали, либо уже платили взносы — просто забыли подать декларацию.

Это выглядит диковато: человек не работал, не получал доход и даже вовремя всё платил. Просто он по незнанию или из-за халатности не сдал один документ — а ему больше ста тысяч рублей недоимки. Или даже двести.

Это может коснуться всех ИП, даже если они не работали и не зарабатывали все последние годы. И даже тех, кто пока никаких уведомлений не получал.

Корень проблемы в декларации. Каждый год ИП должны сообщать в налоговую, сколько они заработали и сколько заплатили налогов и взносов. Если этого не сделать вовремя, могут начислить взносов по бешеной ставке. Такой закон.

Но камень преткновения не в самом законе, а в таком нюансе: можно ли ИП исправиться? Например, он забыл подать декларацию, но по факту платил взносы и вообще вел себя хорошо. Может ли он подать декларацию и получить перерасчет, чтобы не платить бешеные взносы? Например, если вспомнит сам или узнает от налоговой о нарушении.

Пенсионный фонд сказал: нет, нельзя. Пропустили подачу декларации — платите огромные взносы, мы ничего не знаем и пересчитывать не будем. Формально у пенсионного фонда нет оснований для уменьшения начислений опоздавшим с отчетами.

Всё это касается взносов и начислений, которые пришлись на период до 2017 года, когда ими занимался пенсионный фонд. По всему новому действуют другие правила: сейчас взносами занимается налоговая, а в кодексе отдельная глава. И там такого правила по доначислениям из-за просроченной декларации нет.

Давайте подробнее

За что начисляют повышенные страховые взносы?

Повышенные взносы начисляют за то, что предприниматель не отчитался о своих доходах за год. Даже если доходов вообще не было, всё равно нужно подать декларацию. Декларация — это отчет. В нем может быть ноль, но сам отчет должен быть.

По закону все ИП платят за себя фиксированные взносы — в пенсионный фонд и на медицинское страхование. Сумма зависит от МРОТ и дохода. В 2015 году каждому ИП даже при нулевом доходе нужно было заплатить 22 тысячи рублей. В 2016 году — 23 тысячи, а в 2017 — почти 28 тысяч.

И вот каждый год предприниматели подают декларацию в налоговую. Там они указывают, сколько заработали и сколько страховых взносов заплатили. Пенсионный фонд и налоговая получают эти данные и проверяют, правильно ли предприниматель посчитал взносы и всё ли заплатил в бюджет. Если правильно — его не трогают. Ну или что-то доначислят.

А если предприниматель не подавал декларацию, то пенсионный фонд не мог проверить начисления. Тогда взносы считали с повышенным коэффициентом — в 8 раз больше, чем фиксированная сумма. Это не прихоть пенсионного фонда, а требование закона.

Пенсионный фонд каждый год ждал данных о доходах из налоговой до 15 июня. Потом имел полное право доначислить по максимальному тарифу.

Но ведь этот закон о взносах уже не действует!

Этот закон действовал до 1 января 2017 года, пока страховыми взносами занимался пенсионный фонд. Потом их передали налоговой — сейчас начисления и уплату проверяет она.

Но теми суммами, которые предприниматели начисляли по 2016 год включительно, заведовал пенсионный фонд. Если накопились долги, налоговая не имеет права их пересчитывать — это не их сфера ответственности. А вот взыскивать их она обязана.

Кого тогда это касается?

Некоторые предприниматели не ведут бизнес и не подают декларации. Кто-то оформил ИП на себя по просьбе родственника и думает, что за него всё сдают и платят в срок. Бывает, что человек не знает, что и когда нужно сдавать в налоговую: взносы платит, а отчеты не отправляет. Или думает, что нет дохода — нет и декларации. Все они под угрозой начисления по повышенному тарифу.

Даже если за 2015 год предприниматель ничего не заработал и всего лишь не подал нулевую декларацию, пенсионный фонд выставит ему недоимку по страховым пенсионным взносам — 148 тысяч рублей. Даже если ИП честно и вовремя заплатил положенный минимум 18 тысяч.

Если не подать декларацию еще и за 2014 год, пенсионные взносы тоже посчитают по максимуму — 138 тысяч рублей плюсом к положенным 17 тысячам.

