«Обувь России» превратилась в экосистему и сменила название

«Обувь России» превратилась в экосистему и сменила название

4
Аватар автора

Михаил Болдов

частный инвестор

Страница автора

OR Group (MCX: ORUP), ранее «Обувь России», управляет крупной розничной сетью, развивает собственный маркетплейс Westfalika, занимается микрофинансированием и владеет собственным производством обуви. В 2020 году компания провела ребрендинг и объявила о запуске собственной экосистемы онлайн-сервисов.

29 марта OR подвела финансовые итоги своей работы за 2020 год. По ним можно наблюдать падение выручки на 21% год к году и чистой прибыли на 67% и рост чистого долга на 8% — до рекордного уровня.

Предлагаю разобраться в причинах слабых результатов прошлого года.

Ситуация в отрасли

Непродуктовая розница оказалась в числе наиболее пострадавших секторов экономики из-за ограничительных мер на фоне распространения коронавируса. В апреле 2020 года вся розничная сеть OR была закрыта, из-за чего продажи компании упали до исторического минимума.

Компания начала постепенно восстанавливать работу своих розничных точек в мае, несмотря на ограничительные меры, а уже в июне продажи вернулись на докризисные уровни.

По итогам 2020 года розничная сеть холдинга впервые за долгие годы сократила количество собственных торговых точек с 763 до 665 магазинов. Количество магазинов по франшизе незначительно выросло: со 172 до 175. Розничная сеть сократилась более чем на 7% год к году, а торговая площадь собственных магазинов уменьшилась на 9%.

Для снижения зависимости от офлайн-продаж менеджмент компании начал развивать собственный онлайн-маркетплейс и финансовые сервисы и провел ребрендинг, эволюционировав из торговца обувью в универсального ретейлера с собственной экосистемой. В 2020 году компания обновила сайт своего бренда Westfalika, который теперь работает в формате маркетплейса. На сайте продаются товары OR и партнерских брендов в широком ассортименте.

Количество магазинов OR на 31 декабря

СобственныеФраншизаВсего
201637874452
2017422113535
2018566161727
2019736172908
2020665175840

Количество магазинов OR на 31 декабря

Собственные
2016378
2017422
2018566
2019736
2020665

Франшиза
201674
2017113
2018161
2019172
2020175

Всего
2016452
2017535
2018727
2019908
2020840

Торговая площадь собственных магазинов на 31 декабря, тысяч м²

201636,8
201740,1
201853,8
201961,9
202056,4

Торговая площадь собственных магазинов на 31 декабря, тысяч м²

201636,8
201740,1
201853,8
201961,9
202056,4

Финансовые показатели

Выручка упала на 21% год к году — до 10,8 млрд рублей — из-за падения розничных и оптовых продаж во 2 квартале 2020 года на фоне ограничительных мер и снижения доходов населения.

Продажи. Около 42% выручки OR получила от розничных продаж через торговую платформу Westfalika. При этом доля онлайн-продаж в розничной торговле выросла до 20%. Менеджмент заявил, что в среднесрочной перспективе доля онлайн-продаж в рознице составит 50%.

Что касается двух других направлений бизнеса: оптовые продажи составили 33% и микрофинансирование — 25% от общей выручки.

Отдельно хочу отметить микрофинансовый сегмент OR, так как это направление выросло на 27% год к году и продолжает занимать большую долю в общих доходах компании.

Следом за падением объемов продаж снизилась и себестоимость реализации на 26% год к году — до 4,5 млрд рублей — из-за снижения совокупной стоимости реализованной продукции.

Коммерческие и административные расходы снизились на 8% год к году — до 3,5 млрд рублей — по причине снижения арендных платежей из-за сокращения количества розничных магазинов.

Кроме того, из-за экономического кризиса выросли риски невозврата кредитов клиентами, и менеджмент увеличил резервы по сомнительным кредитам с 0,5 до 0,8 млрд рублей.

Операционная прибыль компании упала на 39% год к году и впервые оказалась ниже 2 млрд рублей.

Финансовые доходы OR упали на 20% год к году из-за уменьшения полученных процентов по выданным займам, а финансовые расходы выросли на 9% из-за увеличения расходов на выплату процентов по облигациям на 51% год к году. За 12 месяцев 2020 года сумма краткосрочных облигационных займов выросла в 4 раза и составила 3,3 млрд рублей.

Чистая прибыль по результатам прошлого года упала в три раза год к году и составила 0,6 млрд рублей. Так мало компания не зарабатывала еще никогда в своей публичной истории.