Данные о долгах на 1 января 2017 года пенсионный фонд передал в налоговую. И взыскивать эти недоимки теперь будет она. Сделать это очень просто: ИП отвечают по своим долгам личным имуществом. Из-за двух просроченных деклараций можно запросто лишиться машины или вляпаться во что-нибудь похуже.

Если не подал декларацию вовремя, можно ведь подать позже. Тогда начисления скорректируют и уберут недоимку?

О том и речь, что нет. Свою позицию по этому поводу пенсионный фонд как раз и разъяснил в недавнем письме. Чтобы пересчитали взносы за 2014 год, декларацию нужно было подать в 2015. За 2015 год пересчитают, только если отчитаться в 2016.

А если подать декларацию на год позже положенного — например в 2017, — пенсионный фонд не будет пересчитывать взносы. Так и оставят максимум.

Говорят, что для пересчета нет оснований по закону. Даже если налоговая передаст в пенсионный фонд просроченную декларацию, из которой будет понятно, что ИП в прошлые годы заработал меньше лимита в 300 тысяч или вообще ничего, недоимку не уменьшат. Даже если за 2014 или 2015 годы предприниматель перечислил все взносы, придется доплатить еще кучу денег.

Пока это официальная позиция пенсионного фонда. Ее должны придерживаться все территориальные отделения.

Что по этому поводу думает налоговая?

Налоговая на стороне предпринимателей и считает, что это незаконно. Такой подход нарушает права налогоплательщиков. Если предприниматель исправился и отчитался, взносы нужно пересчитать с учетом реальных доходов.

Налоговая и пенсионный фонд обмениваются информацией по своим каналам. Если какой-то ИП опомнится и пришлет декларацию за прошлые периоды, пенсионный фонд точно узнает об этом.

В законе нет прямого указания, что пенсионный фонд обязан пересчитать взносы. Но и запрета на пересчет тоже нет. И если бы пенсионный фонд согласился пересчитывать взносы, он бы ничего не нарушил. Но он не соглашается.

Пока это всего лишь мнение налоговой против позиции пенсионного фонда. Ситуацию обещают обсудить на совещании в Минфине. Может быть, тогда все договорятся и предпринимателям спишут долги. А может быть, Минфин согласится с ПФ и придется платить. Мы расскажем, чем всё закончится.

Если налоговая согласна пересчитать взносы, почему она сама не может этого сделать?

Налоговая администрирует взносы с 1 января 2017 года. Повлиять на начисления до этой даты она не может. Пенсионный фонд говорит: вот у этого ИП есть долг 150 тысяч рублей из-за несданной декларации. Налоговая не может уменьшить эту сумму и обязана взыскивать недоимку.

Разбираться по долгам и переплатам до 2017 года нужно с пенсионным фондом. Если получится, фонд передаст в налоговую новые данные.

Если я сдал декларацию — хоть и с просрочкой, но всё-таки сдал, — что теперь будет?

Главное — успеть сдать в тот год, когда положено по закону — то есть в течение следующего за отчетным. Например, за 2015 год нужно отчитаться в 2016. Тогда пенсионный фонд согласен пересчитывать взносы с учетом реального дохода даже при просрочке.

Если декларацию за 2015 год сдать в 2017 году, тогда всё — не пересчитают. Но никто не запрещает отстаивать свои права в суде. Пока практика противоречивая, поэтому гарантии успешного исхода дела никто не даст.

Это грабеж! За нулевую декларацию десятки тысяч недоимки?

Это требование закона. Оно не новое — так было и раньше. Чтобы не переплачивать, нужно вовремя сдавать декларации или закрыть ИП за ненадобностью. Это проще и дешевле, чем кажется.

Я не помню про свои декларации. Как проверить, вдруг что-то должен?

В налоговой можно запросить список отчетностей и акт сверки за любой период. Это удобно делать через систему отправки отчетности или ведения бухгалтерии.

Но даже если такого нет, тратить деньги на сверку не придется: сейчас у ИП есть личные кабинеты прямо на сайте nalog.ru.

На всякий случай можно свериться и с пенсионным фондом: отправить запрос по почте или сходить лично.