Структура выручки OR в 2020 году

Торговая платформа Westfalika42%
Оптовая реализация товаров33%
Микрофинансирование25%

Структура выручки OR в 2020 году

Торговая платформа Westfalika42%
Оптовая реализация товаров33%
Микрофинансирование25%

Динамика финансовых показателей, млрд рублей

ВыручкаОперационная прибыльЧистая прибыль
2016102,31,2
201710,82,51,3
201811,62,61,3
201913,73,21,7
202010,820,6

Динамика финансовых показателей, млрд рублей

Выручка
201610
201710,8
201811,6
201913,7
202010,8

Операционная прибыль
20162,3
20172,5
20182,6
20193,2
20202

Чистая прибыль
20161,2
20171,3
20181,3
20191,7
20200,6

Долги

Чистый долг OR вырос на 8% год к году — до рекордных 12,6 млрд рублей — за счет роста долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов. Компания сократила общую сумму займов у банков на 5% — до 9,3 млрд рублей, но увеличила облигационные займы сразу на 41% — до 3,8 млрд рублей. Из них 87% составили краткосрочные облигации со сроком погашения до года.

При этом уровень долговой нагрузки, который бизнес рассчитывает исходя из коэффициента «чистый долг / EBITDA», вырос с 3,3 до 5,5, на что, кроме всего прочего, повлияло падение показателя EBITDA на 36% из-за снижения выручки от продаж.

Еще один риск — существенный рост запасов компании на протяжении последних лет. По итогам 2020 года запасы готовой продукции и товаров для перепродажи выросли на 27% — до 18,2 млрд рублей. Эта сумма более чем в 32 раза превышает чистую прибыль холдинга за прошедший год.

Хорошо, если в будущем спрос вырастет и компании удастся продать весь этот товар по расчетным ценам или даже дороже. Но есть риск, что запасы готовой продукции переоценят в сторону понижения.

Основным товаром для OR, несмотря на ребрендинг, все еще остается обувь, которая может терять в цене, если модель выходит из моды. Чем дольше товар лежит на складе, тем выше риск, что его не получится продать по выгодной цене. Компания оценивает свои запасы более чем в 18 млрд рублей, но сколько денег можно выручить на продаже складских запасов на самом деле, спрогнозировать сложно. Не исключено, что в какой-то момент менеджмент произведет переоценку справедливой стоимости запасов готовой продукции, и тогда в отчетности может возникнуть существенный убыток из-за неденежных списаний.

Динамика чистого долга, млрд рублей

20167
20174,7
20188,4
201911,7
202012,6

Динамика чистого долга, млрд рублей

20167
20174,7
20188,4
201911,7
202012,6

Динамика коэффициента «чистый долг / EBITDA»

20162,8
20171,7
20182,9
20193,3
20205,5

Динамика коэффициента «чистый долг / EBITDA»

20162,8
20171,7
20182,9
20193,3
20205,5

Дивиденды

Дивидендная политика компании не обновлялась с сентября 2017 года. В этом документе нет четких критериев по размеру начисляемых дивидендов, но компания платила около 20% от чистой прибыли по МСФО до 2019 года.

В мае 2020 года совет директоров принял решение отказаться от выплаты дивидендов по итогам 2019 года из-за ограничительных мер и ухудшения финансового положения компании.

Вероятно, по итогам 2020 года компания тоже откажется от выплат акционерам, учитывая высокий уровень долговой нагрузки.

Дивиденды на акцию OR Group

20182,32 ₽
20192,36 ₽
20200 ₽

Дивиденды на акцию OR Group

20182,32 ₽
20192,36 ₽
20200 ₽

Что в итоге

В 2020 году OR Group показала слабые финансовые результаты. Это неудивительно, учитывая все сложности, с которыми столкнулся бизнес в этот период. Фактически менеджмент был вынужден начать ускоренную трансформацию компании в условиях кризиса непродуктового розничного ретейла.

Долг компании достиг рекордного уровня, и динамика последних лет выглядит удручающе. Коэффициент «чистый долг / EBITDA» достиг 5,5. Это один из самых высоких уровней долговой нагрузки для российских публичных компаний, и говорит он о высоком риске для финансовой устойчивости бизнеса.

Вопрос в том, сумеет ли менеджмент справиться с трудностями и своевременно завершить преобразование компании в одну из крупнейших в России торговых платформ. А пока что инвестиции в OR выглядят рискованными.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество